Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук
"Путешествие по Периодической системе» Слайд 1
Цель мероприятия: формирование и развитие познавательного интереса
учащихся к химии.
Задачи:
способствовать совершенствованию и углублению знаний учащихся о
строении и содержании периодической системы Д.И.Менделеева, развитию
познавательного интереса учащихся с помощью внеклассной работы.
воспитывать чувство патриотизма и гордости у обучающихся за достижения
и вклад российских учёных в мировую науку, коммуникативные навыки,
формировать научное мировоззрение, желание учиться активно, воспитывать
любовь к химии и научным исследованиям.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Оборудование и вспомогательные материалы:
портрет Д.И. Менделеева, таблица «Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева»
компьютер и мультимедийное оборудование для презентации;
карточки со знаками ХЭ; карточки с названием: «Металлы», «Неметаллы»,
оборудование для проведения занимательных опытов
ручки, бумага для каждого участника игры;
Организация мероприятия
Заранее оформляется стенд: материалы, посвященные жизни и деятельности
Д. И. Менделеева; Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева»; вопросы , ребусы.
План мероприятия
1.Вступительное слово учителя. Слайд 2
":Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай". С. П. Щипачев Я приветствую вас на химической игре «Путешествие по Периодической
системе»
2.Жюри (учителяпредметники). Слайд 3
3.Формирование команд. Слайд 4 Две смешанные команды по 8 человек.
Команда «Металлы»зеленый цвет и «Неметаллы» красный цвет. Члены
команд берут себе любой понравившийся химический знак ( ребята,
готовившие сюрприз берут свой знак) Для ответа используем сигнальную
карточку.
Победитель будет определен по количеству баллов, набранных по итогам
игры. Отвечает команда, поднявшая руку первой. Каждой станции отводится
определенное время для ответа. При правильном ответе команда получает
баллы, при неправильном – 0 баллов. В случае неправильного ответа, отвечает
вторая команда.
Болельщики могут заработать дополнительные баллы, используя сигнальную
карточку.
4. ПС по праву называют «компасом для исследователя», поэтому
путешествовать мы будем по станция Периодической системы
Итак, мы отправимся в путешествие по ПС.( звук отходящего поезда)
Слайд 5
И первый вопрос : Сколько химических элементов в ПСХЭ
Д.И.Менделеева? 1 балл
Правильных ответов может быть два: 118 и 126. Почему так ?
В природе люди обнаружили 94 элемента. Они ничего с ними не делали.
Только изучали их свойства и особенности. Большая часть из них была в
первоначальной периодической таблице.
Другие 24 элемента были созданы в лабораториях.
Всего получается 118 штук.
Еще 8 элементов являются лишь гипотетическими вариантами. Их пытаются
изобрести или получить.
Так что на сегодняшний день и вариант с 118 элементами, и с 126 элементами
можно смело называть.
1 станция «Защита химических знаков» Слайд 6
Химический
Порядковый
Массовое
Заряд
Число
Число
Число элемент
номер
число
К
Zn
Ca
Fe
Al
Mg
Аu
Cu
19
30
20
26
13
12
79
29
39
65
40
56
27
24
197
64
Химический
элемент
Порядковый
номер
Массовое
число
C
P
Si
S
Cl
As
H
O
6
15
14
16
17
33
1
8
12
31
28
32
35,5
75
1
16
ядра
+19
+30
+20
+26
+13
+12
+79
+29
Заряд
ядра
+6
+15
+14
+16
+17
+33
+1
+8
электронов
19
30
20
26
13
12
79
29
протонов
19
30
20
26
13
12
79
29
нейтронов
20
35
20
30
14
12
118
35
Число
электронов
Число
протонов
Число
нейтронов
6
15
14
16
17
33
1
8
6
15
14
16
17
33
1
8
6
16
14
16
18,5
42
0
8
2 станция «Химическая атака» Слайд 7
Какой элемент был открыт раньше на Солнце, а потом на земле? (Гелий )
В организме взрослого человека его содержится более 1,5 кг. Поэтому его
называют самым живым металлом? (Кальций)
Он не боится самых жарких объятий пламени? (Вольфрам)
Король твердости среди металлов? (Хром)
Чемпион среди металловтяжеловесов? (Осмий)
Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий)
Металл, который не тонет в воде, а может бегать по ней? (Натрий)
Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком
состоянии? (Бром, ртуть)
«Золотой призер» электропроводности (Серебро)
Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих
животных? (Мышьяк)
металл является настоящим «гигантом»? (Титан)
Металл, за получение которого Мария Склодовская – Кюри получила
Нобелевскую премию? (Радий) 3 станция – «Химическая шифровка» Слайд 8
Задание команде «Металлы»
С помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
расшифруйте текст. Найдите элементы с указанными номерами в
периодической системе и запишите под цифрами первые буквы их названий.
