Внеклассное мероприятие "семья - всему начало".
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие "семья - всему начало".

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
11.01.2017
Внеклассное мероприятие "семья - всему начало".
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности по курс «Русские традиции в песнях, играх и обрядах», на котором дети получают представление об основных качествах, присущих семье, как ячейке общества. В ходе мероприятия у обучающихся развивается познавательная и творческая активность, формируются коммуникативные способности и умения вести диалог, развивается интерес к изучению отношений между членами семьи.Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности, посвященное семейным традициям.
Семья - всему начало..docx

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья – всему начало».

Подготовила учитель начальных классов

 МБОУ «СШ №10 с УИОП» Бутырина Г. Н.

Форма: занятие по внеурочной деятельности; курс «Русские традиции в песнях, играх и обрядах».

Тип занятия: постановка и решение учебной задачи.

Цели: раскрыть основные качества, присущие семье, как ячейке общества; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи на основе созданных проектов, называть всех членов своей семьи по именам, отчествам, фамилиям, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи для создания научных проектов по темам «Моя семья», «Моя родословная»;при помощи изобразительных средств воспроизводить портреты членов своей семьи; оценивать значение семейных ценностей для укрепления семейных отношений.

Метопредметные: овладеть способностью давать полные ответы на вопросы, обобщать собственные представления о семье; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно – ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир и семью, как ячейку общества, мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным  и духовным ценностям; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировано излагать свое мнение.

Универсальные учебные действия.  

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать на занятии; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентирование в справочной литературе; принять и сохранить полученную информацию.

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в процессе общения с членами семьи, связывая успехи с усилиями по преодолению своих недостатков.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с членами группы, вступая в коллективное учебное сотрудничество и принимая их правила и условия; стоить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы: вставка научных проектов на темы «Моя семья», «Моя родословная»; экспозиция рисунков «Вместе мы – одна семья»; презентация на тему «Семья – всему начало»; наглядно-иллюстративный материал («Семейное дерево»,  карточки для работы в группах, открытки для пожеланий, сувениры для гостей, русские народные костюмы).

Ход мероприятия.

1.    Звучит заставка для гостей.

Учитель. Уважаемые гости! Мы рады видеть Вас на  занятии «Русские традиции в песнях, играх и обрядах». Мы сегодня хотим поделиться с вами своими мыслями о семейных ценностях и значении семьи в жизни каждого человека. 

2.    Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»?

 Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

 «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

 «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»?

 «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна.

 «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»

 «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна.

 «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»?

 И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

 Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

 Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»?

 «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка.

 Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

3.Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на нашем занятии мы будем говорить?

(Звучит  музыка)   Зерно прозревает в земле

                                 Дитя прозревает в семье,

                                 В семье человек вырастает,

                         И все, что потом обретает,

                         Приходит к нему не извне.

 

Что такое семья, понятно всем, как слово хлеб и вода. Оно впитывается почти с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Это папа и мама, это дедушка и бабушка, это дружба и любовь, это забота друг о друге, это радость и печали, это привычки и традиции. 

 

3.    Дети, вам было дано задание, найти,  используя различные источники информации, значение этого  слова. (Ответы детей).

А) Ожегов С. И. «1.Семья – это группа живущих вместе близких родственников. 2.Объединение людей, сплоченных общими интересами».

Б.)Даль В. И. «Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе».

В) Словарь русского языка « Семья - группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет.

Г) Синонимы слова: изба, хата, очаг, хоромы, терем.

     4. Учитель: Итак, семья – это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Слово семья можно разделить на 7 я. Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В старину на Руси семьи всегда были большими, более десяти человек.  А сейчас, семьи и большие, и маленькие. Обратите внимание на выставку рисунков  и проектов «Моя семья»  Посмотрите, какие все разные! Неважно сколько в семье человек, а важно то, как они относятся друг к другу.

Полезно знать, что слово семья происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает  крепкий росток, который превращается в могучее дерево. Со временем на нем появляются цветы, а затем плоды.

