Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
            
        
        
        
                    
                
                    Мероприятие по профориентации
«Я и мир профессий»
Воспитатель Круговова А.В.
Цель:
    оказание действенной помощи учащимся 9го класса в осознанном выборе профессионального 
пути.
Задачи:
 формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
 активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
 вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
 формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Оборудование:
Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о 
профессиях.
План мероприятия:
Вступительное слово
Теоретический материал:
Кто я?
Многообразие мира профессий
Пути получения профессионального образования
4. Рефлексия занятия.
Ход мероприятия:
    Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам 
задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни 
человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы 
на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем 
найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий». 
 Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно 
всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, 
которые нужно сформировать,  т. е. изучить собственное «Я». 
В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и 
тем не менее в феномене «Я» загадок  больше, чем ответов. 
Я  ожидаемое
Я  желаемое
Я  реальное
Я  представляемое
Я  фантастическое
Я  идеальное
Глубина самопостижения и самопознания собственного «Я», слабых и сильных сторон своей 
личности, умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность 
профессионального выбора.
Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно 
обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет САМООЦЕНКА.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди 
других людей. 
От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность 
к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность 
деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем 
притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. 
Расхождение между притязаниями и  реальными возможностями  человека  ведет  к  тому,   что
он   начинает  неправильно  себя оценивать, вследствие чего его поведение становится 
неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ САМООЦЕНКИ 
Заниженная
Адекватная
Завышенная
Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои 
достоинства и недостатки.
Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека, в том 
числе и на профессиональную. В ситуации профессионального выбора вам необходимо не 
только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и 
возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.
                     Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать 
предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными 
особенностями, т.е. составить профессиональный план. 
             Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека 
можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, 
волевые качества, способности и многие другие. 
   2. Многообразие мира профессий. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая 
классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по 
пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда. 
По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда 
— «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень 
классификации. 
1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и 
проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота 
кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, 
сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность 
технических   объектов   в   том,   что   они   могут   быть   точно   измерены   и   просчитаны,   поэтому  
профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих 
способностей, точности, хорошего здоровья.
2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, 
экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет 
труда   —   человек.   Эти   профессии   имеют   особую   социальную   значимость.   Они   требуют   от  
человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать 
свои эмоции.  Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие  
между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если 
у   вас   повышенная   потребность   в   общении,   контакты   с   людьми   будут   вас   радовать,   если  
пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов  
этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. 
Исследование,   изучение   и   использование   природных   ресурсов,   уход   за   животными   и  
растениями,   их   лечение   —   вот   возможные   виды   деятельности.  Профессии   этой   группы:  
агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог,  
мелиоратор.   Людей   этих   профессий  объединяет   любовь   к   природе.   Но   эта   любовь   —  
деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться  
цветами. 
И   совсем   другое   —   регулярно,   день   за   днем   ухаживать   за   ними,   наблюдать,  
лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этойдеятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться 
трудностей и не ждать быстрых результатов.
4.   ЗНАК.  К   этой   группе   относятся   все   профессии,   связанные   с   использованием   устной   и  
письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, 
лингвиста,   математика,   программиста,   нотариуса.   Предметом   труда   для   этих   профессий  
является 
«знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде 
текстов,   формул,   знаков,   кодов,   графиков,   диаграмм   и   чертежей.   От   достоверности   и  
своевременности   информации   в   нашей   жизни   зависит   многое,   если   не   все.   Поэтому  
специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от 
реальных   физических,   химических,   механических   свойств   предметов,   а   с   другой   —  
представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками.  
Профессии этой группы предъявляют  особые требования к  мышлению, памяти и вниманию  
человека. 
  музыкальной,
  актерскосценической
  литературнохудожественной,
5.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ   ОБРАЗ.  К   этой   группе   относятся   профессии,   связанные   с  
изобразительной,
 
деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники 
способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому  
что 
таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят 
к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с 
чем   не   сравнимую   радость.   Для   освоения   творческих   профессий   мало   одного   желания   —  
необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. 
5. Рефлексия занятия.
 Что понравилось на занятии, а что нет?
 Что узнали нового?
 Чего ждёте от следующих занятий?
Заключение.
Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.
6. Прощание. (В группе традиционно принято аплодировать друг другу в конце 
  
занятия)