МИР ГЛАЗАМИ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8-ОМ КЛАССЕ
ЦЕЛИ: Познакомить уч-ся с рассказами и повестями К. Паустовского.
Учиться фантазировать и видеть в своих представлениях далёкие края.
Обогатить лексический запас новыми словами, а свой внутренний мир новыми знаниями, мыслями, чувствами.
Пополнить свои знания по истории, географии, топонимике
Читать книги Паустовского, взрослеть вместе с ними и оставаться романтиками.
ЖАНР УРОКА: РОМАНТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ТАК ДУМАЛ, ГОВОРИЛ, ПИСАЛ ПАУСТОВСКИЙ,
или эпиграфы к уроку:
Во всех областях действительности и человеческой деятельности заложены зёрна романтики.
Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать.
Банальная истина в том, что ничто – даже самая малость – не проходит для нас даром.
Уже тогда мальчиком я любил сады , деревья. Я не ломал веток и не разорял гнёзд. Может быть, потому, что моя бабушка Викентия Ивановна говорила, что мир чудо как хорош, и человек должен жить в нём, трудиться, как в большом саду.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Портрет писателя, географическая карта мира, большой плакат с рисунком корабля с алыми парусами, съёмные плакаты –задания
ПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ ПАУСТОВСКОГО:
«Северная повесть» «Чёрное море»
«Кара-Бугаз» «Далёкие годы»
«Карадаг» «Мещерская сторона»
«Телеграмма»
«Белый снег»
«Роза ветров»
ОБОГАЩАЕМ РЕЧЬ:
Романтика историзм
Экзотика философичность
Психологизм банальная истина
Уч-ся в классе сидят по группам:
Журналисты
Географы-топографы
Экскурсоводы
Литературоведы-биографы
ХОД УРОКА
Учитель
Сегодня наш кабинет превратится в пристань, от которой корабль с чудесными алыми парусами отправится в далёкое и прекрасное путешествие. Нас ждут встречи с интересными людьми, незнакомыми городами, морями, озёрами и реками. Мы увидим загадочный и прекрасный мир природы глазами писателя Константина Паустовского. Наше путешествие обязательно будет романтическим, поэтому готовим блокноты (тетради) для путевых заметок и записываем все свои впечатления, всё новое, что для себя откроем и узнаем.
Как назовём наш корабль?
- «Мечта».
-«Бригантина».
- «Солнечный»
- «Юность».
-«Синяя птица»
У каждого человека свой путь в жизнь, к своей мечте и счастью, поэтому и названия у этого необычного корабля будут разные, а объединит нас всех жажда познания и чувство романтики, главные качества людей любознательных, смелых и жизнерадостных. Для удачного путешествия на корабле присутствуют творческие группы журналистов, экскурсоводов, литературоведов, географов и других специалистов. Итак, попутного ветра всем нам!
(Звучит песня из к/ф «Вам и не снилось»)
А как вы понимаете , что такое романтика?
УЧЕНИКИ
-Путешествия.
-Друзья вокруг костра, песня под гитару.
-Рыбалка.
-Отдых на морском берегу.
- Возвышенная мечта.
-Это оторванность от скучной действительности.
УЧИТЕЛЬ
Предлагаю записать словесную цепочку(на доске): романтика – романтизм – роман – романс и подумать, почему у таких замечательных слов один корень.
Цель нашего урока - подтвердить или опровергнуть философские взгляды Константина Паустовского о жизни, литературе, человеке, а для этого надо будет прочитать рассказы, повести, романы писателя. А что мы знаем о нём как о человеке?
БИОГРАФЫ
(ПОВЕСТЬ «ДАЛЬНИЕ ГОДЫ»
- Родился в Москве в 1892 году в семье железнодорожного служащего.
-Отец его происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви на Украине.
-Там жили его дед – бывший николаевский солдат и бабка-турчанка.
-Учился в киевской классической гимназии.
-С шестого класса уже зарабатывал на жизнь репетиторством.
