«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
Оценка 4.6

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
другое
27.01.2021
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учётом индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Внеурочная деятельность.docx

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

С.Г.Крючкова

БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Минобразования Чувашии,

          krjuchkova-svet@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося  с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития с учётом индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Ключевые слова:  внеурочная деятельность,  творческие способности, техника декорирования, декупаж, обучающийся  с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития

 

«Истоки творческих способностей и   дарований           детей на кончиках их пальцев».

 Сухомлинский Василий Александрович.

     Как бы мы не старались разнообразить жизнь у детей с особо образовательными потребностями, ввиду психофизиологических обременений, возникают обстоятельства социальной и эмоциональной депривации у таких детей. Творчество выступает здесь, той глубиной жизни, которое так необходимо каждому человеку, наделяет жизнь интересом, смыслом. Лишает внутренний мир плоскости и создает объем и многогранность. Наша задача сделать детей счастливыми здесь и сейчас, погрузить в жизненные процессы.

                   Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по     собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.

                  Формирование творческих навыков и умений у детей с особо образовательными потребностями формируются путем развития и становления фундаментальных базовых процессов психики. Через развитие сенсорно-перцептивной сферы, у детей данной категории происходит сенсорное обогащение, копится чувственных опыт путем взаимодействия с различными материалами окружающего мира и формирование способов действия с ними.

                   Детям с особо образовательными потребностями непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения развития этих детей встает вопрос, как сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей обучающихся.

                   За последние годы накоплен достаточно большой опыт реабилитации детей с особенностями развития. Для детей с разным уровнем ТМНР вводятся мероприятия, направленные на устранение неблагоприятных воздействий социальных факторов, на улучшение общего психического состояния воспитанника. Для более успешной реализации данной цели в нашей школе применяем различные формы и методы, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одной из них является организация внеурочной деятельности. Участие обучающихся во внеурочной деятельности способствует налаживанию межличностных отношений в группе сверстников, раскрытию творческих способностей обучающихся, личностному развитию детей и подростков. В сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Педагог выявляет потенциальные возможности и интересы каждого ребенка, помогает ему реализовать их во внеурочной деятельности.

                   Основ­ным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

                  Организуя работу кружка «Домовенок», мы поставили задачу: активизировать творчество детей посредством развития мелкой моторики.
Опираясь на принцип коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия, направляем деятельность детей от простого к сложному.
     Дети, сначала под нашим руководством, индивидуально по схемам учатся создавать различные изделия. Далее, переходя к принципу продуктивная обработка информации, дети обрабатывают информацию и переносят конкретно на своё задание. Фантазируя и придумывая, стараются внести элементы собственного творчества, пусть пока и не совсем привлекательные. Очень важно применить такие материалы (инструкции, наглядность), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами. Дети сами отбирают материал для работы, делают композицию. У ребят стал открываться творческий потенциал, возникла увлеченность самим процессом работы и удовлетворенность результатом усилий. В каждой работе проявляется индивидуальность детей, их творческий замысел, фантазия. Организовывая творческие мастерские, предоставляем возможность для совместного творчества. Создаём творческую, доброжелательную атмосферу, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. Обогащаем эмоционально-интеллектуальный опыт ребенка. У детей складываются доброжелательные отношения, формируются чувство взаимопомощи. Видя свои результаты, дети стремятся к выполнению следующих поделок с еще большим эмоциональным подъемом.
В своей работе используем следующие педтехнологии:
-коррекционные технологии в условиях щадящего режима для специальных учебных заведений (коррекционно-развивающие упражнения на развитие восприятия, коррекции речевой деятельности, сенсомоторики, памяти);
-сообщения, беседы, нацеленные на создание условий: для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрировать внимание, наблюдать и воспринимать,запоминать;
-различные виды инструкций, которые помогают корригировать отклонения в развитии;

             -аргументированная похвала, поощрение (с нарушением эмоционально-волевой сферы, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой), которые выступают мощным средством коррекции указанных отклонений для наших подопечных(с нарушением эмоционально-волевой сферы, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой); не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние , если она объективно обоснована.
     Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. С экскурсий в лес дети часто приносят шишки, ветки, кору с экскурсии к озеру - красивые камушки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Другой вид работы –это декупаж. Декупа́ж  — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности. В этом в виде декоративного искусство мы развиваем у детей с разным уровнем ТМНР мелкую моторику, формируют только эстетические чувства, но и эстетическое отношение к результатам своего творчества.

                   Я считаю, что внеурочная деятельность помогает развивать творческие способности  у детей с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития, сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников-.     Методический конструктор: пособие для учителя.

2 .Рубинштейн С.Я. «Психология умственно-отсталого школьника»- М.: АРКТИ, 2018

 3. Коняева Н.П. «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» -Владос,2010 г.,

4. В.А. Сластенин «Методика воспитательной работы».- М.: «Академия», 2002.

5. А.М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» -М.: «Педагогика», 1991.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ

Детям с особо образовательными потребностями непросто заниматься трудовой деятельностью

Детям с особо образовательными потребностями непросто заниматься трудовой деятельностью

Очень важно применить такие материалы (инструкции, наглядность), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами

Очень важно применить такие материалы (инструкции, наглядность), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами

Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его

Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021