«Внешний вид молодого человека»
Цель урока: сформировать у обучающихся представление об особенностях внешнего вида современного молодого человека.
Образовательная задача: познакомить учащихся с основными понятиями и составляющими внешнего вида человека.
Развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание на протяжении всего урока, активизировать словесно-логическое мышление при работе с карточками-заданиями, развивать воображение и связную речь при составлении образа стильного молодого человека.
Воспитательная задача: воспитывать уважение к одноклассникам и умение выслушивать друг друга.
Оборудование: - демонстрационная презентация
- карточки с буквенными заданиями по теме «Культура общения юноши и девушки»
- раздаточный материал по новой теме (тексты с описанием галстуков)
- образцы галстуков
- памятки о выборе галстуков (для мальчиков)
- советы для девочек «О чем может рассказать галстук»
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Время (мин) |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Использование дидактического материала |
1 |
Организационный момент. |
1 |
Настрой учащихся на урок: глубоко вдохнули, выдохнули. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели, настроились на интересный урок. |
Выполняют словесную инструкцию учителя. |
|
2 |
Повторение пройденной темы |
10 |
- На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре общения юноши и девушки и вежливых словах или комплиментах, которые мы используем в общении. - Перед вами карточки – задания, ваша задача выбрать только правильные высказывания. Обратите внимание на то, что напротив каждого высказывания есть свои буквы, вам необходимо поставить «+» напротив верного высказывания и из выпавших букв составить ключевое слово. (1 вариант) (для 2и 3 варианта иные карточки, распределить вежливые слова при помощи стрелок по ситуациям) - Обменяйтесь карточками для проверки, а поможет нам компьютер. - Какое ключевое слово получилось – этикет. - Что такое этикет? (нормы и правила принятые в обществе, манеры поведения) - Для чего нужно знать предложенные вам правила? (для того, чтобы общение между юношей и девушкой были приятными) |
Выполняют задание по карточкам.
Сверяют ответы с компьютером.
Отвечают на вопросы учителя. |
Карточка с буквенным заданием для сильных учащихся. Для слабых – карточка с заданием по распределению вежливых слов.
Слайд №1 |
3 |
Подведение к новому материалу. |
2 |
- Всем вам уже приходилось знакомиться с новыми людьми. На что обращают внимание как девушки, так и юноши при первой встрече? (на внешность, на манеру говорить) - Как понять пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают» (первое впечатление остается от внешнего вида, а уже в процессе разговора начинаешь узнавать человека и определяешься, приятен он тебе или нет) - Каким современным словом называют внешний вид человека? (имидж) - Имидж, в переводе с английского, означает образ. - Как называют человека, который создает образ человека? (Стилист, имиджмейкер). - Сегодня мы перевоплотимся в имиджмейкеров и попробуем создать образ современного молодого человека (мужской образ), девочки мне будут в этом помогать. |
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают предположения толкования пословицы.
Отвечают на вопросы учителя
|
Словарное слово на доску |
4 |
Объяснение новой темы. |
20 |
- Тема нашего урока «Внешний вид молодого человека» - Как вы думаете, когда имиджмейкер или стилист или любой из нас создает свой образ, на что он обращает особое внимание? - прическу - одежда - обувь - аксессуары (украшения) - макияж (парфюмерия) - Кто поможет создать прическу? (парикмахер), а молодой человек уже должен поддерживать её: своевременно подстригаться, причесываться - Как правильно подобрать одежду к своему образу, что будем учитывать? (свой размер, особенности телосложения, ситуацию для которой подбираем одежду) - Кто может помочь создать одежду? (модельер) - А какой вид одежды молодого человека подойдет для любого мероприятия? (пиджак, рубашка и брюки) - Куда можно отправиться в такой одежде? (на праздник, в школу, в гости, в культурно - досуговый центр) - Чего, по вашему мнению, не хватает созданному нами образу молодого человека? (аксессуаров: часы, ремень, галстук) |
|
Тема на доску.
