«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
С.Г.Крючкова
БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Минобразования Чувашии,
krjuchkova-svet@rambler.ru
Аннотация. В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога,
направленная на развитие творческих способностей обучающегося с тяжелыми и множественными
нарушениями развития с учётом индивидуальных особенностей и
дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, творческие способности, техника декорирования, декупаж, обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».
Сухомлинский Василий Александрович.
Как бы мы не старались разнообразить жизнь у детей с особо образовательными потребностями, ввиду психофизиологических обременений, возникают обстоятельства социальной и эмоциональной депривации у таких детей. Творчество выступает здесь, той глубиной жизни, которое так необходимо каждому человеку, наделяет жизнь интересом, смыслом. Лишает внутренний мир плоскости и создает объем и многогранность. Наша задача сделать детей счастливыми здесь и сейчас, погрузить в жизненные процессы.
Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.
Формирование творческих навыков и умений у детей с особо образовательными потребностями формируются путем развития и становления фундаментальных базовых процессов психики. Через развитие сенсорно-перцептивной сферы, у детей данной категории происходит сенсорное обогащение, копится чувственных опыт путем взаимодействия с различными материалами окружающего мира и формирование способов действия с ними.
Детям с особо образовательными потребностями непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения развития этих детей встает вопрос, как сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей обучающихся.
За последние годы накоплен достаточно большой опыт реабилитации детей с особенностями развития. Для детей с разным уровнем ТМНР вводятся мероприятия, направленные на устранение неблагоприятных воздействий социальных факторов, на улучшение общего психического состояния воспитанника. Для более успешной реализации данной цели в нашей школе применяем различные формы и методы, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одной из них является организация внеурочной деятельности. Участие обучающихся во внеурочной деятельности способствует налаживанию межличностных отношений в группе сверстников, раскрытию творческих способностей обучающихся, личностному развитию детей и подростков. В сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Педагог выявляет потенциальные возможности и интересы каждого ребенка, помогает ему реализовать их во внеурочной деятельности.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.
Организуя работу кружка «Домовенок», мы
поставили задачу: активизировать творчество детей посредством развития мелкой
моторики.
Опираясь на принцип коррекционно-развивающего
обучения:
динамичность восприятия, направляем деятельность
детей от простого к сложному.
Дети, сначала под нашим руководством,
индивидуально по схемам учатся создавать различные изделия. Далее, переходя к
принципу продуктивная обработка информации, дети обрабатывают информацию и
переносят конкретно на своё задание. Фантазируя и придумывая, стараются внести
элементы собственного творчества, пусть пока и не совсем привлекательные. Очень
важно применить такие материалы (инструкции, наглядность), которые помогут
настроить на бережное и тщательное овладение приёмами. Дети сами отбирают
материал для работы, делают композицию. У ребят стал открываться творческий
потенциал, возникла увлеченность самим процессом работы и удовлетворенность
результатом усилий. В каждой работе проявляется индивидуальность детей, их
творческий замысел, фантазия. Организовывая творческие мастерские,
предоставляем возможность для совместного творчества. Создаём творческую,
доброжелательную атмосферу, тактичное, внимательное отношение к каждому
ребенку, уважение к его творчеству. Обогащаем эмоционально-интеллектуальный
опыт ребенка. У детей складываются доброжелательные отношения, формируются
чувство взаимопомощи. Видя свои результаты, дети стремятся к выполнению
следующих поделок с еще большим эмоциональным подъемом.
В своей работе используем следующие
педтехнологии:
-коррекционные технологии в условиях щадящего
режима для специальных учебных заведений (коррекционно-развивающие упражнения
на развитие восприятия, коррекции речевой деятельности, сенсомоторики, памяти);
-сообщения, беседы, нацеленные на создание
условий: для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать,
концентрировать внимание, наблюдать и воспринимать,запоминать;
-различные виды инструкций, которые помогают
корригировать отклонения в развитии;
-аргументированная похвала, поощрение (с нарушением эмоционально-волевой сферы,
с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой), которые
выступают мощным средством коррекции указанных отклонений для наших
подопечных(с нарушением эмоционально-волевой сферы, с чувством социальной
неполноценности, с завышенной самооценкой); не только положительная, но и отрицательная
оценка может оказать благотворное влияние , если она объективно обоснована.
Работа с природным материалом заключает в
себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания
бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый,
увлекательный и очень приятный. С экскурсий в лес дети часто приносят шишки,
ветки, кору с экскурсии к озеру - красивые камушки. Они подолгу рассматривают
собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует
запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой
расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно
вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании
поделок из природного материала. Другой вид работы –это декупаж. Декупа́ж —
техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка,
картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии
полученной композиции лаком ради сохранности. В этом в виде декоративного
искусство мы развиваем у детей с разным
уровнем ТМНР мелкую моторику, формируют только эстетические чувства, но и
эстетическое отношение к результатам своего творчества.
Я считаю, что внеурочная деятельность помогает развивать творческие способности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников-. Методический конструктор: пособие для учителя.
2 .Рубинштейн С.Я. «Психология умственно-отсталого школьника»- М.: АРКТИ, 2018
3. Коняева Н.П. «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» -Владос,2010 г.,
4. В.А. Сластенин «Методика воспитательной работы».- М.: «Академия», 2002.
5. А.М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» -М.: «Педагогика», 1991.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.