«Внешнее строение листа»
Оценка 5

«Внешнее строение листа»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
20.02.2019
«Внешнее строение листа»
Цель: формирование представлений о морфологическом разнообразии листьев растительного мира. Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов: личностный результат – формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями; метапредметный результат – развивать навыки работы осмысленной работы с текстом при выполнении кластера, кроссворда, дидактической карточки, лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления результатов и умение на их основании делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями; предметный результат – учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции, умеют анализировать, сравнивать. Тип учебного занятия: комбинированный урок. Вид учебного занятия: урок, практикум. Оборудование учебного занятия: мультимедийная проектор, компьютер, учебники, гербарий. Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.
Внешнее строение листа 6 класс.doc
Разработка учебного занятия по биологии для обучающихся 6 класса по теме: «Внешнее строение листа» Цель:  формирование   представлений   о   морфологическом   разнообразии   растительного мира.   листьев Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов: личностный результат  –   формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями; метапредметный результат  –  развивать навыки работы осмысленной работы с текстом при  выполнении кластера, кроссворда, дидактической карточки,  лабораторной работы по инструктивной   карточке,   оформления     результатов   и   умение   на   их   основании   делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями; предметный результат –  учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции, умеют анализировать, сравнивать. Тип учебного занятия: комбинированный урок. Вид учебного занятия: урок, практикум. Оборудование   учебного   занятия:  мультимедийная   проектор,   компьютер,   учебники, гербарий. Основные   термины   и   понятия:  листовая   пластинка,   черешок,   листья   черешковые   и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое. Учитель: Ямщикова Яна Сергеевна Этапы урока учителя Этапы занятия Деятельность Поприветствуют  друг друга, улыбаются. Садятся. учащихся Обучающиеся отвечают (Побег и почки) Обучающиеся отвечают, заполняя кроссворд  1. Организационный  этап Добрый   день!   Я   рада   видеть   Вас   на   нашем   занятии, улыбнитесь. Садитесь. 2. Этап фронтальной проверки домашнего  задания На   экране   изображен   кроссворд,   давайте   вместе   решим его   и   вспомним   тему   нашего   прошлого   урока,   о   чем говорили на предыдущем занятии (кроссворд подготовил школьник   с   вопросами   и   ответами,   дополнительное творческое домашнее задание). 1. Листорасположение, при котором листья развиваются по три и более в узле. 2. Стебель, с расположенными на нем почками и листьями. 3. Листорасположение, при котором листья растут по два в узле – один лист напротив другого. 4. Почка, развивающаяся в пазухе листа. 5. Почка, развивающаяся на вершине побега. 6. Листорасположение,   при   котором   листья   на   стебле располагаются друг над другом по одному. То же что и спиральное листорасположение. 7.Почка, содержащая в себе зачаточное соцветие. 8.Отрезок стебля между его узлами. 3. Этап всесторонней проверки УУД Дети   выполняют   самостоятельно   задания   по   вариантам   в дидактических   карточках,   после   меняются   листочками   и выполняют взаимопроверку.  Критерии оценок:          «5» – нет ошибок;         «4» – 1­2 ошибки;         «3» – 3­4 ошибки;         «2» – более 4 ошибок.  4. Этап подготовки  учащихся к  активному и  сознательному  усвоению нового  материала Первый на ветке, глянь, зеленеет, Осенью желтый цвет он имеет. В книжке, в тетрадке второй ты найдешь, Эту загадку на нем ты прочтешь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвертый в Венгрии жил, И пианистом известным он был.                                             (Лист) Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях. Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в   них   из   неорганических   веществ   образуются органические,   при   этом   поглощается   углекислый   газ   и выделяется кислород, необходимый для дыхания.  С какой частью побега это связано?     Лист – один из основных органов зеленого растения. 5. Этап усвоения  Обучающиеся отвечают. Записывают тему в тетрадь. Ответы учащихся: Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем. Ответы учащихся: новых знаний Какое он занимает положение на стебле?         Ребята, вспомните, какими  разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20 ­ 22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя.           В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с   внешним   строением   листа,   изучив   текст   параграфа   и (рис.23)   учебника.   (Работа   с   текстом   учебника   и схемами). ­ боковое, располагаясь в узлах стебля. Учитель на экране доски проектирует схему внешнего строения  листа, а учащиеся самостоятельно изучают текст параграфа,  заполняют пустые ячейки кластера в тетрадях.                     