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4 |
|
|
Галстук – это украшение, которое придает мужчине элегантность. В переводе с немецкого, галстук означает шейный платок. Такие платки носили еще в древнем Риме, как элемент военной формы. Современный вид галстук приобрел лишь в начале 20 века. Галстуки делают из разных материалов, главное в них - форма и расцветка Существует три разновидности галстуков. А как они называются, вы попробуете определить сами. - Ваша задача прочитать небольшой текст, по описанию определить ваш галстук и рассказать об этом всем нам. Текст №1 Галстук – регат. Не требует усилий для завязывания – его узел зашит еще на фабрике, а для регулировки объема петли служит резинка с застежкой, которую скрывает воротник. Это галстук для ленивых мужчин, для мальчиков младшего возраста, для служащих мужчин. Текст №2 Галстук – бабочка. Имеет особый способ завязывания, в результате чего приобретает форму бантика. Этот галстук предназначен для официальных случаев и украшает в основном одежду артистов и дипломатов.
Текст №3 рассказывает учитель. Галстук – самовяз завязывается самостоятельно в узел, который передвигается на узком конце галстука «стержне» и настраивается под объем воротника рубашки. - Существует несколько способов завязывания галстуков, но с ними мы познакомимся на следующем уроке и поупражняемся.
Работа по вопросам. - О каком галстуке рассказывали ребята 2 подгруппы? Для кого предназначен этот галстук? - О каком галстуке поведали нам ребята из 1 подгруппы? Чем он отличается от первого? - Как называется галстук, про который рассказала вам я? Почему его так назвали?
- Как вы думаете, от чего будет зависеть цвет и форма галстука? (от цвета рубашки, костюма, настроения) - Какой галстук больше подойдет к образу нашего молодого человека? - Девочки, приятно ли вам будет общаться с таким молодым человеком? - Какой совет мы дадим нашим мальчикам? (следить за своим внешним видом и выглядеть элегантными мужчинами) |
Работают с материалом в подгруппах
Отвечают на вопросы учителя, работают в тетрадях. |
Слайд №5 Образцы галстуков.
Тексты для работы в подгруппах.
Слайд №7
Слайд №6
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10 |
|
5 |
Домашнее задание |
1 |
Мальчикам, познакомиться с памятками о выборе галстуков, и в соответствии с рекомендациями, сформировать образ стильного молодого человека. (Подобрать цвета и разукрасить картинку) Девочкам познакомиться с советами «О чем могут рассказать галстуки» и на следующем уроке поделиться с нами. |
|
Памятки для мальчиков.
Советы девочкам.
Иллюстрация молодого человека для создания образа. |
6 |
Подведение итога урока |
5 |
- Что интересного узнали на уроке? - Как называют внешний вид человека? - Из чего складывается внешний вид человека? - Влияет ли внешний вид на качество общения людей? |
Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока. |
|
7 |
Оценивание учащихся. |
1 |
|
|
|
ПАМЯТКА
«Как подобрать галстук»
Галстук должен сочетаться с костюмом и рубашкой. Если ты не надеешься на собственный вкус и интуицию, пользуйся классическими правилами:
Галстуки с рисунком - к однотонным сорочкам.
Однотонные галстуки - к сорочкам в клетку или в полоску, причем цвет галстука должен совпадать с цветом полосок.
К темному костюму и темной сорочке - более светлый галстук (лучше на тон светлее костюма).
С темным костюмом и светлой рубашкой - темный галстук в тон костюма или рубашки.
С черным костюмом и белой рубашкой - светлый галстук с мелким рисунком.
Со светлым костюмом и темной рубашкой - светлый галстук в тон костюму.
Со светлой же сорочкой при светлом костюме лучше смотрится галстук того же тона, что и сорочка.