4.    (Звучит  музыка «Душа»).

Семья – это самое емкое слово.

В нем слышится семя, как жизни основа.

Семья – это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней надежный источник.

 

Семья – это радостный смех.

Семья – то, что в жизни нам дарит успех.

Пусть будут опорой друг другу родные,

И пусть всех минуют несчастья любые.

 

Семья – нашей жизни надежный оплот,

Что в детстве и старости нас бережет.

Семья – на любви построенный дом.

Пусть радость и счастье царствуют в нем.

 

5.    1 ученик: Семья, дом охраняют человека от недругов, от злых людей, всяких бед. Они дают тепло, уют, покой, спасают от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки. Дом - это целый мир.

2 ученик: Букву «Дэ» мы хрошо знаем. В современном русском языке она называется просте «ДЭ», а в старославянском – «ДОБРО», а внешне она похожа на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – ДОМ.

 

6.    Ученик: А дом, заставленный добром,- еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветом – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом твоим теплом.

 

7.    Учитель: Очень важно иметь свой дом, свой очаг, наполненный теплом  Без него человек не может быть счастлив. 

 

8.    1 ученик.  Ветер стучится в стекло, звезды дрожат за окном.

                 В доме тепло и светло, вся семья за столом.

 

2 ученик. Мамы улыбка моей мне всех  дороже наград.

                  Ярче горящих свечей папин ласковый взгляд.

 

3 ученик. Будем шутить, будем играть,

                  И говорить, и вспоминать.

                  Это наш дом, наша семья,

                  Счастье мое – радость моя.

 

9.    Учитель. Да, семья – это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. А знаете ли вы, кто такая теща? ( Мама жены). Тесть? (Папа жены). Свекровь? (мама мужа). Свекор? ( Отец мужа). Зять? ( Муж дочери). Сноха? ( Жена сына).  Золовка? (Сестра мужа).  Деверь? (Брат мужа). Свояченица? (Сестра жены). Шурин? (Брат жены).

10.                      Учитель. Какая большая получается семья! И все члены семьи должны жить дружно, вместе работать и отдыхать. Давайте и мы вместе отдохнем и почувствуем себя единой школьной семьей. (Звучит песня «Мы вместе», дети выполняют движения).

11.                      А сейчас мы вместе попробуем ответить на вопрос: «Какие качества должны быть в семье?» (Ответы детей).

Учитель. Все начинается с любви. Итак, первое качество – это любовь.

                Ученик. Любили тебя без особых причин

                                За то, что ты - внук,

                                За то, что ты - сын,

                                За то, что малыш,

                                За то, что растёшь,

                                За то, что на папу и маму похож.

                                И эта любовь до конца твоих дней

                               Останется тайной опорой твоей.

Учитель. Философ Фома Аквинский сказал: « Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра». Именно так поступают  ваши мамы, папы, бабушки, дедушки. Именно так и вы  должны поступать.

12.                      Мудрость - еще одно качество, которое должно обязательно присутствовать в семье. В старину на Руси говорили, что  «слово мудрости ценнее золота». Мудрость приходит с опытом. Поэтому, дети, советуйтесь со старшими членами ваших семей. Прислушивайтесь к их мнению, чтобы избежать ошибок в жизни.

 Как вы понимаете слова «мудрое решение?» (Умное решение). А ещё есть такое понятие «народная мудрость», где мы с ней встречаемся? (в русском фольклоре). Мы сейчас поработаем с пословицами. В них содержится народная мудрость.

 Игра «Собери пословицу».

Работа с карточками в группах.

  Нет лучшего дружка,             когда в семье лад.

 Не нужен клад,                         и горе не берёт.

  Согласную семью                   чем родная матушка.

Учитель. Как понимаете смысл  этих пословиц? (Ответы детей).

В старину на Руси женщины, которые считались хранительницами домашнего очага, берегли свой дом с помощью заклинания.  Вот еще как проявлялась народная мудрость!

Ученица. «Заговор на благополучие семьи».

