Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной грамотности на примере курса "Юным умникам и умницам"
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной грамотности на примере курса "Юным умникам и умницам"

Оценка 4.9
docx
15.04.2024
Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной грамотности на примере курса "Юным умникам и умницам"
Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной грамотности.docx

Внеурочная деятельность
как средство формирования функциональной
(математической) грамотности на примере курса
«Юным умникам и умницам»

Здравствуйте уважаемые коллеги!  Представляю Вам своё выступление по теме:

Слайд 1

Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения  духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.

Внеурочные занятия  вызывают  интерес учащихся к предмету, способствуют развитию кругозора, творческих способностей, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается уровень тревожности.

Слайд № 2

Основной формой работы внеурочной деятельности стал курс «Умники и умницы», главной целью  которого является развитие у учащихся  активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу. В основе курса «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам»

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;

 - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- формирование и развитие коммуникативных умений;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин  в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей  курса «Умники и умницы» является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что позволяет успешно формировать функциональную грамотность.

 

Слайд № 3

Функциональная грамотность -   это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.                                      

Видов функциональной грамотности много, и каждая из них представлена в курсе Умники  и умницы. Я остановлюсь на одном из них, а именно математической грамотности.

 

Слайд № 4-5

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

 

а) понимание необходимости математических знаний для учения и в  повседневной жизни

б) потребность и умение применять    математику в повседневных (житейских) ситуациях:  рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в)способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, формулировать суждения.

 

Слайд № 6

 

Формированию функциональной ( а именно математической) грамотности в курсе «Умники и умницы» помогут задания, соответствующие уровню логических приемов:

Например, используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

     В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

 

 

Слайд № 7 

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности

Математическая разминка  (Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.)

Слайд № 8

Задания на развитие внимания  (Сюда относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.)

Слайд № 9

Задание на развитие и совершенствование воображения

Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий до какого-либо изображения.

Слайды № 10-11

Задания, развивающие логическое мышление

В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями.

Слайды № 12-15

Творческо-поисковые задачи

 (на понимание необходимости математических знаний для учения и в повседневной жизни)

 

 

Слайд № 16

 

         Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

 

Слайд № 17 Формула успеха

 

 

Основная задача школы – стремиться подготовить ученика, человека  способного быть успешным в постоянно меняющимся мире.  Все методы, используемые в курсе Умники и умницы, направлены на развитие познавательной мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, на развитие его функциональной грамотности. Если учитель постоянно организует на занятиях такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

В связи с вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

 

 

 

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной (математической) грамотности на примере курса «Юным умникам и умницам»

Внеурочная деятельность как средство формирования функциональной (математической) грамотности на примере курса «Юным умникам и умницам»

Таким образом, принципиальной задачей курса «Умники и умницы» является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и…

Таким образом, принципиальной задачей курса «Умники и умницы» является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и…

Слайд № 7 Все задания условно можно разбить на несколько групп:

Слайд № 7 Все задания условно можно разбить на несколько групп:

Если учитель постоянно организует на занятиях такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными

Если учитель постоянно организует на занятиях такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2024