Его лучше не стирать и не гладить - он может потерять форму и испортиться. От пятен спасет химчистка, а от складок - простой способ: аккуратно, не делая новых складок, намотать галстук на палец, снять и оставить в таком виде на некоторое время.
Каждый раз галстук надо распускать, причем в последовательности, обратной той, в которой ты его завязывал. Не стоит поддаваться желанию просто вытянуть из узла узкий конец. Такими действиями ты можешь легко повредить галстук, даже если он очень высокого качества. Повесь на вешалку и дай отвисеться пару дней.
СОВЕТЫ
«О чем может рассказать галстук?»
Галстук в полоску (горизонтальную, вертикальную или диагональную) - это атрибут преуспевающего бизнесмена. Полоска - это как стрелка, указывающая путь, свернуть с которого ни в коем случае нельзя. Такие люди обычно надежны, верны, заботливы, но слишком заняты своими делами, мало времени уделяют семье.
Галстук в цветочек – исключительно для романтических натур. Обычно такие галстуки выбирают люди творческих профессий, неординарные личности, с которыми интересно, но немного ненадежно. Они слишком любят витать в облаках и строить воздушные замки.
Галстук в крапинку или в горошек обычно выбирают честолюбивые и целеустремленные люди. Интересно то, что величина «гороха» находится в прямой зависимости от уровня общительности человека: чем крупнее – тем общительнее владелец галстука.
Галстук с орнаментом для надежных супругов и еще более надежных деловых партнеров. Безумно терпеливые и сдержанные люди, иногда так хочется от них чего-то неординарного, но…увы, их ничем не проймешь, отшутятся от любого замечания и оставят все так, как им удобно.
Однотонные галстуки выбирают люди, которые во
всем любят порядок, следуют установленным правилам. Так, что становится тошно
от их «правильности» и вечной последовательности. Светлый однотонный галстук
яркого цвета, скорее всего, просто свидетельствует о недостатке вкуса.
Текст №1
Галстук – регат. Не требует усилий для завязывания – его узел зашит еще на фабрике, а для регулировки объема петли служит резинка с застежкой, которую скрывает воротник.
Это галстук для ленивых мужчин, для мальчиков младшего возраста, для служащих мужчин.
Текст №2
Галстук – бабочка. Имеет особый способ завязывания, в результате чего приобретает форму бантика.
Этот галстук предназначен для официальных случаев и украшает в основном одежду артистов и дипломатов.
Текст №3
Галстук – самовяз завязывается самостоятельно в узел, который передвигается на узком конце галстука «стержне» и настраивается под объем воротника рубашки. Существует несколько способов завязывания галстуков.
Этот галстук предназначен как для торжественных случаев, так и деловых людей, а также в повседневной жизни.
Буквенное задание 8 класс (1 вариант)
по теме «Культура общения юноши и девушки»
Фамилия, имя ____________________________________
Задание: отметь «+» верные утверждения и составь ключевое слово из выбранных букв.
только «+» |
Буквы |
Верные и неверные утверждения |
|
«Э» |
Юноша, приглашая девушку, должен продумать маршрут прогулки или мероприятие, на которое он её поведёт. |
|
«В» |
Юноша, приглашая девушку, должен спросить её о маршруте прогулки. |
|
«Т» |
Юноша приходит на свидание на 5 минут раньше |
|
«Ж» |
Юноша приходит на свидание на 30 минут раньше. |
|
«Х» |
Девушка может задержаться на любое время. |
|
«И» |
Девушка может задержаться на 5 минут и не более. |
|
«К» |
После свидания юноша должен проводить девушку. |
|
«Р» |
После свидания юноша не должен провожать девушку. |
|
«Е» |
Девушка должна сказать «спасибо» юноше за вечер. |
|
«М» |
Девушка не благодарит юношу за вечер. |
|
«Н» |
Юноша закуривает в любое время. |
|
«С» |
Юноша не закуривает без разрешения девушки. |
Ключевое слово: __________________________
Карточка – задание 8 класс (2 вариант)
по теме «Культура общения юноши и девушки»
Фамилия, имя __________________________________
Задание: распредели вежливые слова на группы, проведи стрелки в нужную колонку.