Прочтите отрывок, который у вас получился.
24 49 12 49 63 16 19 49 63 ч 88 63 18 19 52 49 74 11 18 ы
Задание команде «Неметаллы»
С помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
расшифруйте текст. Найдите элементы с указанными номерами в
периодической системе и запишите в пустые клеточки под цифрами первые
буквы их названий. Прочтите отрывок, который у вас получился.
74 19 16 84 88 76 5 76 74 у 18 52 11 63 3 79 ьья !
А теперь давайте объединим отрывки, которые вы расшифровали и получим
фразу. (Ответ: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!)Это правило
техники безопасности. ПТБ
4 Станция – «Химическая лаборатория» Слайд 9
Задание: Получить, собирать и распознать водород»
Собрать прибор для получения газов и проверить его на герметичность. В
пробирку положить 12 гранулы цинка и прилить в неё 12 мл. соляной
кислоты. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надеть на
кончик трубки еще одну пробирку. Подождать некоторое время, чтобы
пробирка заполнилась выделяющимся газом. Снять пробирку с водородом и,
не переворачивая ее, поднести к горящей спиртовке. Если водород взрывается
с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит водород
собран в смеси с воздухом («гремучий газ»)
5 Станция « Умелые ручки»
В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром
поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры
Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил кружку теплого
молока, затем встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было
чудесное. После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из
конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать
символы элементов и их главные химические свойства. Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало
доноситься: "Ууу! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убьюу!" Эти
возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое
вдохновение.
Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой,
руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ,
образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь
ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал
вырисовываться облик будущей Периодической системы химических
элементов. Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им
таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их
атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав
пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (по старому
стилю).
Вопрос : 1 балл
Так был открыт Периодический закон, современная формулировка
которого такова: Слайд 10
«Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений
элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их
атомов»
Менделееву тогда было всего 35 лет.
«В течении нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот
магический принцип, который привел бы в порядок всю груду накопленного
за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и
отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и
заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же
проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же
подвернувшемся под руку клочке бумаги.
Задание :Перед каждой командой лежат пазлы нужно из них составить
периодическую таблицу, т.е. расположить элементы в таком порядке, так как
они стоят в периодической системе.
Слайд 11
6 Станция «Химический лабиринт» Слайд 12 (Ответ: 1. Вольфрам. 2. Марганец. 3. Цинк. 4. Купрум. 5. Мышьяк. 6.
Кремний. 7.Йод. 8. Дальтон. 9.Неон. 10. Натрий.)
Периодическую систему можно представить в виде большого дома, в котором
«дружно живут» абсолютно все химические элементы, известные человеку.
Но и среди 118 (126) химических элементов бывают разногласия. Вашему
вниманию представляем Слайд 13 сценку «Спор металлов и
неметаллов»
Подведение итогов – слово жюри Слайд 14
Молодцы Слайд 15
Спасибо за игру Слайд 16
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках недели естественных наук "Путешествие по Периодической системе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.