Внеурочная
деятельность
как средство формирования функциональной
(математической) грамотности на примере курса
«Юным умникам и умницам»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю Вам своё выступление по теме:
Слайд 1
Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.
Внеурочные занятия вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию кругозора, творческих способностей, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается уровень тревожности.
Слайд № 2
Основной формой работы внеурочной деятельности стал курс «Умники и умницы», главной целью которого является развитие у учащихся активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу. В основе курса «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам»
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- формирование и развитие коммуникативных умений;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей курса «Умники и умницы» является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что позволяет успешно формировать функциональную грамотность.
Слайд № 3
Функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Видов функциональной грамотности много, и каждая из них представлена в курсе Умники и умницы. Я остановлюсь на одном из них, а именно математической грамотности.
Слайд № 4-5
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и в повседневной жизни
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
в)способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, формулировать суждения.
Слайд № 6
Формированию функциональной ( а именно математической) грамотности в курсе «Умники и умницы» помогут задания, соответствующие уровню логических приемов:
Например, используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Слайд № 7
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
Методическая копилка по развитию функциональной математической грамотности
Математическая разминка (Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.)
Слайд № 8
Задания на развитие внимания (Сюда относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.)
Слайд № 9
Задание на развитие и совершенствование воображения
Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий до какого-либо изображения.
Слайды № 10-11
Задания, развивающие логическое мышление
В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями.
Слайды № 12-15
Творческо-поисковые задачи
(на понимание необходимости математических знаний для учения и в повседневной жизни)
Слайд № 16
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Слайд № 17 Формула успеха
Основная задача школы – стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющимся мире. Все методы, используемые в курсе Умники и умницы, направлены на развитие познавательной мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, на развитие его функциональной грамотности. Если учитель постоянно организует на занятиях такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
В связи с вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.