Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"

  • docx
  • 08.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функциональная грамотность 1,3,4 кл.docx

ГБОУ «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Функциональная грамотность»

 

 

 

 

2023 год

 

 

Паспорт программы.

1.       Полное наименование программы: Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

2.        Тип:  внеурочная  деятельность

3.       Образовательная область:  образовательная  общеразвивающая

4.       Направленность деятельности: общекультурный

5.       Уровень освоения содержания образования:  начальное общее образование

6.       Разработчик: педагог-дефектолог – высшей категории Ахмерова Рамиля Зуфаровна

7.        Место реализации программы:  ГБОУ «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Программа «Функциональная грамотность» разработана на основе:

*      Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Актюбинская школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстана, утвержденной и введенной в действие приказом № 43/1    от 29.05. 2020 г.

*     Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2024годы. Введена приказом № 43/1 от 29 мая 2020г.

*     Учебный план ГБОУ «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», введен приказом № 81/3 от 31.08.2023г.

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Объем модуля составляет 9 часов.  Учащиеся по данной программе занимаются 1 час в неделю

Программа рассчитана на 35 учебных часов.


Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»

 

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Целью изучения блока  «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

 

Содержание программы

 

«Читательская грамотность»

Темы занятий:

«Лис и мышонок» ,«Мороз и заяц ,«Живые грибы», «Петушок и солнышко» ,   «Урок дружбы» ,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» ,  «Четыре брата»

  Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение

 

Математическая грамотность

Темы занятий:

«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы»,«Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».

Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации, практические занятия; определять истинность/ложность высказываний

 

Финансовая грамотность

Темы занятий:

«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»

Применяемые формы:  просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.

 

 

Естественно-научная грамотность

Темы занятий:

«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик»,

«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин» ,«Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду»,

«Иванова соль», «Яблоко»               

Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах

 

Планируемые результаты программы

 

Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

 

 Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

 

Метапредметные  результаты изучения курса:

 

Регулятивные:

-проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.

 

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе.

 

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

-  способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

 

 Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания

Оценка достижения планируемых результатов

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

 

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

 

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

 

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

 

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Предмет изучения

Формируемые умения

Контроль

По плану

По факту

1

2

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

2

04.09

05.09

 

Содержание сказки.   Качество: осторожность предусмотрительность.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;           - давать характеристику героям;                                                             - определять последовательность событий и рассказывать сказку;    - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;                                                                                          - различать научно-познавательный текст и художественный;           - определять, чему учит сказка.

рисунок

3

4

«Мороз и заяц» русская народная сказка

2

11.09

12.09

 

Содержание сказки.   Качество: выносливость, упорство.

- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки;                                                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;                                       - давать характеристику героям;                                                                         - делить текст на части в соответствии с предложенным планом;       - объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);          - устанавливать истинность и ложность высказываний;                      - подбирать из текста слова на заданную тему;                                            - определять, чему нужно учиться у героев сказки;                              - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

рисунок

5

6

«Живые грибы» Владимир Сутеев

2

18.09

19.09

 

Содержание сказки.   Качество:  трудолюбие.

- давать характеристику героям;                                                             - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;                    - определять последовательность событий и рассказывать сказку;             - составлять вопросы по содержанию сказки;                                         - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. 

ролевая игра

7

8

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

2

25.09

26.09

 

Содержание сказки.   Качество:   вежливость,               умение признавать свои ошибки.

- определять вид сказки;                                                                                   - назвать героев сказки, находить среди них главного героя;                     - определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);                                                                                                              - определять последовательность событий сказки;                               - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;                                                                                                      - находить необходимую информацию в тексте;                                               - определять, чему учит сказка.

ролевая игра

9

10

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

2

02.10

03.10

 

Содержание сказки.   Качество:          дружба,                 жадность

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                 - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                               - фантазировать и придумывать продолжение сказки.                                                                              

инсценирование

11

12

«Лев и заяц» грузинская сказка

2

09.10

10.10

 

Содержание сказки.   Качество:       смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                   - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки;                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;                                                            - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.                                                                               

рисунок

13

14

«Как лиса училась летать»               русская народная сказка

2

16.10

17.10

 

Содержание сказки.   Качество:        смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- давать характеристики героям;                                                                       - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                              - соединять части предложений;                                                                      - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки;                                                                                                                - дополнять отзыв на прочитанное произведение.

викторина

15

16

«Четыре брата» Евгений Пермяк

2

23.10

24.10

 

Содержание сказки. Семейные ценности.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                  - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;     - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

рисунок

17

18

Путешествие по стране сказок

2

07.11

13.11

 

Содержание сказок

называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;

 - дополнять отзыв на прочитанное произведение                                               

викторина

19

20

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

2

14.11

20.11

 

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Многоугольники.

- определять количество предметов при счёте;                                       - составлять и решать выражения с ответом 5;                                                               - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;                         - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия.