При встрече |
«Будьте добры» «До свидания» «Рад знакомству» «Как вас зовут?» «Прошу прощения» «Счастливо» «Приношу извинения» |
Просьба |
|
|
|
При прощании |
Извинение |
|
|
|
Карточка – задание 8 класс (3 вариант)
по теме «Культура общения юноши и девушки»
Фамилия, имя __________________________________
Задание: распредели вежливые слова на группы, проведи стрелки в нужную колонку.
При встрече |
«Будьте добры» «До свидания» «Рад знакомству» «Как вас зовут?» «Прошу прощения» «Счастливо» «Приношу извинения» |
Извинение |
|
|
|
|
|
Цель: - познакомить детей с понятием «речевой этикет», формировать привычку употреблять слова вежливости и применять их в жизненных ситуациях.
Задачи:
Коррекционно – развивающая:
· Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операция анализа, установление логических и причинно-следственных связей) через выполнение заданий «Собери слово», «Цветок вежливости».
· Развитие слухового восприятия путём выполнения задания «Не ошибись, пожалуйста».
· Коррекция и развитие зрительных восприятий через показ слайдов.
· Коррекция и развитие связной устной речи за счёт использования развёрнутых предложений и умения вести диалог; пополнение и обогащение словарного запаса через выполнение упражнения «История слов», «Народная мудрость»
· Развитие актёрских способностей через выполнение задания «Найди ошибку».
Коррекционно – воспитательная:
· Воспитывать нравственные качества: внимательное отношение к окружающим людям, взаимоуважение.
· Умение работать в паре, команде.
Здоровьесберегающая:
· снятие позостатического напряжения и утомления.
Методы и приёмы:
·
беседа, рассказ, практическая работа
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Давайте подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём наше занятие, а занятие сегодня мы проведём в игровой форме, где будут участвовать две команды – «ЗНАЙКИ» и «УМНИКИ». Перед началом занятия послушайте несколько советов.
Женя:
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и внимательным!
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно!
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать!
Мы должны не забывать
Спинку ровненько держать!
Ответить хочешь – не кричи,
А только руку подними.
Сначала подумай,
Потом говори!
-Итак, начинаем. Наше занятие посвящено очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим. Для этого вы должны выполнить следующее задание:
СЛАЙД
Задание 1: «СОБЕРИ СЛОВО»
Соберите разрезанное слово в единое целое
Е Ч В
Й Р Е О ЭТИКЕТ
СЛАЙД
Сообщение темы занятия:
«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
II. ОСНОВНОЙ МОМЕНТ: работа по теме занятия.
- Мы с вами очень много говорили об этикете. И сейчас я проверю ваши знания, давайте вспомним, что означает слово этикет.
( за правильный ответ команда получает фишку)
- Какое главное правило этикета?
СЛАЙД
ЭТИКЕТ – это правила поведения людей в обществе; умение вести себя так, чтобы людям было приятно с тобой общаться.
Главное правило этикета:
Не ставь человека в неудобное положение, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Даша:
-Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения,
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым.
Много разных есть вопросов
И на них даёт ответ
Этот самый этикет!
- Следующие вопросы:
* когда появился этикет?
* где (в какой стране) и как (при каких обстоятельствах) появилось слово этикет?
СЛАЙД
Слово этикет впервые появилось во Франции при короле Людовике ХIV. На одном пышном балу всем приглашённым были вручены карточки - этикетки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости.
Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, умение вести себя в обществе.
*какие виды этикета вы знаете?
(ответы детей)
СЛАЙД
ВИДЫ ЭТИКЕТА:
- школьный - правила поведения в школе,
- столовый – правила поведения за столом,
- гостевой – правила поведения в гостях,
- речевой – правила культуры речи,
- телефонный - правила телефонного разговора,
- театральный – правила поведения в театре.
