Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»
Оценка 4.9

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
русский язык
4 кл
23.11.2017
Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»
В школьной практике именно лексика и фразеология – это тот ярус языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования универсальных учебных действий младших школьников я считаю развитие речевой деятельности. В начальной школе ведется работа по обогащению словаря учеников. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература, окружающий мир.
Употребление фразеологизмов в речи..doc
Внеклассное занятие по русскому языку                                  к разделу «Лексика и фразеология»    Тема. Употребление фразеологизмов в речи.    Цель:   познакомить с синонимией фразеологизмов;   формировать умение использовать фразеологизмы в речи;   развитие логического мышления;   развитие аффективной сферы.    Ход.    I . Разминка (игровой тренинг на развитие памяти, внимания, мышления).    — Какие слова называются синонимами?    Игра «Охота за синонимами».  Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между   собой   синонимы   к   нему.   Например,   задумывается   слово   «хорошо», подбираются   синонимы:   прекрасно   ,великолепно   ,чудесно,   замечательно ,изумительно и т.д. Отгадывающий входит и задаёт вопросы. В ответе на вопрос каждый   участник   игры   должен   использовать   доставшийся   ему   синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник   игры,   произнёсший   фразу,   после   которой   стало   ясно,   какое   слово задумано.  Можно   предложить   такие   слова:   плохо,   большой,   умный,   двигаться,   чисто, смелый, хмурый, говорить.    Игра «Повтори синонимы».  Ведущий   читает   синонимы.  Участники   игры   внимательно   слушают.  Далее   по часовой стрелке. Каждый говорит по одному слову. Далее еще раз все вместе слушают слова и дополняют ряд слов, пропущенными словами.  Можно   предложить   синонимы   –   глаголы,   прилагательные,   существительные: дорога,   путь,   тропа,   труд,   работа,   быстрый,   скорый,   верный,   преданный, громкий,   звучный,   основной,   главный,   бояться   ,трусить,   приглашать,   звать ,покупать, приобретать. Вывод: в русском языке существуют слова, имеющие синонимами.    II. Синонимия фразеологизмов     —   Роль   чего   выполняет   фразеологизм   в   языке?   (Выполняет   роль   слова,   т.е. служит наименованием предмета (признака или действия предмета).  — Как вы думаете? Могут ли фразеологизм и слово быть синонимами?     1.   Наблюдение   за   словами   и   фразеологизмами,   являющимися синонимами.  — Установите сходство и различие между словами первого и второго столбика.  бить баклуши  палец о палец не ударить  сидеть сложа руки  задирать нос    бездельничать  лентяйничать  лодырничать  задаваться  зазнаваться до конца  от корки до корки    — Какова история происхождения фразеологизма «бить баклуши»?  (Знатоки зачитывают историческую справку).  —   Это   выражение   пришло   из   глубокой   старины.   Баклуши   это   чурки   для токарной выделки ложек и деревянной посуды. Вы, конечно, видели нарядную деревянную посуду с хохломской росписью. Но все начинается с деревянной чурочки. Бить баклуши – значит раскалывать полено на баклуши, иначе говоря, делать очень простую работу. А в языке нашего времени означает «заниматься пустяками, бездельничать».    Вывод:  слова и фразеологизмы могут быть синонимами, т.к. они обозначают одно и то же.    2. Игра «Кто быстрей?»  Участники делятся на команды. Предлагается задание.  — Заменить фразеологические обороты синонимами.  В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости. Слова   для   справок.   Быстро,   мало,   лгать,   много,   медленно,   худой,   близко, хитрый, бездельничать, грустить.     3.   Наблюдение   над   тем,   что   в   русском   языке   есть   фразеологизмы   – синонимы.  Работа в группах.  Предлагается задание.  — Объясни значение фразеологизмов. Распредели их на три группы.  В ус не дует; горя мало; хоть плач; хоть караул кричи; хоть глаз выколи; тьма кромешная; ни зги не видно.     Вывод:  фразеологические   словосочетания   ,сходные   по   смыслу,   являются синонимами.    4. Игра «Найди лишнее».  Сломя голову; во весь дух; собак гонять; со всех ног; высунув язык.  Втирать очки; водить за нос; идти в ногу; вводить в заблуждение.  С три короба; хоть пруд пруди; куры не клюют; от корки до корки.    5. «Узелки на память».  — Как понимаете это выражение? Оставим «узелки на память» о нашем занятии. Для этого выполним упражнение.  Придумать предложения на заданные буквы так, чтобы получились предложения –   правила.   Последовательность   букв,   с   которых   начинаются   слова   менять нельзя.   Фбпсяс (Фразеологизмы близкие по смыслу являются синонимами.)   Сифбпсяс   (Слова   и   фразеологизмы   близкие   по   смыслу   являются синонимами.)    III . Психогимнастика   «Мамонтенок»  1. Этюд «Я не знаю» (развитие понимания эмоционально­выразительных движений рук и адекватного использования жестов.  Разыгрывание ситуации.  — Мамонтёнок, как ты потерял маму? — Не знаю, не имею понятия (Изображает: брови приподняты ,опущены уголки губ плечи приподняты, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.  —   Давайте   успокоим   мамонтёнка:   погладим   ,улыбнемся   ,предложим   руку помощи.    2 .Этюд «Мама нашлась». (Изображают с помощью движений.)   3. Этюд «Капитан» (коррекция застенчивости).  Дети строят корабль из стульев, чтобы отвезти мамонтенка к маме. Выбирается капитан – застенчивый ребёнок. (Вася)  Педагог. Вася, представь себе, что ты стоишь на мостике и смотришь вперёд. Погода   хорошая,   ясная,   но   вдруг   небо   стало   тёмным,   засвистел   ветер, поднимаются   большие   волны.   Но   ты   не   боишься,   бури   ты,   чувствуешь   себя сильным, уверенным. Ты должен довести корабль до места назначения. При этом ты стоишь прямо, спина у тебя прямая. Ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносишь к глазам воображаемый бинокль. Буря стихла!  Сильный ветер не разрушил наш корабль, но мы не испугались, и наш капитан справился   с   управлением.   Посмотрите   какой   он   храбрый   ,смелый.   Молодец, Вася!    4. «Минутка шалости».  — Давайте немного пошалим. Но по моему хлопку вы должны остановиться.    5. Этюд «Слушай хлопки!» (активное внимание).  Педагог. Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну один раз, то вы должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы примите позу «лягушки» (присесть,  пятки   вместе,   носки   и   колени   в  стороны,  руки   между ногами на полу. А если вы услышите три хлопка, то встанете и продолжите ходьбу.( 2­3 раза)  Вы такие молодцы, всё правильно слушали. Я вами горжусь.    6. Объявление о завершении занятия. Благодарность за хорошую работу.

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку «Лексика и фразеология»

Внеклассное занятие по русскому языку   «Лексика и фразеология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2017