Внеклассное мероприятие по литературе: "Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по литературе: "Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая" Цель: Расширить знания учащихся о творчестве Я.Г.Ухсая Задачи: 1. Привить учащимся навыки самостоятельного приобретения знаний. 2. Вызвать в учащихся интерес к поэзии Я.Ухсая. Оборудование: 1. Презентация «Вступая в поэтический мир Якова Ухсая»; 2. Книжная выставка «Радуга поэзии Якова Ухсая»; 3. Аудиокнига «Тутимĕр» («Тудимер»). Ход занятия Звучит мелодия чувашской народной песни «Алран кайми» 1 ведущий: Я полюбил мальчишкой вас, Поля и лес в родном краю! Пока мой разум не угас – Я сохраню любовь мою. 2 ведущий: Ухсай – слава и гордость современной чувашской литературы. На творчестве поэта можно убедиться, что истинный талант питается благодатными соками родной земли.
Иконка файла материала Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая.doc
Внеклассное мероприятие по литературе: "Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая" Цель: Расширить знания учащихся о творчестве Я.Г.Ухсая Задачи: 1. Привить учащимся навыки самостоятельного приобретения знаний. 2. Вызвать в учащихся интерес к поэзии Я.Ухсая. Оборудование: 1. Презентация «Вступая в поэтический мир Якова Ухсая»; 2. Книжная выставка «Радуга поэзии Якова Ухсая»; 3. Аудиокнига «Тутимĕр» («Тудимер»). Звучит мелодия чувашской народной песни «Алран кайми» 1 ведущий: Ход занятия Я полюбил мальчишкой вас, Поля и лес в родном краю! Пока мой разум не угас – Я сохраню любовь мою. 2 ведущий: Ухсай – слава и гордость современной чувашской литературы. На творчестве поэта можно  убедиться, что истинный талант питается благодатными соками родной земли. 1 ведущий: Яков Гаврилович Ухсай родился 26 ноября в 1911 году в бедной крестьянской семье. Родители его  были неграмотными, но дали будущему поэту нужное образование: они научили его ценить родной язык,  познакомили с бесценным богатством народного творчества. Ухсай с благодарностью вспоминает, что красоту и  сочность чувашского языка ему открыл отец – его первый учитель. «…И сейчас, когда мои волосы наполовину  покрылись сединой, перед тем, как сесть за рабочий стол, я закрываю глаза и стараюсь вспомнить его сочные  выражения и образы» 2 ведущий: В долгие зимние вечера мать рассказывала детям сказки, порой одну и ту же в течение двух­трех  ночей. Она сопровождала их пением не только чувашском, но и на татарском и башкирском языках, которыми  владела неплохо. Звучит песня «Сăпка юрри» 1 чтец: Этой бесконечной ночи темной Мне вовек забыть не суждено Матушка, я все, что было, помню, Хоть прошло оно давным­давно. Ты садилась ткать, а мне, родная, Говорила: «Засыпай, сынок!..» Я смотрел, как, устали не зная, Быстро бегал легкий твой челнок. Я уже совсем дремал и все же Слушал, как ты пела в полумгле О голубке­девушке пригожей И о смелом молодом орле. Эти песни ты нам петь любила,Ими и светла была изба. Горе было в них и счастье было, Вся твоя нелегкая судьба. Крепость моему больному телу Дали молоко и черный хлеб. Я от песен, что ты мне пропела, Сердцем осмелел, душой окреп. 1935 1 ведущий: Сильное влияние оказал на Ухсая классик чувашской литературы К.В. Иванов. Оба они происходят  из одного чувашского села Слакбаши в Башкирии. Ухсай даже приходится родственником своему знаменитому  собрату. Еще в детстве Ухсай часто слышал рассказы о К. Иванове от своих односельчан и эти рассказы не  могли не оказать сильного воздействия на душу впечатлительного ребенка. Еще мальчишкой Ухсай вдоль и  поперек исходил места, где развертывается трагическая история Нарспи и Сетнера, героев поэмы «Нарспи».  Может быть, тогда Ухсай впервые почувствовал, что он обязан продолжить дело так рано ушедшего  Константина Иванова. Появилось желание пробовать свои силы на поэтическом поприще. 2 ведущий: В стремлении писать стихи юного автора поддержал и школьный учитель. Чуваши всегда считали  знание ни с чем несравнимым богатством, глубоко уважали и почитали людей просвещенных, видели в них своих  заступников и защитников. С наказом не осрамить чести села поехал Ухсай в Москву поступать в университет. 2 чтец: «Синяя печать» Всего хозяйства­то – корова, Пяток овец, изба да клеть. Прощанье было так сурово, Что впору плакать, а не петь. Предсельсовета, парень важный, Чтобы унять мою печаль, С размаху на клочок бумажный Влепил мне синюю печать. И с домодельным тем мандатом Пришел я в университет. Так счастье началось когда­то, Так я увидел знаний свет. Я числю жизнь свою оттуда, Где начал я стихи писать, И я до гроба не забуду Простую синюю печать. 1930 1 ведущий: Всегда с большой благодарностью вспоминал поэт Москву, так много сделавшую для него. С  искренней теплотой отзывается о своих учителях и московских друзьях. 