Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс
Оценка 4.6

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
02.03.2017
Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс
Конспект внеклассного мероприятия будет полезен учителям начальных классов, учителям кубановедения. Занятие представляет собой форму устного журнала с выполнением практической работы в группах. Конспект содержит достаточный материал по изучению ремесел на Кубани: стихотворения о ремеслах, рассказ о ремеслах, пословицы о мастерах - ремесленниках.Внеклассное занятие по теме "Традиции кубанских ремесел" 4 класс
СЕМИНАР Маметова.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Районный семинар по кубановедению Внеклассное мероприятие  по кубановедению в 4 «в» классе на тему «Традиции кубанских ремесел»                                                              Подготовила классный руководитель  4 «В» класса Маметова Е.А. Февраль 2017 года  «Традиции кубанских ремесел». Форма проведения: устный журнал. Проектная деятельность. Цель:   Способствовать приобщению учащихся к историческим и духовным  ценностям родного края, к кубанской культуре, сохранению и  уважительному отношению к кубанским казачьим традициям.  Воспитывать уважение к людям труда.  Способствовать формированию эстетического вкуса у учащихся.  Развивать навыки самостоятельности, творческой практической работы  в форме групповой проектной деятельности. Оборудование: 1. Оформление классной доски: ­ название  «Традиции кубанских ремесел». ­ эпиграф  «Все кубанские ремесла – Это наших дедов голос. Мы народным мастерам  Низко кланяемся в пояс!» 2. выставка изделий декоративно – прикладного искусства (рушник, посуда из глины, плетеная корзина, рубель, подковы). 3. Презентация  «Ремесла на Кубани». 4. таблички с названием кубанских ремесел: ткачество, вышивка, гончарное,  ковань, лозоплетение, резьба по дереву, плетение из соломы, камыша,  кожевенное, бондарное. 5. Пословицы о ремеслах. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век  пропитает», «Каждому молодцу ремесло к лицу». На классный час приглашена  Костецкая Фаина Филипповна Ход проведения: Учитель: ­ Мы рады приветствовать гостей в стенах нашей школы.  Приглашаем Вас вместе с нами перелистать страницы истории о традициях  кубанских ремесел, мастеров – ремесленников. Ученица Саенко Полина (слайд 1, 2)                 «Все кубанские ремесла –                   Это наших дедов голос.                   Мы народным мастерам                    Низко кланяемся в пояс!» I. Вступительная часть. Рассказ ученика Гачегова Кирилла.           ­ Народное искусство кубанского казачества имеет очень давнюю историю. Являясь переселенцами, в основном,  бедных сословий Украины и южных  губерний России, казаки сохраняли традиции отечественной культуры,  сохраняют их и в наше время. Было бы ошибочным рассматривать только  изделия народного декоративно – прикладного искусства без народного мастера  – носителя и хранителя традиций и особенностей культуры нашего края.       Известные виды народного декоративно – прикладного искусства на Кубани в  среде Кубанского казачества  сохранились  до наших времен: ткачество,  вышивка, гончарное производство, плетение, роспись, ковань (кузнечное  ремесло), резьба по дереву. Ученица:  (Скрипка Диана) ­ Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать  настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются  народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды  рукоделия и ремесла.  ­ Сегодня мы расскажем о ремеслах, о традициях мастеров – ремесленников. 1 ученик Летута Игнат (слайд 3) Культура малой родины богата. Перед тобой жилище предков — хата,  Турлучная, а крыша — камышом,  Ее жильцам метели нипочем. 2 ученица Потылицына Елизавета (слайд 4) В ней лавки, стол, комод и сундуки,  Макитры, глечики, и ложки, рушники.  Как правило, плетнем окружена,  Запрятана в тени садов она.  Из прошлого, от прадедов, отцов  Дошло до нас, потомков, множество традиций.  II. Основная часть. 1.       Кузнечное ремесло.  Рассказ ученика Велижанина Артема. (слайд 5, 6)         Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила  ковань ­ кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой  кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц, которые, как  правило, ставились у дороги.  Здесь изготавливалось всё необходимое для  быта станичников ­ подковы, замки, ухваты для чугунов, серпы.          Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения  из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон,  дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Учитель:  ­ Кубанские кузнецы придумали свой собственный орнамент, который отличал кубанскую ковку от остальных. Были выделены его четыре основных вида:  ­ растительный (листья, цветы) (слайд 7) ­ меандровый (орнамент из непрерывного бордюра)   (слайд 8) ­ зооморфный (птицы, животные) (слайд 9) ­ геометрический (слайд 10) ­ Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. Железо  оберегало копыта лошадей. А человек, нашедший подкову, считался  счастливым. ­ Ребята, какие правила по изготовлению подков для лошадей важно  знать  мастеру­кузнецу? (ответы детей) Традиционно кузнечное ремесло передавалось в семье от отца к сыну, от деда  внукам.  В поселке Мезмай находится Архитектурно – этнографический музей –  мастерская кузнечного дела Кубани. (слайд 11) 2. Вышивка.   (слайд 12) Стихотворение. Читает Рябушенко Полина "Кубанский рушник" Вышивала казачка рушник Поздней ночью при свете луны. Под рукой разливался родник, Под рукой распускались цветы. Напевала о женской судьбе. Нить скользила тонка и легка. Богородица­мати, в беде Не оставь моего казака. Вышивала калинову гроздь. Счетный крест – рукоделье веков. Лютый враг да непрошенный гость Пусть не тронут родных берегов. Рассказ ученицы Морозовой Маргариты. (слайд 13, 14,15)            ­ Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка.  Мастерицы­казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески,  рубашки, наволочки. Вышивали крестом или гладью. Вышивка с красно –  черной гаммой цветов чаще всего проходила по краю полотенца с  преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических  фигур, зооморфного орнамента (голуби, лошади).         Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных  народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному  рушнику. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Ими покрывали невесту, скрепляли руки жениха и невесты, расстилали при  входе молодых в дом. С момента вступления в дом мужа молодая хозяйка  развешивала повсюду свои рушники, демонстрируя таким образом свое  трудолюбие и искусность. (демонстрация рушников, представленных на выставке)    Рассказ о традициях кубанской вышивки.        Рассказывает коренная жительница, кубанская казачка Костецкая  Фаина Филипповна. Учитель: ­ Спасибо за интересный рассказ Вам, Фаина Филипповна! Желаем  Вам здоровья, дальнейших творческих успехов  вашему  коллективу «Красная вишня». 3. Ткачество. Рассказ ученицы Пашоян Марьяны. (слайд 16) ­  Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках  они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. В основе женского  костюма была рубаха. Ее шили из домотканого льняного или конопляного  полотна. Манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной  вышивкой. Мужской костюм выглядел проще, он состоял из брюк, бешмета  или черкески, и сапог.  Орнамент, которым украшали одежду, был выполнен вышивкой крестом. Это  были яркие цветы, птицы, геометрический рисунок. Подол мужской рубахи  отделывали прошвой или мережкой. ­ В настоящее время ткачеством занимаются во многих станицах  Краснодарского края. В Холмской детской школе искусств традиции  ткачества сохраняет и передает детям преподаватель Стебливец Наталия  Васильевна. 4. Резьба по дереву. (слайд 17, 18) Рассказ ученицы Оглы Червонки. - Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани  глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные  богатства Кубани  сделали дерево наиболее  любимым материалом в  народных промыслах.  Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши,  ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и  предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить  мебель, резные зеркала,   сундуки с росписью.              Во многих музеях края сохранились резные блюда, прялки, мебель,  рубели, ткацкие станки. В убранстве дома  до сегодняшнего дня в станицах  Тбилисской, Павловской, Пашковской, Холмской сохранилась пропильная  (сквозная)  резьба.   (демонстрация изделий из дерева, представленных на выставке). 4. Гончарное ремесло. Стихотворение читает Заец Ярослав.  (слайд 19) Круг гончарный, глина, вода:  Будет посуда ­ будет еда! Гончар свое дело знает, Глину в руках разминает. На круг насадив начинает вращенье, И вот оно сказочное превращенье, Из глины как сказка, как диво, как чудо Выходит различного рода посуда. Вот свистков забавных ряд,  Вот игрушки для ребят, Макитры, глечики,  кувшины­  Все это из обычной глины!  