«Внешний и внутренний контроль сформированности функциональной грамотности школьников: инструменты и ресурсы»

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 29.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лизякина Функциональная грамотность.pptx

Автор: Лизякина Ирина Константиновна, рук-ль РМО, учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

«Внешний и внутренний контроль сформированности функциональной грамотности школьников: инструменты и ресурсы»

Управление образования
Администрации Сосновского муниципального района
РМО учителей русского языка и литературы

п. Сосновское
2022

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.


Функциональная грамотность
1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма
2.Направлена на решение бытовых проблем
3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации
4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач
5.Используется в качестве оценки,
прежде всего взрослого населения.




Новый словарь методических
терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам)



Читательская

Критическое мышление

Глобальные компетенции

Естественнонаучная

Финансовая

Математическая

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Ребенку важно обладать:
*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
*Способностью строить социальные отношения.
*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Российский педагог, член-корреспондент РАО
Наталья Федоровна Виноградова
 

Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
 

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована
у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
 

В целях реализации Плана мероприятий «дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году 12 мая 2022 года в районе был организован мониторинг формирования и оценки функциональной (читательской) грамотности Он прошел в 5 классах общеобразовательных учреждений в форме диагностической работы.

Задачи мониторинга:
- определение сформированности читательской грамотности в соответствии с методологией и критериями оценки качества общего образования на основе практики международных исследований;
-получение достоверной информации об уровнях овладения детьми читательской грамотностью;
- ознакомление педагогов и обучающихся с новым форматом и содержанием заданий
-выработка методических рекомендаций по повышению качества сформированности функциональной грамотности у обучающихся
Участники мониторинга: обучающиеся 5 классов общеобразовательных учреждений района, педагогические работники, представители администраций ОО

Анализ результатов муниципального мониторинга.
Особенностью муниципального мониторинга формирования и оценки функциональной (читательской) грамотности обучающихся является то, что он определяется как мониторинг начального этапа и направлен на первичную диагностику. В качестве проверяемых областей читательской грамотности выделено 4, и они основываются на выполнении основных читательских действий:
- поиск и нахождение информации в тексте;
- интеграция и интерпретация информации;
- оценка содержания и формы текста;
- использование информации, представленной в тексте
Данное исследование направленно на первичную диагностику знаний по читательской грамотности обучающихся 5 классов. Исходя из представленных выше характеристик уровней сформированности навыков читательской грамотности (Международная система оценки PISA) , задания мониторинга оценки функциональной (читательской) грамотности относятся по сложности к 1, 2, 3 предложенным уровнями сложности. Они доступны для понимания и имеют высокий процент выполнения обучающимися

Уровень

Количество обучающихся

Процент выполнения заданий

Недостаточный

2

1,7

Низкий

5

4,2

Базовый

47

39,5

Повышенный

65

54,6

Сводная информация по определению уровней сформированности функциональной (читательской) грамотности обучающихся района
Таблица 1
Всего обучающихся – 119;
% выполнения - от общего количества обучающихся
Из таблицы видно, что:
- значительная часть обучающихся не испытывает серьезных затруднений в решении заданий мониторинга;
- в районе преобладает повышенный уровень сформированности функциональной (читательской) грамотности ;
- Низкий и недостаточный уровни развития имеют 5,9 % обучающихся .

Выводы:
Дети проявляют способность находить смысловые взаимосвязи в текстах разного типа и формата;
- могут соотносить информацию с вне текстовыми фоновыми знаниями;
- критически оценивать информацию и делать собственные выводы;
- способны к активному мышлению и рассуждению

Рекомендации:
При формировании умений читательской грамотности необходимо:
- учить детей осознанному чтению;
-работать с разными источниками информации, высказывать оценочные суждения о прочитанном, развивать потребность в чтении
-организовывать дифференцированную поддержку обучающимся с разным уровнем читательских способностей
- при работе с учебными текстами обращать внимание на интерпретацию информации, ее оценивание и преобразование