Внесюжетные элементы. Лейтмотив
Цель: формировать представление о композиции произведения, роли внесюжетных эпизодов, лирических отступлений.
Ход занятия
Чтение рассказа «Космонавт-1».
Дети читают «цепочкой».
Учителю обращать внимание на интонацию, правильность чтения слов, ударения…
КОСМОНАВТ-1
106 МИНУТ ВНЕ ЗЕМЛИ
– Говорят все радиостанции Советского Союза… Запущен космический корабль с человеком на борту…
В среду 12 апреля 1961 года в 9 часов утра люди, услышав весть об этом величайшем в жизни человечества событии, не отходили больше от радиоприемников и репродукторов. Для космонавта номер один Юрия Гагарина этот день начался еще до рассвета. Он и его неизменный товарищ, которого тогда называли « космонавт номер два» (мы теперь знаем, что это был Герман Титов), проснулись в точно назначенное время.
… Космонавтов начали одевать. На это ушло много времени. Сначала к телу приклеили маленькие серебряные пластинки. От них шли тонкие провода. Хотя в полете космонавт находится далеко от врачей, они по электрическим сигналам, полученным с корабля, всегда будут знать о его самочувствии.
Затем на тонкое шерстяное белье надели скафандр. Так называется многослойный защитный костюм, обеспечивающий сохранение тепла. На скафандр натянули комбинезон, окрашенный в оранжевый цвет. В таком ярком одеянии космонавта легче будет найти, если он приземлится где-нибудь в степи. В одном из карманов костюма – цветной порошок. Если космонавт приземлится на море, он сразу рассыплет этот порошок, и на воде получится хорошо заметное сверху пятно, и космонавта смогут найти летчики. В левом кармане маленький передатчик – в случае нужды можно дать о себе знать. Рядом – острый нож, чтобы обрезать стропы парашюта, если тот зацепится за деревья. Мягкие теплые перчатки и высокие зашнурованные ботинки не дадут замерзнуть рукам и ногам. На голову водрузили шлем – круглый металлический шар с прозрачным забралом-иллюминатором спереди. Достаточно потянуть за шнурок, чтобы забрало открылось.
… И Гагарина и Титова одевали одинаково тщательно, хотя лететь должен был только один из них. Если перед самым стартом что-нибудь случится – участится пульс или поднимется температура у Гагарина – его заменит Титов.
Оба они в автобусе поехали на космодром.
На стартовой площадке, окруженной стальными конструкциями, высился гигантский серебряный корпус ракеты. Первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Все проверено. «Восток» готов к невиданному полету.
… На космодроме было немного народу – Главный Конструктор, его ближайшие помощники, врачи, друзья – будущие космонавты. Каждый из них высказал Юрию Алексеевичу добрые напутствия и пожелания победы. Со всеми он тепло попрощался. Гагарин неуклюже обнял Титова: «Пока, Герман! Скоро и твой черед настанет». При этом космонавты стукнулись шлемами. Зазвенел металл. Оба рассмеялись – неудобно обниматься в космических костюмах.
… Быть первым в космосе – можно ли мечтать о большем счастье? Он знал, конечно, что все может случиться в полете. Но был все-таки уверен в успехе. Конечно, пилот первого звездолета волновался, но старался быть спокойным. Он собрал всю свою волю и силы – надо выполнять задание. Он еще увидит тех, кто его провожает, встретит их снова. И поэтому, уже находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки и закричал:
– До скорой встречи!
Отдана команда – подъем!
… Во время этого подъема Гагарину казалось, что огромная сила вдавливает его в пилотское кресло. Такая тяжесть навалилась на человека, что он был не в силах пошевелить рукой или ногой. Когда корабль перешел на горизонтальный полет, он оторвался от кресла и повис в воздухе между потолком и полом кабины. Стало очень легко. Руки, ноги и все вещи ничего не весили. Гагарин положил карандаш рядом с собой, и тот уплыл от него. И так, вися, космонавт работал, делая наблюдения, записывал их, поддерживал радиосвязь с Землей.
…Он мчался с небывалой скоростью, близкой к 28 тысячам километров в час, но успевал узнавать страны, горные цепи и даже большие города.
Облет Земли завершался. Автоматически включилось тормозное устройство. «Восток», сбавляя скорость, начал снижаться. Невесомость исчезла.
…Все ближе и ближе Земля… Семь тысяч метров… Внизу блеснула Волга. Гагарин прыгнул с парашютом.
Гагарин приземлился на вспаханное поле, и первым, кто его встретил, была жена лесника с шестилетней внучкой Ритой.
– Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
– Представьте себе, да! – ответил Гагарин.
Сто шесть минут прошло от первого старта до финиша первого космического полета. За это время советский летчик – коммунист Юрий Алексеевич Гагарин стал самым знаменитым человеком на Земле.
…Прошло пять месяцев. Гагарин провожал в космический полет Германа Титова. Он совершил уже семнадцать витков вокруг Земли.
Потом в космическом пространстве побывали Андриан Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Отважная Валентина Терешкова была первой женщиной, побывавшей в межпланетном пространстве.
Вокруг Земли стали летать уже многоместные космические корабли.
Работа над внесюжетными элементами, лейтмотивами.
Учитель. Немалую роль в композиции играют так называемые внесюжетные (вставные) эпизоды, лирические отступления, описание пейзажей, комнат и даже многоточия, указывающие на пропущенные главы и строки (все это мы можем наблюдать в только что прочитанном нами рассказе). Внесюжетные эпизоды на самом деле всегда связаны и с главными героями, и с сюжетом, только эта связь выражается косвенно.
Давайте перечитаем рассказ. М. В. Водопьянов рассказывает о Ю. Гагарине, о его первом космическом полете. Посмотрите, зачитайте строчки, где автор делает отступление от самого главного, от полета.
Правильно, автор делает отступление, рассказывая, как космонавта одевали, почему в яркий цвет покрашен скафандр, для чего нужен передатчик в левом кармане комбинезона, для чего космонавту цветной порошок.
А еще найдите отступление. (Дети находят в тексте отступления от главного сюжета и зачитывают.) Правильно, автор описывает тех, кто присутствует при полете Ю. Гагарина. Здесь мы видим и лирическое отступление «… можно ли мечтать о большем счастье? Он знал, конечно, что все может случиться в полете, но был все-таки уверен в успехе. Конечно, пилот первого звездолета волновался…».
Посредством лирического отступления в рассказ вводится образ автора-повествователя, где он высказывает свое отношение к герою, свое сочувствие ему.
Вы можете задать вопрос: неужели все это имеет отношение к будничному и безобидному вопросу – про что этот рассказ? Самое прямое. Темы и композиции, форма и содержание, сюжет и композиция – все это составляет предмет литературы, все это есть в каждой книге. Хотя, конечно, попытаться рассказать, о чем книга, рассказ, можно и в двух словах.
В о п р о с н а з а с ы п к у: Как объясните первокласснику: что такое автограф? (Дети обмениваются мнениями.)
Учитель. Автограф (от гр. Autos – сам, grapho – пишу) – собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге и т. п. Автографом называют также собственноручную подпись автора.
Автографы великих людей (государственных деятелей, ученых, писателей) тщательно собираются, изучаются и хранятся в научных институтах, музеях, государственных архивных хранилищах.
Домашнее задание. Прочтите рассказ Льва Абрамовича Кассиля « Памятник советскому солдату».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.