-Учился в киевском и московском университетах.
-Участвовал в первой мировой войне.
-Из обрывка газеты 1915 года узнал, что в один день погибли два его родных брата.
-Ему не давала покоя, как он говорил, «муза дальних странствий», поэтому он объездил весь бывший Советский Союз, Европу и Азию.
-Со школьной скамьи любимыми предметами были литература и география.
КАПИТАН КОРАБЛЯ
Уважаемые пассажиры мы находимся в водах Ботнического залива, впереди Северное море!Очень холодно на палубе. Оденьтесь теплее! Лоцману доложить физические параметры нашего местонахождения!
ЛОЦМАН (показывает указкой по географической карте путь продвижения корабля)
Справа по борту – Аландские острова. Это архипелаг в Балтийском море, территория Финляндии. Насчитывает 6,5 тысяч гранитных островов.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ-БИОГРАФЫ
«СЕВЕРНАЯ ПОВЕСТЬ»
(Ученики зачитывают отрывок из повести, рассказывают сюжет)
«Непрестанный ветер сдувает со льда сухой снег. Залив блестит,
как чёрное стекло, и отражает звёзды.
Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей.
Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности малень-
кого северного архипелага, жили знаменитые корабельные мастера.
Они строго хранили и передавали старшим сыновьям законы своего
искусства».
- Эта удивительная история о связи поколений, о любви к Родине.
-В далёком 1825 году декабрист Щедрин бежал из-под стражи через Аландские острова в Европу. Ему помогли в этом офицер Бестужев и солдат Тихонов, первый был застрелен за это, а солдата Тихонова провели сквозь строй и засекли шпицрутенами. Похоронили их в одной могиле.
-Эта трагическая история получила чудесное продолжение уже в XX-ом веке. Правнук солдата – Алексей Тихонов - встретился с правнучкой мужественного офицера Павла Бестужева. Они полюбили друг друга. А их встреча произошла на квартире профессора метереологии Щедрина, внука того самого декабриста, которому пришлось бежать за границу.
-В конце повести звучат строки из предсмертного письма офицера Павла Бестужева.
«Счастье человека станет самой высокой задачей для всех вождей и полководцев. Я завидую будущим поколениям и кричу в душе: не забывайте нас, счастливцы!
(Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Там за туманами»)
ИНТЕРНЕТ-СВЕДЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ
Эта повесть К.Г.Паустовского и все другие его произведения подчинены одному творческому закону: создавать интересный сюжет, досконально изучив исторические факты, изображать природу не как фон для героев и событий, а как средство исследования психологического состояния человеческой души.
(Ученики записывают в тетрадь)
Творческое кредо К.Г.Паустовского:
интересный сюжет,
историзм,
психологизм,
пейзаж.
КАПИТАН КОРАБЛЯ
Господа пассажиры, наш корабль находится совершенно в другой географической широте – в водах Каспийского моря. Вы чувствуете дыхание пустыни? Её неимоверный зной, песчаные бури?
ГЕОГРАФЫ
Кара-богаз-гол – залив Каспийского моря, у берегов Туркмении. Солёность воды свыше 300%. Величайшее в мире месторождение солей морского типа.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
«Отмечу лишь удивительную картину берегов у полуострова Мангышлака, где Азия подымается отвесным чёрным порогом из зауральских пустынь. Мы преодолевали южный ветер –моряну, несущий из пустыни пыль и запах серы, ибо в пустыне, как говорят, лежат серные горы. Ветер этот рождает стеснённое дыхание, надо полагать, вреден для всего живого. Постоянно хочется отплёвываться. Но старые морские привычки таковы: нельзя плевать в море, оно может рассердиться и задать трёпку кораблю».
К.Г. Паустовский
В повести «Кара-Бугаз» говорится о безлюдных местах южного берега Каспийского моря. В 19-ом и в начале 20-ого веков в эти безжизненные пустыни ссылали каторжных на верную гибель. Среди каторжан оказался учёный , чудом оставшийся в живых, который стал изучать небывалую солёность Кара-Бугазского озера.Позже учёным удалось доказать, что на его дне находится ценнейшее химическое вещество мирабилит, очень необходимое в промышленности. Спустя десятилетия Кара-Бугаз преображается, на его берегах вырастают новые посёлки, города, заводы, фабрики.