2 ведущий: Школой жизни и мужества явилась для поэта Великая Отечественная война. В составе танковой  армии дошел он до Германии. Звучит песня «Журавли» 3 чтец: «Вон в небе журавли» Вон в небе журавли... Куда стремится Высокий и нестройный их отряд?.. Под ними села курские горят, И негде отдохнуть усталым птицам. О, как бы я, солдат, был нынче рад В Чувашию родную возвратиться!Но я с врагами должен расплатиться... Так пусть на Волгу журавли летят. Я из окопа им кричу: «Туда, Туда летите, к солнечным затонам. Переливаясь синим и зеленым, Там плещется спокойная вода. Там соловьи поют на берегу, Там – я клянусь – вовек не быть врагу!» 1943 2 ведущий: Что же вынес поэт для своей поэзии, к чему он пришел, повидав и испытав так много? А пришел к  тому, что милее и краше родного края, дороже родного языка ничего нет. 4 чтец: «Родной язык» У Вислы я брожу иль у Дуная, Взбираюсь ли на склон седых Карпат, Везде родной язык я вспоминаю, Везде его слова в душе звучат. А если земляка случайно встречу, От радости захватывает дух. Ласкают слух слова родимой речи, Приятной, мягкой, как лебяжий пух. В народной песне – грустной иль задорной – Как славно ты звенишь, родной язык! Ты свеж, и чист, и светел, словно горный Вниз по камням струящийся родник. Для задушевной, дружеской беседы Чувашского народа сыновья Из лунного тебя сковали света И напоили песней соловья. Но в час, когда мы говорим с врагами, Становится иною наша речь; Тогда родной язык горит, как пламя, Звенит, как обнаженный к бою меч. Мы любим мир, но если нас затронешь, Сплотимся мы в один военный стан… Не позабуду битву за Воронеж Я – гвардии советский капитан. В сраженьях под Орлом и под Варшавой Немало пало братьев дорогих. В Берлин и в Будапешт дорогой славы И мой народ шагал в ряду других. Родной язык! Не зная бед и горя, С нуждой и притесненьем незнаком, – Звучи победно в мощном дружном хоре С великим, славным русским языком! 1945 1 ведущий: Ухсай утверждает, что только на основе глубокого, пристального изучения и познания жизни могут  рождаться подлинные художественные шедевры, волнующие не одно поколение читателей. «Я – сынкрестьянина, по­крестьянски мыслю», – подчеркивает Ухсай. В этом утверждении имеется глубокий смысл,  призыв последовательно придерживаться народных начал в литературе, бережно относиться к народным  истокам искусства, нерасторжимо связанным с трудом. 5 чтец: «О, как много, до избытка, дивных слов» О, как много, до избытка, дивных слов Стихотворцы извели на соловьев! Одного не понимаю только я: Как могли они забыть про воробья? В жарких странах птахи певчие давно, Где безделья в полной мере им дано, Где развесистые пальмы круглый год Осеняет безмятежный небосвод. Ну, а здесь такая вьюга да мороз Даже дуб трещит, в сосульках весь от слез! Лишь воробушек, отважный воробей, Все чирикает: мол, дядя, не робей! Мы трудяги, перетерпим, переждем… То­то весело весною заживем! 1955 2 ведущий: Подлинная любовь к матери­земле, к людям, обрабатывающим и украшающим ее, – важная тема  всего творчества Ухсая. Любовно­бережное отношение к природе встречаем в ряде пейзажей Ухсая. В поле, в  лесу, на реке Ухсай как бы чувствует себя в окружении живых существ, которые одному ему ведомым языком  открывают перед ним свои тайны, что­то говорят ему, стараются добром оплатить за добро. 6 чтец: «В лесу решил я палку срезать» В лесу решил я палку срезать. Иду, гляжу по сторонам, Прислушиваясь к шуму леса, К веселым птичьим голосам. Стоит береза молодая. Она, как девушка, стройна. Нет, лучше мимо прошагаю, Не трону. Пусть растет она. И мимо липы одинокой Я не задумавшись прошел: Цвети, своим медвяным соком Питай трудолюбивых пчел. Над речкой ветки наклоняя, Стоит черемуха в цвету. Она кривая, да живая. Как тронешь эту красоту?! Не смог я и орешник тронуть, Взглянул и повернул назад. Пускай среди листвы зеленой Орехи гроздьями висят.Окружена землею черной Ольха. Здесь кто­то жег костер, И у ольхи сгорели корни. Она мертва с недавних пор. Ей больше не шуметь листвою… Срубил ее под корень я. Пусть расцветает все живое, А мертвым – черная земля. 1934 1 ведущий: Можно взять любое произведение Ухсая – и почти каждое из них наполнено в меньшей или  большей степени образами, красками, звуками чувашской жизни на разных стадиях ее развития. Слушание аудиозаписи отрывка из трагедии Я.Ухсая «Тудимер» – Мы рассмотрели ряд произведений Ухсая. Что же является главной темой его творчества? – Тема родной земли, родного народа. – Чему учат стихи поэта? – Любить родной язык, свой родной край, беречь ее красоту, уважать труженика земли, вообще труд человека.

Посмотрите также