Какое строение имеет лист? Учитель обращает внимание на края листовых пластинок. Следующая часть листа – это черешок. Какова роль черешка? Ответы учащихся: ­ лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа); ­ черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с   ним   меняет   положение   и   листовая   пластинка,   которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами. На   основании   нередко   образуются   выросты   –   это прилистники.   У   дуба,   березы   пленчатые   прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа. Однако   не   у   всех   листьев   можно   выделить   все   четыре части. Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю. Подводим к выводу о типах листьев. Листья Черешковые (есть черешок) Береза, дуб, пеларгония Сидячие (нет черешка) Рожь, алоэ                        Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.             Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков? ­ алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).                      Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок.            По числу листовых пластинок на черешке листья  делятся Листья Простые Сложные (на одном черешке – одна листовая (на одном черешке – несколько листовых пластинка) Клен пластинок) Каштан, шиповник                      У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.                      Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите? (Четко выраженные жилки.)                  Жилки  – проводящие пучки листьев.  Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от   разрывов.   Нередко   в   лесной   подстилке   можно обнаружить   «листья­сеточки».   Это   прошлогодние листья,   у   которых   сгнили   мягкие   ткани,   но   чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.                  Расположение жилок на листе называется жилкованием.          Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в  тетрадях. Жилкование             Сетчато Параллельное    Дуговое е (жилки многократно ветвятся, образуя сеть)     Дуб, пеларгония (жилки  расположены   параллельно  друг другу)              Пшеница, лук  (жилки расположены по дуге)  Ландыш      Класс двудольные                             Класс  однодольные (исключение подорожник ­             (исключение вороний  глаз –          сетчатое)                                                             дуговое)             Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов. Предлагаю Вам выполнить лабораторную работу по теме: «Листья   простые   и   сложные,   их   жилкование   и листорасположение» (Приложение 1). Я   вам   раздам   все   необходимое   для   проведения лабораторной работы. Какую   цель   вы   ставили   перед   собой   на   сегодняшнем уроке? Вы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Какие   источники   вы   использовали   для   получения информации? Рассказ   с   ошибками.     Найти     ошибки   и   объяснить   их (Приложение 2). Чему мы научились на этом уроке?  Можем   ли   мы   сегодня   дать   ответ,   каково   же   внешнее строение листа?  Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ?  Это тема следующего урока. Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. Домашнее задание § 11, ответы на ?, задания письменно в тетради Учащиеся изучают ход лабораторной работы, формулируют цель  лабораторной работы, выполняют лабораторную работу, делают  выводы. Ответы учащихся. Внутреннее строение листа.  Учащиеся записывают домашнее задание в дневник Какую тему на уроке мы с вами изучили? Что нового узнали на  уроке? Ответы учащихся 6. Этап проверки  понимания  учащимися нового  материала 7. Этап закрепления  нового материала 8. Этап инструктажа  по выполнению  домашнего задания 9.  Подведение  итогов урока: формы оценивания  учащихся  Чему научились? Какие были трудности? Что хотели бы узнать дополнительно? Лабораторная работа  Приложение 1 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»       Цель:  Научиться распознавать простые и сложные листья.  Сравнивать листья разных растений. Определять тип листорасположения. Оборудование:  гербарии   простых   и   сложных   листьев   с   различными     листовыми   пластинками, типами жилкования и листорасположения; рабочая тетрадь. Ход работы: 1. Рассмотрите выданные гербарные экземпляры простых и сложных листьев.  Определите тип жилкования и листорасположения. 2. Оформите результаты лабораторной работы в таблицу. Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение Приложение 2. Рассказ с ошибками.  Найти  ошибки и объяснить их. Незнайка писал письмо Звездочке. «Я   люблю   собирать   листья.   Красивые   листья  у   клена,   они   имеют   много   листовых пластинок.  Такое же  строение и  у листьев  земляники,  липы,  каштана.  Называются  эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях ­ известно  до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое».

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»

«Внешнее строение листа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019