В доме моем четыре угла,

В каждом углу три молодца,

Добро, Уют, Покой живут,

Дом мой от напасти стерегут,

От угла к углу ходит девица,

По земле коса ее стелется,

Зовут девицу Любовь,

На ней и держится мой кров.

13. Доброта. Понятие «добро» с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Вспомните, в какой книге написаны Божии заповеди? (ответы детей) Правильно - в Библии. (Показывается Библия). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывется картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Пятая из этих заповедей гласит: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – значит, в детстве их слушаться, в молодости  с ними советоваться,  в зрелом возрасте о них заботиться.

 Дети, какого человека мы называем добрым? (тот, кто делает добрые поступки)  Какой это человек? (Ласковый, нежный, вежливый, красивый душой, человечный, милый, заботливый).

А еще этого человека называют «сердечный». У него большое доброе сердце, а ведь тепло и любовь исходит от сердца. У каждого из вас на парте лежит сердечко.  Напишите на нем доброе пожелание вашим родственникам. Начинайте со слов «Я желаю Вам…». Что вы хотели бы написать? (2-3 ученика).

14. Понимание. Учитель. Я расскажу вам одну легенду. В одной семье, несмотря ни на какие беды, всегда царили мир, любовь и согласие, никто не сердился и не ругался. Слухи об этой семье дошли до строгого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь,  и не обижая друг друга?» - удивлялся он. Правитель приказал главному в семье явиться к нему. На вопрос правителя «Как вам удаётся жить без ссор?», старец написал на листе бумаги сто раз слово «понимание».

 «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять друг друга!»- сказал правитель и отпустил гостя домой.

 Вот такая история. А вот еще одна история, современная.

 

1 ученик. Мама спит, она устала…

 Ну, и я играть не стала!

 Я волчка не завожу,

 А уселась и сижу.

 

 Не шумят мои игрушки,

 Тихо в комнате пустой …

 А по маминой подушке

 Луч крадется золотой.

 

2 ученик.  И сказала я лучу:

 – Я тоже двигаться хочу.

 Я бы многого хотела –

 Вслух читать

 И мяч катать,

 Я бы песенку пропела,

 Я б могла похохотать.

 

 Да мало ль я чего хочу!

 Но мама спит, и я молчу.

 

 Луч метнулся по стене,

 А потом скользнул ко мне.

 -Ничего, — шепнул он будто, —

 Посидим и в тишине.

 

Учитель. Как проявилось понимание девочки по отношению к маме?

А вы проявляли понимание к своим родственникам? Приведите примеры.

15. Прощение. Учитель. Чувство обиды знакомо каждому человеку с раннего детства. Это реакция на несовпадение того, чего мы ожидаем, с тем, что происходит в реальности. Обидчиком может оказаться кто угодно, но сильнее всего мы обижаемся на близких нам людей.

Легко ли обидеть другого человека? Легко.

Легко ли обидеться самому? Легко.

Вспомните, что вы испытывали, когда вас обидел кто- то? (злость, агрессию, желание отомстить).

А когда вы обижали? (стыд, одиночество). Все эти чувства делают нас несчастными, лишают радости жизни.  Люди по-разному реагируют на жизненные неурядицы.  Кто-то может забыть, что кому-то сделал больно,  кто-то может простить обидчика, а кто-то обижается на долгие годы, помнит малейшие подробности случившегося.

А правильно ли хранить в душе обиду долгое время? (Ответы детей).

Учитель. Да, нельзя человеку хранить обиду в душе, иначе он превратится в злое существо. Надо уметь прощать.

Легко ли простить? (Трудно, неудобно, не хочется.)

 Но прощать все-таки надо, учитесь прощать с радостью. Научишься прощать и сам будешь прощен. Недаром  Иисус  Христос учит как надо относиться друг  к другу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

1 ученик.

 Прости - коротенькое слово,

Но как бывает трудно нам

 Сказать его, как будто болью

 Оно ударит по устам;

 В порыве шалости,  веселья,

Обидим, даже без вины,

Но попросить потом прощенья

 Не можем почему-то мы;

 И тут же, ищем оправдания,

Не зная как себя вести,

 А люди ждут от нас признания,-

Одно лишь краткое: прости!