КАПИТАН КОРАБЛЯ
Дамы и господа! За бортом корабля воды Чёрного моря! Сейчас поздняя ночь. Море шумит за иллюминатором. Дует норд-вест. А это значит нас ждёт шторм с дождём, поэтому держитесь!
ГЕОГРАФЫ
Смена времён года на Чёрном море идёт так: зима, весна, лето, вторая весна (в сентябре и октябре, и… снова зима. Никакой осени нет.
Каждую весну Чёрное море наполняется микроскопическими растениями – диатомеями. Как цветут весной заливные луга, так цветёт диатомеей весеннее море.
К.Г. Паустовский
ЭКСКУРСОВОДЫ
Дорогие туристы! Мы в одной из бухт Чёрного моря у гор древнего Карадага.
Это вулканический массив в Крыму, на берегу Чёрного моря, в 20 километрах от города Феодосии. Высота до 574 метров. У восточного подножия – курорты Коктебеля. Здесь находится музей Максилиана Волошина, смелые туристы могут полетать над морем на карадажских ветрах на дельтапланах, дети могут побывать в природоведческом музее, в дельфинарии, в волю нафотографироваться на фоне играющих дельфинов и удивительных по красоте пейзажей.
Кара-Даг ещё недавно был действующим вулканом. И именно здесь можно пожалеть о том, что не родился художником. Это просто какая-то геологическая поэма. Нет ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов, изгибы бухт, подводные гроты, ласковый плеск моря. Здесь сходятся три великих стихии: моря, гор и степи. Если вы хотите насладиться общением с природой, соприкоснуться с вечностью, забыть, в каком веке вы живёте, стоит задержаться в Кара-Даге подольше.
К.Г. Паустовский
БИОГРАФЫ
Константин Паустовский любил путешествовать, видеть новые края, страны, города, но любимейшее место его пребывания была срединная Россия: от курско-орловских степей и холмов до чудной Мещерской стороны. В Мещерском краю «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но посмотрите на эти цветущие и скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Вам не приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью? Можно вырыть в сене глубокую нору, залезть в неё и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами пусть идёт холодный дождь и ветер налетает косыми ударами».Или «я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки».
К.Г. Паустовский
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
В Мещерском краю писатель прикоснулся к чистейшим истокам народного языка. Именно здесь им написаны лучшие рассказы: «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Ночь в октябре», повести «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Исаак Левитан»
ЭКСКУРСОВОДЫ
У каждого человека должен быть дом, был дом и у Константина Паустовского. Этот дом, воспетый писателем во многих рассказах и повестях, до сих пор жив и находится в городе Тарусе Калужской области.
……….(отрывок –мокрая ветка стучала в окно)
ГЕОГРАФЫ
Таруса – город в Калужской области в России на реке Оке, известный фабрикой «Художественная вышивка» и разработкой известняка.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Это был совершенно особый город в бывшем Советском Союзе, своеобразная
литературная Мекка, потому что в сталинское время из Москвы высылали за 101-ый километр всех тех, кто был неугоден власти. В Тарусе оказалась Марина Цветаева………..Здесь нашли своё последнее успокоение дочь Марины Цветаевой Ариадна, Константин Паустовский, здесь жил и создавал свои солнечные картины художник Василий Дмитриевич Поленов, который в 1890 году построил вблизи Тарусы свой дом, в котором жил до самой своей смерти в 1927 году. СрХди рощ , некогда посаженных его руками, этот дом стоит до сих пор как Музей-усадьба В.Д. Поленова.
