Внеклассное мероприятие "Забавная фразеология"

  • Мероприятия
  • doc
  • 21.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На занятии обобщается изученный материал по теме "Фразеология", обогащается речь детей фразеологизмами, формируются умения применять полученные знания на практике. Воспитывается любовь к родному языку, истории и культуре русского языка. В одном из творческих заданий представлены фразеологизмы родного края - Забайкальского.doc
Иконка файла материала Забавная фразеология.doc
(внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов) Забавная фразеология Цели: Обучающие: ­ обобщить изученный материал по фразеологии, обогатить речь детей  фразеологизмами;  ­ формировать умения применять полученные знания на практике. Развивающие: ­ развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую  активность учащихся; ­ развивать культуру речи, образность речи  учащихся на внеклассном  мероприятии; ­ развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде. Воспитывающие: ­ воспитывать любовь к родному языку,  истории и культуре русского народа,  родного края Ход мероприятия. Ведущий 1  приветствует присутствующие команды.  Ведущий 2:  ­ Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего  народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология –  особый раздел лингвистической науки. Слово фразеология происходит от двух  греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение. Фразеологизмы  делают нашу речь точной, яркой, образной. Многие из них имеют оценочное  значение, поэтому наша задача – учиться умело пользоваться  фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что  «острый язык – дарование, длинный язык – наказание». А во главу угла  сегодняшнего мероприятия  мы поставим высказывание А.И. Ефимова  «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка» Ведущий 1: ­  Мы   предлагаем вам в течение всего занятия держать нос по  ветру, шагать в ногу со временем,  не сидеть сложа руки,  а работать засучив  рукава, принося баллы  команде. Настало время представить мудрых членов жюри (ФИО  членов жюри) Им предстоит  выявить самую умную команду – команду семи пядей во лбу.  Результаты будут объявляться после каждого конкурса. А командам хотелось бы сказать: Своих соперников сегодня рады видеть  И, чтобы слов на ветер не бросать, Желаем вам все конкурсы осилить, А главное – победу одержать! Итак, если вы готовы, скрестите копья!  Ведущий 2: Чтобы командам занять  свои места, нужно досказать словечко.1 команда. 2 команда 3 команда 4 команда 5 команда «Загадки – складки». Дружнее этих двух ребят  На свете не найдёшь. О них обычно говорят… Водой не разольёшь. Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут От этой песни …уши вянут. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что…еле волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой  Ответы списать из тетрадки. Не надо. Ведь этим ты другу Окажешь…медвежью услугу. Не умеет дятел петь, Нет у дятла слуха. Говорят, ему…медведь Наступил на ухо. Ведущий 1: Разминка для команд: назови одним словом. 1. Сломя голову – быстро, стремительно  2. водой не разольешь  ­ не разлучны 3. спустя рукава – небрежно, плохо 4. чудеса в решете ­ необыкновенно 5. как сквозь землю провалиться ­  исчезнуть 6. пораскинуть умом ­ обдумать 7. как сонная муха – неторопливо, вяло 8. чесать языком ­ сплетничать 9. шаг за шагом ­ постепенно 10. показать, где раки зимуют – проучить, наказать Ведущий 2:  Вызывается по одному участнику команды. За каждый правильный  ответ – 1 б.  Все мы знаем, что фразеологизмы на пустом месте возникнуть не могли,  источников очень много.   Задание: назовите источник возникновения фразеологизма, т е  объясните, из  какой  области нашей жизни «пришёл» фразеологизм1.