Внеклассное мероприятие "Урок вежливости"

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок вежливости посвящен методике организации и проведения уроков этической грамматики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Урок вежливости предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей детского сада, а также родителей, которые могут осуществлять речевое обучение ребенка в домашних условиях.
Иконка файла материала Урок вежливости.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников г. Янаул Разработка внеклассного мероприятия   «Урок вежливости» Разработала: педагог ДО Закирова Л.К2017 г.                                                   Аннотация      Данный урок вежливости посвящен методике организации и проведения уроков этической грамматики  для детей дошкольного и младшего школьного возраста.   Урок   вежливости   предназначен   для   педагогов   дополнительного образования,   учителей   начальных   классов,   воспитателей   детского   сада,   а также родителей, которые могут   осуществлять речевое обучение ребенка в домашних условиях.Содержание 1.Введение 2.Основная часть 3.Заключение 4.Список литературы 5.ПриложениеВведение А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова – дела важны? Дела ­ делами, а слова – словами. Они живут у каждого  из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.  (М.Лисянский)    В настоящее время вежливость  для детей – актуальна. Так как вежливость –   одно   из   важнейших   качеств   культурного   человека.   Не   имея   навыков вежливого общения, трудно произнести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому   родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом.   Культурно­речевое воспитание детей – дело большой социальнойзначимости.  И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.      Цель урока:  учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости. Задачи урока:  1.Развивать память, речь, логическое мышление; 2.Воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к окружающим, культуру общения.       Новизна  данного   урока   состоит   в   том,   что   обучая   ребенка   культуре речевого общения, можно благотворно повлиять на развитие его характера, его отношений   с окружающими, помочь ему свободно и без страха войти в мир общения.    Ожидаемый результат: данный урок поможет детям использовать  в своей речи вежливые обороты, воспитает у них правила хорошего тона.     Оборудование:  рассказ     В.   Осеевой     «Волшебное   слово»,   сюжетные   картинки, карточки,  плакат с  правилами вежливости, проектор, картинки с изображением солнца и тучи, запись музыки, фонограмма песни «Улыбка»).«Урок вежливости» Ход мероприятия: 1.Психологическая установка. Организационный момент. (звучит тихая музыка). ­Доброе утро!  Улыбнемся друг другу.  ­Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте про себя: Я сижу на занятии. Сейчас начну трудиться. Я радуюсь этому. Внимание мое сосредоточенно. Память моя крепка. Я хочу трудиться.  Я готов к работе. ­Откройте глаза. Я  вижу, что вы готовы работать. А сейчас, мне хотелось бы узнать,   какое   у   вас   настроение.   У   меня   настроение   хорошее,   солнечное. (педагог показывает рисунок с изображением солнца). Итак, у вас на партах лежат  листочки с изображениями солнца и тучи. Покажите мне, пожалуйста, картинку,   которая   соответствует   вашему   настроению.     (дети   поднимают листочки).1. Постановка цели урока. ­ Ребята,   а вы любите сказки?   Тогда   послушайте   рассказ Валентины Александровны Осеевой. «Волшебное слово» Маленький   старичок   с   длинной   седой   бородой   сидел   на   скамейке   и зонтиком чертил что­то на песке. — Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край. Старик   подвинулся   и,   взглянув   на   красное,   сердитое   лицо   мальчика, сказал: — С тобой что­то случилось? — Ну и ладно! А вам­то что? — покосился на него Павлик. — Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем­то… — Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь? —  Убегу!   Из­за   одной   Ленки   убегу.  —  Павлик   сжал  кулаки. —  Я   ей сейчас   чуть   не  поддал   хорошенько!   Ни  одной  краски   не  даёт!  А   у  самой сколько! — Не даёт? Ну, из­за этого убегать не стоит. —   Не   только   из­за   этого.   Бабушка   за   одну   морковку   из   кухни   меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… Павлик засопел от обиды. — Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет. — Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу! Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. — Что же, не берёт тебя брат?— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду. — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза — А какое слово Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что­то и громко добавил: — Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. — Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: — Лена, дай мне одну краску,… пожалуйста… Лена  широко  раскрыла  глаза.  Пальцы  её  разжались, и, снимая  руку  со стола, она смущённо пробормотала: — Какую тебе? — Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была  краска. Он думал теперь только о волшебном слове. «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук   подбежал   к   ней,   обеими   руками   повернул   к   себе   красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: — Дай мне кусочек пирожка,… пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке… — Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: — Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. — Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит! — Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми. — Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы: — Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из­за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.   Скамейка   была   пуста,   и   только   на   песке   остались   начерченные зонтиком непонятные знаки. ­ О чем эта сказка?  (Ответы детей) ­ Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить сегодня?  (Ответы детей) ­  Правильно. Сегодня мы с вами проведем урок вежливости.  (Слайд)В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек тот, кто любит других и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце. ­ Какие слова вежливости вы знаете?  (ответы детей) 3. Игра «Доскажи словечко»  (Слайд) ­ А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко» 1. Растает даже ледяная глыба     От слова теплого…  (спасибо) 1 Зазеленеет старый пень, Когда услышит …. (добрый день) 2 Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь …. (здравствуйте) 3 Когда нас ругают за шалости,                   Мы говорим …. (прости, пожалуйста) 4 И во Франции и в Дании На прощание говорят … (до свидания) 4.Физкультминутка.  Игра «Вежливо ­ невежливо»  (Слайд) Если это высказывание вежливое, то вы кивайте головой,  а если нет – то делаете один хлопок в ладоши.  1 2 3 Чавкать за столом. Звать старших по имени, по отчеству. Перебивать говорящего.4 5 6 7 8 9 5 Размахивать руками. Здороваться с взрослыми. Показывать пальцем Обращаться к  взрослым на «вы». Дразнить говорящего. Говорить волшебные слова. Прослушивание стихотворения: ­ Сейчас послушайте стихотворения, которые подготовили для вас ребята. Слова: «До свиданья!» «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» ­ Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым В троллейбусе, парке, Школе и дома. Слова эти очень И очень важны. Они человеку Как воздух нужны. Без них невозможно На свете прожить.Слова эти надо  С улыбкой дарить! 6. Беседа по картинкам.  (Слайд) ­ Ребята, скажите, что в вашем понимании означает слово «вежливость»? (Ответы детей) ­ Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой. ­ Давайте мы с вами рассмотрим некоторые картинки.   ( на доске)       «Не обижайте малышей»       «Приятного аппетита»       «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам»       «Правила поведения в транспорте» ­ Правильно ли ребята ведут себя на этих картинках? ­ А как бы вы  повели себя в этих ситуациях? ­Произнося слова вежливости, мы желаем нашим близким хорошего здоровья, доброго настроения. Да, дети, не только слова должны быть  у нас добрыми, но и поступки. Ведь по поступкам говорят о человеке: добрый или злой он. Ведь  у   каждого  нашего   поступка   есть   лучи,  как   у   солнышка:   от  хороших поступков идут теплые, согревающие лучи, от плохих поступков становятся холодно и грустно. Так давайте будем вести себя так, чтобы папам и мамам, друзьям, учителям, одноклассникам всегда было радостно и приятно! 7.Ролевая игра. 1 Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь? (ответы детей) 2 Ты не знаешь, где находится аптека. Как ты попросишь, чтобы тебе объяснили дорогу? (ответы детей).8.Подведение итогов:  ­ О чем мы сегодня говорили на уроке? ­ Что вам больше всего понравилось? ­ С какими словами мы должны  крепко подружиться?  (ответы детей) Запомним эти правила на всю жизнь!   1.Вежливость проявляется в отношении с людьми   2.Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.   3.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.   4.Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.   5.В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай   младших.    6.Не  отвечай на грубость грубостью.   7.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.   8.Пусть добрая улыбка красит вас»  Улыбайтесь, когда говорите вежливые  слова!  (дети читают хором плакат с правилами вежливости).   –Раз  мы заговорили  об улыбке, давайте закончим  наш урок песней   «Улыбка». Спасибо всем за активное участие на уроке «Вежливости».   (дети поют песню «Улыбка» под фонограмму).Заключение       Вежливость   ­   это   качество,   без   которого   невозможно   представить культурного   человека.   Эффективность   уроков   вежливости   зависит   от согласованной   работы   родителей   и   педагогов.   Она   должна   вестись параллельно,   дополняя   друг   друга.   Самое   главное­   нужно   быть   вежливым самим, не только в публичных местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком или другими близкими.   Мы находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Поэтому все, и взрослые, и дети должны соблюдать правила вежливости.Предлагаемый урок вежливости помог в увлекательной форме ознакомить детей   с   основными   правилами   этикета.   Ведь   наряду   с   пытливым   умом, хорошей памятью, стройной логикой нам так хочется видеть в наших детях не менее   важные   качества:   благородство   и   доброту,  щедрость   и   тактичность, чуткость и доброжелательность.       Яркие иллюстрации разнообразных этикетных ситуаций, слайды сделали урок вежливости неголословным.    Я считаю, что урок достиг свой цели. Задачи, поставленные в начале урока, были  достигнуты.  Таким   образом,  мы   с  помощью   этого  урока  вежливости расширили кругозор вежливости у детей.     Список литературы 1.Аверьянова   И.В.   Предметные   недели   и   праздники.   –   Волгоград.: «Издательство Учитель», 2008.­198с. 2.Вакуленко Ю.А. Физкультминутки. – Волгоград.: «Издательство Учитель», 2007.­105с.3.Павлова О.В. Как вести себя в школе и дома. – Волгоград.: «Издательство Учитель», 2007.­137с. 4.Чиркова А.К. Внеклассная воспитательная работа. – Глазов, 2006.­70с. 5.Яровая     Л.Н.Внеклассные   мероприятия.­   Москва.:   «Издательство   Вако», 2007.­255с. Приложение 1 Правила вежливости. 1.Надо вежливо обращаться к другим людям.2.Правильно вести себя в чужом доме. 3.Быть гостеприимным хозяином. 4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре. 5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы». 6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим. 7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам. 8.От   мальчиков   требуется   «рыцарское»   отношение   к   девочкам:   умение пропустить вперед, уступить место. 9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности. 10.Никогда не отвечайте бранью за брань, грубостью на грубость. Приложение 2 Как помочь ребенку быть вежливым?1.В   обязательном   порядке   употребляйте   вежливые   слова   сами   в   тех ситуациях, где они необходимы. 2.Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой. 3.Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка. 4.Сделайте   для   ребенка   ситуации   встречи   и   расставания   как   можно естественными и разнообразными. 5.Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда вспомнит ребенок. 6.Учите вежливости вежливо!