БИОГРАФЫ
Ийтересна судьба дома К. Паусровского. Этодом писателей в Нескольких поколениях. В одной части дома - кабинет Паустовскогк, где сохранены все его вещи и рукописи , уже сейчас здесь музей, а во второй половине дома живёт неродная дочь Паустовского Галина Алексеевна Арбузова,(нынешние школьники вряд ли что-либо знают о драматурге А.Н. Арбузове, её родном отце), она сейчас главная хранитегьница всех реликвий этого доЬа, ныне литератуЀный иритик, жена и соавтор известнЮго писателя Владимира Железникова, который пишет в основном для детской и юношеской аудитории, а его повести «Чучело», «Последний парад», «Каждый мечтает о собаке» хорошо известны читателю.
КАПИТАН КОРАБЛЯ
Дамы и господа! Наш корабль находится у причала златоглавого города Киева, столицы Украины. Это последний пункт нашего путешествия. Приготовьтесь сойти на берег.
БИОГРАФЫ
Паустовскому едва перевалило за двадцать, когда в одном из киевских журналов был опубликован его первый рассказ. Уже тогда обозначились творческие особенности писателя: исповедальный лиризм, гибкий событийный сюжет, акварельные пейзажи, в которых , как на экране, отражаются чувства и настроения главных героев.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
«За окнами уже сентябрь. Приближаются сумерки. Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймёт нежной прелести этих часов. Первая звезда зажигается в вышине. Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звёзды обязательно будут падать на землю и сады, поймают эти звёзды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснётся и не узнает об этом».
К.Г. Паустовский
УЧИТЕЛЬ
С Украиной Паустовского связывает очень многое……(«Далёкие годы» с.50)
Во-первых, в Киеве прошло его детство и юность, во-вторых, этот город сделал его настоящим романтиком.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
«Желание необыкновенного преследовало меня много лет. В киевской квартире, где прошло моё детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения. Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы, звон эоловой арфы. Моё состояние в юности можно было определить двумя словами – восхищением перед воображаемым миром и тоской из-за невозможности увидеть его».
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
УЧИТЕЛЬ
Некоторые критики упрекали писателя Паустовского в том, что больше пишет о природе и бегло, неохотно - о людях. Это вовсе не так. У Паустовского есть отдельные книги о великих людях: о художниках Левитане, Кипренском, Врубеле; композиторах Чайковском, Моцарте, Григе; писателях и поэтах Пушкине, Чехове, Гюго, Гоголе, Андерсене, Мопассане, Диккенсе, Флобере, Шевченко.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Глубокий психологизм отдельных рассказов Паустовского не оставляет сердца читателей равнодушными, заставляет задуматься о том, не опоздаем ли мы сказать добрые и сокровенные слова самым дорогим и любимым людям( рассказ «Телеграмма»); сумеем ли создать чистые искренние отношения с окружающими людьми (рассказ «Белый снег»)?
Способны ли к перепитиям судьбы («Роза ветров»).
ЖУРНАЛИСТЫ
В конце нашего необычного путешествия хотелось бы обратиться к туристам с вопросом, как они поняли, что такое большая и малая мечта в жизни каждого человека?
УЧЕНИКИ
-Это малые и большие цели, которые ставит перед собой человек.
-Это радость от задуманного и осуществляемого в жизни.
УЧИТЕЛЬ
Дорогие ребята! Наш урок подходит к концу. Чему же нас научила встреча с личностью и творчеством Константина Григорьевича Паустовского?
Писатель был уверен, что каждый человек должен мечтать, что должен иметь не только малую мечту, которую, как правило, легко осуществить, купив что-либо за деньги, но иметь и большую, высокую мечту, которую не купить ни за какие деньги и доллары. Это стремление узнавать новое, всрречаться A интересными людьми, путешествовать не для бахвальстаа, а для Фуши. В эЂом для Паустовскжго и заКлючается банальная истина жизни.
Поэтомсхочется всем пожелать: пусть всегда сбываются ваши малые и большие мечты, побольше читайте хороших и умных книжек, ибо книги раздвигают горизонты, делают близкими дальние страны и города, взрослейте и оставайтесь романтиками!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.