Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Баганская средняя общеобразовательная школа № 1
|
|||
|
|||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Финансовая грамотность»
класс: 3 « А»
Руководитель: Евлантьева Наталья Николаевна
Количество часов: всего 34; в неделю 1 час
2020-2021 учебный год
Рабочая программа по финансовой грамотности для 3 классов «Финансовая грамотность» Учебная программа.3классы. Москва, Вита, 2015. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся3 классов.
Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
v осуществлять поиск и использовать информацию необходимую для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
v определять актуальные и потенциальные источники доходов;
v анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета,
v выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
v оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
v оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
v сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
v оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
v оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
v оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
Основные содержательные линии курса:
§ деньги, их история, виды, функции;
§ семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
*осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
*овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развивать самостоятельность и осознавать личную ответственность за свои поступки;
*развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
*проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса
«Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
«Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
«Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
«Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
«На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
« Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
«Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел/тема |
Основные виды деятельности
|
|
|
Что такое деньги и откуда они взялись - 4часа |
|
|
1. 2.
3.
4. |
Обмен и деньги. Что такое деньги и откуда они взялись. Что такое деньги и откуда они взялись. Виды денег. Что такое деньги и откуда они взялись. Выгоды обмена |
Понимать, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок - 4 часа |
||
5.
6. 7.
8. |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Монеты. Банкнота Отличие денег от фальшивых денег. Защита от подделок. |
Понимать, как отличить деньги от фальшивых денег. Отличать деньги от фальшивых денег. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
|
|
Какие деньги были раньше в России - 3 часа |
||
9.
10. 11. |
« Меховые деньги». Старинные деньги. Первые русские монеты. Называть и описывать старинные деньги. |
Понимать происхождения денег. Называть старинные деньги. Называть и описывать старинные деньги. |
|
|
Современные деньги России и других стран - 4 часа |
||
12. 13.
14.
15. |
Современные деньги. Современные деньги России и других стран. Виды денег: наличные, безналичные,электронные. Современные российские деньги |
Понимать, что деньги – средство обмена, а не благо. Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.
|
|
|
Откуда в семье деньги - 3 часа |
|
|
16. 17. 18. |
Доходы Откуда в семье деньги Доходы семьи
|
Понимать, от чего зависят доходы семьи. Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. Различать виды доходов семьи. |
|
|
На что тратятся деньги - 3часа |
|
|
19-21 |
На что тратятся деньги.
|
Понимать происхождения расходов. Считать общую сумму расходов. Различать планируемые и непредвиденные расходы. |
|
|
Как умно управлять своими деньгами - 4 часа |
|
|
22. 23. 24.
25. |
Расходы и доходы Семейный бюджет Составление бюджета семьи. Как умно управлять своими деньгами. |
Понимать , что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. Уметь составлять бюджет семьи. Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
|
|
Как делать сбережения - 9 часов |
|
|
26. 27. 28. 29. 30. 31.
32. 33.
34. |
Как делать сбережения. Виды сбережений. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Из чего складываются сбережения. Разные виды сбережений. Сравнение разных видов сбережений. Различение видов сбережений.
|
Понимать то, из чего складываются сбережения. Сравнивать разные виды сбережений. Различать виды сбережений. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.