­ проглотить пилюлю                                          медицина 2. ­ привести к одному знаменателю                     математика 3. ­ а воз и ныне там                                                литература 4. ­ в час по чайной ложке                                      медицина 5. ­ выйти на орбиту                                                космос 6. ­ телячий восторг                                                 сельское хозяйство 7. ­ тяжёлая артиллерия                                           военная жизнь 8. ­ нить Ариадны                                                       мифы 9. ­ хлеб насущный                                                    библейское выражение 10. ­ на лбу написано                                                 тюремная жизнь 11. ­ лежачего не бьют                                              кулачный бой 12. – авгиевы конюшни                                             мифы 13. – бросать перчатку                                              жизнь рыцарей 14. – битый не битого везёт                                     сказки 15. – разбить наголову                                              военная жизнь Ведущий 1:  Фразеологическая пантомима (3б) Команды покидают зал на 5­ 7 минут и придумывают фразеологическую  пантомиму. Зрители должны угадать «замаскированный» фразеологизм.  А  болельщики в это время будут зарабатывать дополнительные баллы для своей команды – 0,5 б за один правильный ответ. На листочках нужно записать фразеологизмы, в состав которых входит  определённое слово: рука, голова, глаза, ухо, нос, зубы. Ведущий 2:  Конкурс капитанов. Вспомните, какой фразеологизм употребляют, когда: 1. говорят об удачливом и счастливом человеке … родился в рубашке 2. хорошо, свободно, непринуждённо  чувствовать себя…как рыба в воде 3. о тесноте в помещении … яблоку негде упасть 4. чувствовать себя неловко, волноваться, беспокоиться, нервничать.. сидеть как на иголках 5. когда попадёшь в смешную, нелепую ситуацию, терпеть неудачу…сесть в  калошу. Ведущий 1: Все работали на славу и немножечко устали. Вот немного отдохнём и опять играть начнём. Разминка для всех: используется аудиозапись «Радионяня».  Ведущий 2: Ну а теперь настала минутка для шутки. Иллюстрации к фразеологизмам. Автор понял дословно. Назовите  изображённый фразеологизм (рисунки учащихся ­ приложение) За каждый правильный ответ – 0, 5 б.  Ведущий 1: Мы с вами живём в Забайкальском крае. А знаем ли мы  фразеологизмы нашего края. За каждый названный фразеологизм – 1 б. (Ведущий знаком ребят с фразеологизмами родного края)Это интересно 1. Наш брат Савка – простодушный человек 2. Мартын малопёрый – бесхитростный человек 3. умом недовольный – недалёкий человек 4. чурка  с глазами – глупый человек 5. сковзнячок в голове – легкомысленный человек 6. как старый кобель без ошейника – выживший из ума 7. на голову – любезный – слабоумный. После каждого названного фразеологизма – история его возникновения  (подготовленные учащиеся) Ведущий 2: Игра «Переводчик» (по фразеологизмам края). Попробуйте  догадаться о значении фразеологизма (1б за правильный ответ) 1. муха проголосная – надоедливая болтунья 2. от мамы до ямы – всю жизнь 3. затаманить мозги – обмануть 4. сотое слово – лживое обещание 5. светлая водичка – слеза 6. делать самолат – завершать дело 7. нести белентресы – говорить чепуху 8. зехлом робить – бездельничать 9. сесть на игреньку – бездельничать 10.ализарка оседлать  – лениться Ведущий 1: А сейчас конкурс  «Эти забавные животные». Командам нужно  записать и назвать фразеологизмы, в составе которых встречаются названия  животных. Ведущий 2: .Болельщики! Не сидите сложа руки, а попробуйте своими  правильными ответами заработать дополнительные баллы команде, ответив  на  шуточные вопросы. Право ответа предоставляется тому, кто вперёд поднимет  руку (1 б за правильный ответ)    Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног) Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”) В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы  умножения? (Как дважды два) Ведущий 1: А теперь настало время проверить домашнее задание  «Фразеологизмы наших дней» (0,5 балла за каждый правильный ответ). Ведущий 2: Пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю вам «Перевёртыши» Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу (за правильный  ответ – 1 б). Право ответа предоставляется той команде, кто вперёд поднимет  руку.  Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)  Искусство проигрывать (Наука побеждать) С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся) Ведущий 1: Пора расставить все точки  над i. Это сделает жюри. Они держали  ушки на макушке. Итак, слово  жюри. Подведение итогов. Звучит музыка. После жюри объявляет результаты. Награждение.  Ведущий 2: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не  покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а  взяли себя в руки и продолжили работу. И не было ни одного, кто бы смотрел на  работу свою и других ребят сквозь пальцы. Все отлично поработали. Всем  спасибо. До новых встреч.