ролевая игра

21

22

Про козу, козлят и капусты.

2

21.11

27.11

 

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Ломаная.

- определять количество предметов при счёте;                                                - образовывать число 8;                                                                                 - решать задачу в два действия;                                                                             - составлять и решать выражения с ответом 9;                                                    - находить остаток числа;                                                                                       - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

тест

23

24

Про петушка и жерновцы

2

28.11

04.12

 

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

- раскладывать число 9 на два слагаемых;                                                       - отвечать на вопросы на основе условия задачи;                                              - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

ролевая игра

25

26

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

2

05.12

11.12

 

Разложение числа 10 на два или три слагаемых.

- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;                                                                                                      - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых;                                                        - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

тест

27

28

Про наливные яблочки.

2

12.12

18.12

 

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20

- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;        - находить недостающие данные при решении задач;                                 - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;                                         - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;                                                                                                               - определять истинность/ложность высказываний.

тест

29

30

Про Машу и трёх медведей.

2

19.12

25.12

 

Состав чисел 9, 10, 11. Задание на нахождение суммы.

- раскладывать числа9. 10, 11 на три слагаемых;                                              - решать задачи на нахождение суммы;                                                              - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;                                                                                    - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;                      - устанавливать закономерность.

тест

31

32

Про старика, старуху, волка и лисичку.

2

26.12

09.01

 

Задачи на нахождение части.                                   Состав числа 12.

- раскладывать число 12 на несколько слагаемых;                                             - решать задачи на нахождение части числа;                                                    - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                      - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;                                                                              - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;                 - находить прямоугольники на рисунке.

тест

33

34

Про медведя, лису и мишкин мёд.

2

15.01

16.01

 

Задачи на нахождения суммы. Состав чисел второго десятка.

- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;                                                                                          - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                     - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;                                                                                                      - читать простейшие чертежи.

тест

35

36

Математическая викторина

2

22.01

23.01

 

Состав чисел. Увеличение, уменьшение числа. Нахождение суммы и разности чисел.

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

викторина

37

38

За покупками.

2

29.01

30.01

 

Цена,                               товар,                             спрос.

- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;                                            - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;                                                                                                           - рассуждать об умении экономно тратить деньги.

ролевая игра

39

40

Находчивый Колобок.

2

05.02

06.02

 

Деньги,                              цена,                             услуги,                          товар.

- наблюдать над понятиями: товар и услуга;                                                - определять необходимые продукты и их цены;                                              - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                               - работать в группе.

ролевая игра

41

42

День рождения Мухи-Цокотухи.

2

12.02

13.02

 

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

- наблюдать над различием цены и стоимости;                                                   - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;                - определять стоимость покупки;                                                                        - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;             - объяснять смысл пословиц.

ролевая игра

43

44

Буратино и карманные деньги.

2

19.02

20.02

 

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;                                                                              - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;                   - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;          - рассуждать о правильности принятого решения.

ролевая игра

45

46

Кот Василий продаёт молоко.

2

26.02

27.02

 

Реклама.

- наблюдать над понятием «реклама»;                                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                 - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;                                                                                                       - делать выбор на основе предложенной информации;                                          - называть различные виды рекламы.

тест

47

48

Лесной банк.

2

04.03

05.03

 

Банки,                    финансы,               банковские услуги, работники банка.

- наблюдать над понятием «банк»;                                                                      - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;                                                                                                                 - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы;                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

ролевая игра

49

50

Как мужик и медведь прибыль делили.

2

11.03

12.03

 

Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.

- наблюдать над понятием «сделка»;                                                                  - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;                  - понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

ролевая игра

51

52

Как мужик золото менял.

2

18.03

19.03

 

Услуга, равноценный обмен, бартер.

- различать платную и бесплатную услугу;                                                  - наблюдать над понятие «равноценный обмен»;                                                   - объяснять, что такое бартер;                                                                          - формулировать правила обмена;                                                                   - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

ролевая игра

53

54

Ролевая игра «Чёрная пятница»

2

01.04

02.04

 

Реклама, доход, выручка, прибыль, продажа оптом

понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

игра

55

56

Как Иванушка хотел попить водицы.

2

08.04

09.04

 

Вода,                            свойства воды.

- наблюдать за свойством воды – прозрачность;                                          - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;                                                                                                     - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;           - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;                                                                                                                 - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;              - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;                                                                                                          - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

рисунок

57

58

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

2

15.04

16.04

 

Воздух,                    воздушный шарик.

- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;                                                                                                                         - показать, что шарик можно наполнять водой;                                                    - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;                                                                                                                       - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;                        - объяснить, почему шарик не тонет в воде;                                                           - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

наблюдение

59

60

Про репку и другие корнеплоды.

2

22.04

23.04

 

Корнеплоды.

- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;             - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;                                                  - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

ролевая игра

61

62

Плывёт,                         плывёт кораблик.

2

29.04

30.04

 

Плавучесть предметов.

- определять плавучесть металлических предметов;                                           - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;                                        - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;                 - объяснять, почему случаются кораблекрушения;                                            - объяснять, что такое ватерлиния;                                                                   - определять направление ветра.

наблюдение

63

64

Про Снегурочку и превращения воды.

2

06.05

07.05

 

Три состояния воды.

- объяснять, что такое снег и лёд;                                                                      - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;                 - наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;                   -  наблюдать над формой и строением снежинок;                                                - составлять кластер;                                                                                              - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;                                                                             - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

тест

65

 

Как делили апельсин.

1

13.05

 

 

Апельсин,                 плавучесть,                 эфирные масла из апельсина.

- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;                                                 - объяснять, почему не тонет кожура апельсина;                                               - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;                                                                                                                 - определять в каком из апельсинов больше сока;                                         - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;                                                                                                                    - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты.

наблюдение

66

Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.

1

14.05

 

 

Зеркало,                    отражение, калейдоскоп.

- объяснять, как можно увидеть своё отражение в воде;                                - определять, в каких предметах можно увидеть своё отражение;                  - наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;                                                                   - наблюдать многократность отражения;                                                           - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

тест

67

Иванова соль

1

20.05

 

Соль,                  свойства соли.

- наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка;                                                                                                                           - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; - представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное устное высказывание;                                                                                                - анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;                                                         - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

наблюдение

68

«Яблоко»                Владимир Сутеев

1

21.05

 

Яблоко.

- доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;                              - доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона);               - пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;                      - соединять части текста и рисунки;                                                                        - называть героев сказки; - давать характеристику герою;                             - отвечать на вопросы после выполнения арифметических действий;                                                                                                                      - определять стоимость части и целого;                                                            - придумывать рекламу – упаковку;                                                                          - определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка.

рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование.
− Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
− Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
− Стол учительский.
− Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего.
− Стенды для вывешивания иллюстративного материала, постановки наглядных пособий.

                                          Технические средства обучения


− Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер.
Учебные презентации, созданные самостоятельно для работы с интерактивной доской на уроке. CD/DVD-диски, электронные издания
Мультимедийные издания

 

 

Информационное обеспечение

 

Интернет – ресурсы
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения

 

Таблицы :.

Состав числа.

Живая и неживая природа

Фрукты и овощи

Сказки зарубежных писателей

Писатели в начальной школе



 Список дополнительных учебных пособий (литературы):

 

-для учителя:

 

1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL

 

2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

 

3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126

 

4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.  

 

5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.

 

-для учащихся:

 

1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.

 

2.  Пятиязычный наглядный словарь.- Алматы:Алматыкiтап, 2007.- 400 с.: ил.

 

3.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов.- М.:Просвещение,1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)

 

4.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.»Планета»2021г.

 

5.  Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко.- М.:Просвещение,1988.-80 с.

 

6.  Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос-ответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методические упражнения для формирования функциональной грамотности младших школьников

 

Упражнение на формирование диалога:
1. «Цепляющиеся реплики»
- Петя: Один котенок спит, а другой?
- Оля: Один котенок спит, а другой играет.
Один котенок играет, а другой? ...

2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу
мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы,
одноклассника, друга.

3.Рассмотри узелковое письмо. Постарайся
сложить предложение из предложенных узелков.
Объясни выражения:
«узелки на память», «говорить путано», «завязка»,
«развязка», «что знала, то сказала, на нитку навязала».

Упражнение 1. «Чтение наоборот»

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если школьник только в 1 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 2. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.

Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше!

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 3. Таблицы Шульте.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.

Упражнение 4. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.

Упражнение 5. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение.

 

Герой

Линия сравнения

Герой

Характер

Речь

Поведение

 

Упражнение 6. «Драматизация».

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей.

Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные инсценировки, пантомима, костюмированные представления.

Упражнение 7. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.

Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Упражнение 8. Короткий пересказ.
Ученик должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.

Упражнение 9. Ответь на вопросы.
Учитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.

Упражнение 10. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из текста или стихотворения информации.

Упражнение 11. Предложите пофантазировать.

Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.

Упражнение 12. Чтение текста с картинками и заданиями.

Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.

Упражнение 13. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

Упражнение 14. Мнемотаблицы.

Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.

Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной заданной интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным ударением на каждое слово и т.д.).

Например:

1. СТЕША спешила рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,

Да поспешила - рукав не пришила?

4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,

Да поспешила - рукав не пришила!

( ударение ставим на выделенные слова).

Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова

***

Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__ медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его. Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_ шлеп_ и иску__ .

Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.

 

1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?4. Почему побежал в лес дргой медвежонок?

Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

 

          


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также