Рассказ ученицы Амаровой Анны. (слайд 20)  ­ На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них  слагались песни, сказки, пословицы. ­ В настоящее время традицию  гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в ст. Холмской   под руководством Алексея Михайловича Максименко.            Максименко  Алексей  Михайлович родился   в  1948  году  в   станице   Холмской   Краснодарского   края. Гончарному  делу   учился  у  В.И. Сиверинова,  П.Я. Сысоева и  Мирошникова.    Участник  краевых,  Всероссийских  выставок  с  1997  года.      В  2002  году  присвоено   звание  «Заслуженный  работник  культуры  и   искусств  Кубани». Алексей  Михайлович  известен      за  пределами   края.   Его   гончарные    изделия  украшали  выставочные   залы  не  один   раз.      Алексей   Михайлович  является  художником  «в   третьем  колене» и все  они  ­   родились в станице  Холмской.  Любовь   к  искусству  передалась  ему   от    отца  ­  Михаила  Петровича.  Мальчика поразил  гончарный   круг,  на   котором работал товарищ  отца   Владимир  Ильич  Сиверинов, мальчик  стал   брать  уроки  у   него.           Алексей  Михайлович  Максименко ­ постоянный  участник    всероссийских  и  международных  выставок  по  гончарному  искусству. В   крае  считают станицу  Холмскую  родником  юных  талантов.  Холмская   школа  искусств  принимала  участие   во  Всероссийском   конкурсе  школ    искусств   и  вошла   в  тройку  призеров    Краснодарского   края,  она  вошла  в  каталог  лучших   художественных  школ  и  в  этом  большая  заслуга   Алексея  Михайловича  Максименко.       (демонстрация изделий из глины, представленная на выставке).  Работы А.М.Максименко)  6. Лозоплетение. Рассказ ученика Гайдук Евгения. (слайд 21) ­ На Кубани в основном плетут из вербы, соломы, листьев початков  кукурузы. Для вареников и пельменей плелась специальная чалба. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.  Всевозможные верши (приспособление для ловли рыбы), корзины,  разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна),  плелись  из гибкой ивовой лозы.  (слайд   22)  Из   соломы   плели   мужские   шляпы   –   «брыль»,   защищавшие   от солнца. В качестве  материала  использовали   рожь (второе  коленце стебля). Для готового изделия необходимо было 12 – 14 метров полоски. Затем шляпа сшивалась по форме простыми нитками. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса.                  ­   По   сложившейся   традиции   плетением   из   соломки   занимались   в основном мужчины.  Учитель:  Ремесло лозоплетения привлекательно тем, что каждое поколение  людей могло легко приспособить его к потребностям повседневной жизни.  (демонстрация изделий плетения). ВЫВОД: Мы убедились в том, что, действительно, у нас на Кубани палитра   ремесел! И живут на Кубани настоящие мастера народного искусства! Важно  сохранить  это наследие, созданное  руками мастеров. ­  Сегодня мы отправимся в мастерскую  ремесленников лозоплетения и мастериц кубанской вышивки. Практическая часть.  Работа в группах.  1 группа, 2 группа  – Проект «Казачье подворье» Изготовление плетня.  3 группа – изготовление узора для рушника. Выполнение работы.  ( звучат кубанские песни в исполнении Кубанского казачьего хора).  Подведение итогов работы.  Заключительная часть. III. ­ Перелистав некоторые страницы народной художественной культуры  Кубани, которая содержит в себе богатейшие произведения народного  творчества, мастерства кубанского народа, важно сохранить это наследие!  ­ Для чего важно сохранять и передавать традиции народного ремесла?   Стихотворение читает Гнедаш Мирра. Кубань моя.       С.Донченко. Кубань родная, нежно воспеваю Великую красу твоей земли. Земли святой от края и до края. Моря, леса, поля, мой край, твои. Здесь небо над тобой светлей и выше. И звезды светят ярче и луна. Никто на свете краше не отыщет. Тобой гордится целая страна! Твои поля пшеницы колосистой, Твои сады, твой сладкий виноград. На пьедестал все будет возноситься,  Сверкая ярким золотом наград. Пою тебе любовь свою большую, И музыка звучит в душе моей. Кубань моя, с надеждою прошу я: Цвети, родная, с каждым днем сильней!  ­ Спасибо, ребята, за плодотворную работу. Спасибо нашим дорогим гостям  за внимание и интерес к нашей работе.

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс

Внеклассное занятие по кубановедению по теме "Традиции кубанских ремесел"4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017