- Как замечательно, что мы научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом.
-Скажите ещё раз, что такое речевой этикет
(ответы детей)
-Культура речи – это отсутствие нецензурных, вульгарных слов, слов – паразитов.
СЛАЙД
Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».
СЛАЙД
Есть на свете особенные слова. Слова, которые помогают нам устанавливать с людьми хорошие, добрые отношения, делают нашу жизнь добрее, светлее и человечнее. Эти слова называют «вежливыми», а иногда «волшебными» и служат основой речевого этикета.
СЛАЙД
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – правила поведения человека в общении с другими. Основной чертой речевого этикета является вежливость.
Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать:
как говорить
о чём
РЕЧЕВОЙ где
ЭТИКЕТ с кем
когда
Речевой этикет очень богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в разных ситуациях.
Существует несколько форм речевого этикета.
СЛАЙД
Формы речевого этикета:
ПРИВЕТСТВИЕ
ПРОСЬБА
ИЗВИНЕНИЕ
БЛАГОДАРНОСТЬ
ПОЖЕЛАНИЕ
ПРОЩАНИЕ
Этикетные формы известны нам с детства, п. ч. мы ежедневно здороваемся, прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за оказанную помощь, извиняемся за причинённые неудобства.
СЛАЙД
Задание 2: «ЦВЕТОК ВЕЖЛИВОСТИ»
На лепестках написаны формы речевого этикета. Каждая команда берёт по три лепестка и выполняет задание: вспомнить слова, которые будут уместны в данной ситуации:
· ПРИВЕТСТВИЕ: здравствуйте, доброе утро (день, вечер), привет.
· ИЗВИНЕНИЕ: извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; мне жаль.
· ПРОСЬБА: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.
· БЛАГОДАРНОСТЬ: спасибо, благодарю.
· ПОЖЕЛАНИЕ: приятного аппетита, спокойной ночи, всего хорошего (доброго), будьте здоровы.
· ПРОЩАНИЕ: до свидания, прощайте, пока, до скорой встречи.
СЛАЙД
Юра:
- Четыре волшебных слова –
Этикета основа,
Вы часто их говорите.
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО!
СЛАЙД
Задание 3: «ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ»
Откуда пришли к нам слова:
Команда «УМНИКИ» - «здравствуйте, спасибо»
Команда «ЗНАЙКИ» - «благодарю, пожалуйста»
· Слово «здравствуй» очень старое. Оно связано со словом «дерево». Когда то люди, произнося слово «здравствуйте» желали другим быть здоровыми, крепкими и могучими, как дерево дуб. «Здравствуй» - будь здоров.
· Слово «пожалуйста», происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оноявляется устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени «Никита-ста! Михаил-ста! В настоящее время смысл этого старинногообращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход.
· В старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
· Слово «благодарю» состоит из двух слов – «благо» и «дарю». В старину«благо» означало «добро». Добром одаривали человека за хорошее отношение – «добро дарю».
СЛАЙД
Игра «НЕ ОШИБИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА»
- Я попрошу вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда услышите вежливые слова:
- Встаньте, пожалуйста!
- Попрыгайте!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
-Потопайте!
- Поднимите руки, пожалуйста!
- Опустите!
- Будьте добры, опустите руки!
- Присаживайтесь!
- Присаживайтесь, пожалуйста!
Никита:
-Слова «до свидания»,
«Спасибо», «простите»,
«Пожалуйста», «здравствуйте»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В автобусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку,
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить!
- Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника, а именно как оно сказано, каким голосом – спокойным и приветливым или злым и грубым. К сожалению, не всегда люди вежливы и приветливы. Грубое обращение, обидное прозвище больно нас ранят. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.
СЛАЙД
Задание 4: «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Командам выдаются карточки – на одной начало пословиц, на другой – продолжение. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.
