Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни) Цели: показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве; ориентация учебного процесса на самообразование; Задачи: • формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу; • познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию; Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету – количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.
Иконка файла материала Внеклассное меропкубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни.doc
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни) Цели: показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве; ориентация  учебного процесса на самообразование; Задачи:  формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к   национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу; познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы  родного края для приобщения к самообразованию; Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы  столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные  исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету –  количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь. В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были  представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между  представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что  кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова  приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова  с причудливой инверсией: жэнци – жнецы, копуавть – покупать, суворый – суровый. Украинские слова  приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты – балакать. Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и  неподражаемость этой части России. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о народном фольклоре: – Что такое устное народное творчество? – Какие его виды вам известны? – Кто является творцом устнопоэтических произведений? Богато устное народное творчество и у казаков: кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно включает в себя много сказок, небылиц. В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и  горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине.  Нам предстоит заняться выпуском  журнала "Устное народное творчество Кубани". Группы готовили свои  странички, разрабатывали содержание и форму подачи. 1 страница – "Сказочная" Знаете ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных  территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры  сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки – анекдоты, небылицы, сказки о животных, и  каждый жанр представлен прекрасными образцами. – Ребята, какие сказки вам знакомы? – Сейчас вы услышите сказку "Тройная благодарность". Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается  – тонет. Пожал его казак – соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался. – Спасибо тебе, казак, за помощь! – Не стоит благодарности! – казак отвечает. – Велика ли помощь : соломинку подать. – Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! – говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю. Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел. А на  бекете  его дала беда. Ночью арбеки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего  не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли  в полон. А казак от  бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может – руки за спиною туго связаны. Вдруг чувствует –  веревка лопнула. И слышит голос муравья:Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота – прыгай с коня  и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят – плавать не умеют, их кони воды боятся. Так и сделал казак.  Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны. Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся. Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел. Лег казак на землю – помирать собрался. Вдруг слышит голос муравья: – Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли. Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных. Казак баланды наварил, поел, поспал – будто заново родился. – Ну, спасибо, муравей, за помощь! – Не стоит благодарности, муравей отвечает. – Для тебя зернышко, а для меня – жизнь! – говорит казак. – Ну что, – смеется муравей, – понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает. Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел. 1. Как казак оценил помощь муравья? 2. В каких словах выражена основная мысль сказки? 3. Ваше личное отношение к героям? 4. Что взяли для себя? Следующая страничка нашего журнала "Частушки" Что удалось узнать  об особенностях этого жанра? Термин "частушка" литературного происхождения. В народе произведения частушечного жанра именовались  припевками и страданиями. В Краснодарском крае этот жанр получил распространение в конце XIX века.  Военизированный быт казачества определил жанровое и тематическое развитие фольклора Кубани, в котором  много было обрядовых и плясовых произведений. Но предпочтение отдавалось историческим, военно­бытовым и  строевым, а также шуточным и плясовым песням. Припевки всегда исполнялись на людях, во время гуляний и в плясках, на "вечерках", "посиделках", " лавочках" и  даже тогда, когда парни и девушки прогуливались по станице или хутору. Для всех, кто интересуется духовной  культурой Кубани, любящих музыку и песенное слово исполняем частушки. 1. Кукарекает петух, Ссорятся индюшки. Мы сейчас вам пропоем Новые частушки. 2. Я частушку запеваю Первую, начальную. Я хочу развеселить  Публику печальную. "Пословицы и поговорки" – так называется следующая рубрика. Пословицы – это своеобразные, краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов,  выражают нравственные нормы. Поговорка же – образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе – то есть очень  рад, как банный лист – очень навязчивый человек. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои  особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов – русского  и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и  поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.  Собака лает, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит.  Свэняка люжу найде. – Свинья грязь найдет.  Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.  Бидномужэныться – день малый. Доскажите пословицы  Кто рано встает: (тому бог подает).В гостях хорошо: (а дома лучше).   Лучше с миром: (чем с войной).  Мудрое слово:  (делу основа).   Сначала подумай: (потом говори). Без муки:  (нет науки). Страничка нашего журнала "Песенная". Кубанские народные песни издавна и традиционно являются наиболее популярными, считаются наиболее  оригинальными в песенной культуре России. Народная песня одновременно и памятник глубочайшей старины и  генератор ритмов нашей сегодняшней жизни. Кубанские песни отличаются необычайным богатством и разнообразием (исторические, военно­бытовые,  походные, лирические, обрядовые, свадебные, хороводные, плясовые) Военно­бытовые песни показывают воинов в боевых походах, прославляют мужество, отражают суровый  военный быт. В  дальних походах казаки пели о родной земле, милой Кубани, о  одном доме, о матери, о любви: Лирическая песня живет в народе во множестве жанровых разновидностей:  календарные. Обрядовые,  свадебные, семейные, плачи, величальные. Народная лирика отличается богатством поэтического строя. Завершает наш устный журнал страничка под названием "Загадки". В давние – давние времена думали люди, что дерево, и рыба , и птица – все понимают человеческий язык. И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с  успехом предстоящего дела. А для того чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали особую  "загадочную" речь. Вот загадка­то из той тайной речи родилась. И сначала для того служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык  выучить. Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой­нибудь  избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. Попробуйте отгадать и вы. 1. Сидит Пахом На коне верхом, Книги читает, А грамоты – не знает. (Очки) 2. Бьют Ермилку Что есть сил по затылку, А он не плачет, Только ножку прячет. (Гвоздь) 3. Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном, На столбе золотом. (Колос) – Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство –  люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её  пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности.  Они – хранители истинно  народной мудрости.

Посмотрите также