"Прости" - коротенькое слово,

Но нам нельзя его забыть,

Иначе - не достигнем Бога,

 Который сможет нас простить!

 

2 ученик.

 Живите достойно, прощайте друг друга,

 Чтоб вам получить благодать.

 Пусть будет нелегкой прощенья дорога,

 Но нужно любить и прощать!

16.  Учитель. Итак, мы нашли ответ на вопрос, какие качества должны присутствовать в семье, чтобы у каждого из нас она  была самая дружная, самая крепкая, чтобы все в ней были счастливы, и всем было хорошо. Вспомним, какие же это качества?

Какие качества еще должны присутствовать в семье? (Забота, уважение, взаимопомощь, доверие). Вы маленькие человечки, но какие из этих качеств в вас есть? Приведите примеры проявления этих качеств?(Ответы детей)

Вы ощущаете родительскую заботу и вы должны заботится о них, вы чувствуете уважение родителей по отношению к вам и вы должны уважать их, а также необходимо оказывать посильную помощь своим родителям.

17. Учитель. В каждой семье есть свой рецепт счастья. А вот один из них.

1 ученик. «Возьмите  чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,

2 ученик. Добавьте две горсти щедрости и прощения, посыпьте добротой и заботой,

3 ученик. Плесните немного взаимопонимания и добавьте как можно больше веры, мудрости и понимания.

Учитель. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусочек  отпущенной вам жизни, и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

  Любите, будьте мудрыми и добрыми, учитесь понимать людей, заботьтесь о старших, будьте милосердны, храните свой очаг, созданный многими поколениями.

17. Все дети исполняют песню «Гимн семье».

         Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный.

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

И дом, молитвой освещенный,

Стоит открытый всем ветрам.

И учит бабушка внучонка

Словам Отчизна, мама, храм.

Припев. Друг друга храните во все времена,

               Живите в ладу и гармонии.

               И пусть будет жизнь ваша освещена

               Любовью Петра и Февронии.

 

Семья любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья опора государства,

Страны моей, моей России.

Семья источник изначальный,

Небесным ангелом хранимый.

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех неразделимы.

 Припев. Друг друга храните во все времена,

               Живите в ладу и гармонии.

               И пусть будет жизнь ваша освещена

               Любовью Петра и Февронии.

18.Учитель. Уважаемые гости! Мы благодарим Вас за то, что Вы нашли время и посетили наш родной дом, нашу школу. В память о нашей встрече примите в подарок вот эти маленькие сердечки, в которых хранятся любовь, доброта, мудрость, прощение, понимание, забота, милосердие. И мы очень надеемся, дети, что все эти чудесные качества останутся и в ваших сердцах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Внеклассное мероприятие на тему: «Семья – всему начало»

Внеклассное мероприятие на тему: «Семья – всему начало»

Регулятивные: ориентирование в справочной литературе; принять и сохранить полученную информацию

Регулятивные: ориентирование в справочной литературе; принять и сохранить полученную информацию

Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников

Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников

И все, что потом обретает,

И все, что потом обретает,

Семья – это радостный смех.

Семья – это радостный смех.

Счастье мое – радость моя. 1

Счастье мое – радость моя. 1

Игра «Собери пословицу». Работа с карточками в группах

Игра «Собери пословицу». Работа с карточками в группах

А еще этого человека называют «сердечный»

А еще этого человека называют «сердечный»

Но мама спит, и я молчу.

Но мама спит, и я молчу.

Но как бывает трудно нам Сказать его, как будто болью

Но как бывает трудно нам Сказать его, как будто болью

Добавьте две горсти щедрости и прощения, посыпьте добротой и заботой, 3 ученик

Добавьте две горсти щедрости и прощения, посыпьте добротой и заботой, 3 ученик

Любовью Петра и Февронии. 18

Любовью Петра и Февронии. 18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017