Команда «УМНИКИ»:
СПЕРВА ПОДУМАЙ… вылетит – не вернёшь.
СЛОВО НЕ СТРЕЛА… язык не отсохнет.
ОТ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ… потом говори.
Команда «ЗНАЙКИ»:
ОТ ОДНОГО СЛОВА… что дождь в засуху.
ЛАСКОВОЕ СЛОВО… да навек ссора.
ДОБРОЕ СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ… и кошке приятно.
СЛАЙД. Задание 5: «ВЫБЕРИ
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ»
Команда «УМНИКИ»:
Прозвенел звонок. Учитель начинает урок. Ты опоздал и хочешь войти в класс. Как ты поступишь?
- Тихо зайду и сяду на своё место.
- Извините, можно войти?
- Можно войти?
Вы звоните по телефону другу, трубку берёт мама.
-Позовите Мишу.
- Здравствуйте, позовите Мишу!
- Здравствуйте, извините, Миша дома?
При выходе из кинотеатра вам случайно наступили на ногу, но тут же извинились. Ваши действия:
Улыбнусь и скажу: «Ничего страшного!»
«Смотри куда прёшь!»
«Да, ладно»
Команда «ЗНАЙКИ»:
Вы поздоровались с учителем. В течение дня вы встречаете его ещё раз – стоит ли здороваться с ним каждый раз?
- Нет
- Да, но необязательно.
- Да, заменив слово «здравствуйте» на другое слово-приветствие.
Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Как вы обратитесь к стоящим рядом?
- Извините, можно пройти?
- Разрешите пройти?
- Простите, я выхожу.
Мальчик обзывает девочку. Как вы поступите?
- Пройду мимо.
- Постараюсь объяснить, что это некрасиво.
- Толкну его и обзову.
СЛАЙД
Физминутка.
Упражнение на снятие позостатического напряжения.
Здравствуй, здравствуй солнышко, (киваем головой)
Приходи скорей. (сгибание рук к себе)
Чтобы наши ноженьки (имитация бега на месте)
Бежали побыстрей.
Покажи, пожалуйста, (руки на поясе, повороты в стороны)
Лучики тепла. (поднять руки вверх и опустить)
Принеси на лучиках (присесть, соединить ладони лодочкой)
Вежливы слова. (встать, ладони развернуть кверху)
Правила этикета нам нужны для того, чтобы общаться друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к нам по - доброму, с уважением.
СЛАЙД
ВИКТОРИНА:
1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: « Здравствуйте, Николай Семёнович»
Правильно ли поступил Олег?
(Нет, надо было поздороваться со всеми учителями, сказать общее «здравствуйте»)
2. Вы часто встречаете человека по дороге в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться?
(Да)
3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними?
(да, даже если мы встречаем знакомых на другой стороне улицы и они нас заметили мы обязаны их поприветствовать)
- Как это сделать?
(Слова заменяют жестом, улыбкой или наклоном головы)
4. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
(да)
5. В школьном коридоре Миша встречает учительницу, в руках которой книги, тетради, журнал. Миша приветливо здоровается и проходит мимо. Правильно поступил Миша?
(Нет, Миша должен был помочь учительнице донести вещи)
СЛАЙД
Задание 6: «НАЙДИ ОШИБКУ И ИСПРАВЬ»
Каждая команда организует показ сценок.
Команда «ЗНАЙКИ»:
- Воскресное утро. Мама приготовила вкусный завтрак, зашла в комнату сына и сказала:
-Спокойной ночи (доброе утро), сынок!
Коля улыбнулся:
- Спасибо(доброе утро), мамочка!
- Прошу к столу, завтрак готов.
Коля встал, сделал зарядку, умылся, оделся и сел за стол.
- Будь здоров (приятного аппетита)! – пожелала мама.
- Всего хорошего (спасибо)! - ответил Коля.
После завтрака Коля встал, поцеловал маму и поблагодарил за вкусный завтрак:
- До свидания (спасибо), мамочка!
Коля помог маме убрать посуду со стола и пошёл заниматься своими делами.
Команда «УМНИКИ»:
- Мальчик Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. На остановке в автобус вошёл пожилой мужчина. Вова встал и сказал:-Здравствуйте (Садитесь, пожалуйста!)!
Старичок поблагодарил Вову:
- Всего доброго (Спасибо!)!
Вдруг автобус резко затормозил, и Вова сильно толкнул впередистоящую женщину, но тут же сказал:
- Ничего страшного (Извините, пожалуйста)!
Женщина улыбнулась и ответила:
- До свидания (Ничего страшного)!
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- Знание речевого этикета поможет вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться, и у вас, конечно же, появится много друзей.
Какой вывод можно сделать из всего услышанного и увиденного на занятии? (если дети затрудняются, помогаю)
СЛАЙД
ВЫВОД:
- Речевой этикет делает нашу речь красивее и богаче, а нас добрее и внимательнее.
IV. ИТОГ:
Подведение итога, подсчёт очков, награждение.
- В конце нашего занятия я хочу прочитать вам легенду.
« В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф позвал Эзопа и сказал:
- Эзоп, сегодня у меня обедают мои друзья, поэтому приготовь самое лучшее, самое прекрасное, что существует на этом свете!
«Хорошо, — подумал Эзоп, пусть будет так». И отправился в мясную лавку, где купил дюжину свиных языков. Придя домой, он часть языков зажарил, часть — сварил, а часть — приготовил в холодном виде с приправами.
И вот пришли гости. По приказу хозяина Эзоп подал жареные языки, которые сразу же были съедены. Cчитая, что это всего лишь закуска к основному блюду, царь потребовал принести следующее блюдо, и Эзоп проворно поднёс каждому по варёному языку под соусом.
— Когда ты, наконец, попотчуешь наш самым прекрасным, что только может быть? — не выдержал Ксанф.
К всеобщему удивлению снова появились языки, только охлаждённые и с приправами.
— И вот это, подаваемое тобой одно и то же, ты считаешь самым прекрасным? — вскричал разгневанный Ксанф.
— Конечно, — ответил Эзоп. — Как и было сказано: «самое лучшее, самое прекрасное на свете». Именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь полезного в этом мире. С помощью языка люди передают друг другу знания, опыт; мирятся, объясняются в любви.
И пришлось всем согласиться с ним.
На следующий день Ксанф вновь пригласил всех на обед, а перед этим вызвал Эзопа, которому приказал:
— На сей раз купи на рынке самое плохое, что только можно придумать!
Говоря так, он рассчитывал, что уж сейчас рабу не удастся его провести. Эзоп отправился прямёхонько в мясную лавку и опять накупил языков.
Едва только гости устроились за столом, как их взору предстали языки.
«Всё то же?!» — закричали раздосадованные гости.
— Ах, злодей! Да он хочет, видно, сжить нас со свету своими языками! — повскакивали со своих мест гости. — Да и ты, Ксанф, хорош: позволяешь рабу такие издевательства над нами!
— Так, значит, самое прекрасное — язык, как ты, негодяй, вчера уверял, сегодня оказалось самым плохим?! — злорадно воскликнул ксанф.
— Совершенно верно, хозяин, — безмятежно отвечал Эзоп, — все соответствует твоему сегодняшнему распоряжению. Что может быть хуже языка? Ведь это он начинает раздоры, сеет обман, зависть и оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей и целых государств. Может ли быть что хуже языка?» Этот ответ заставил царя и его гостей задуматься над мудрыми словами раба.
Давайте и мы не будем забывать, что «язык может быть и другом, и врагом», поэтому избегайте грубых, обидных слов, не забывайте о правилах речевого этикета и как можно чаще используйте в своей речи вежливые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.