.Внеурочная деятельность. Конкурс знатоков русского языка
Цель: активизация познавательной деятельности ,формирование у школьников интереса к учению, воспитание ответственности каждого ученика за результаты работы, развитие творческих способностей учащихся.
Богатство языка есть богатство мыслей.
Н.М. Карамзин
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
М.Горький
Конкурс – разминка « Знаешь ли ты ?» Я называю фразеологизмы, а вы по очереди от каждой команды должны объяснить их значение.
o Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)
o Как в воду глядел ( угадал, предсказал)
o Толочь воду в ступе ( бесполезная работа)
o Носить воду решетом (бессмысленная работа )
Орфографическое лото .Ученики имеют наборы карточек, на которых записаны слова на заданные орфограммы. Ведущий указывает на ту или иную орфограмму, записанную на доске, а участник должен подобрать подходящее слово.
Гор тир бир кас
Гар тер Бер кос
Набор карточек со словами: постирушка, загар, коснуться, огарок, взбираться, избиратель, стереть, перегореть, неукоснительный, загорелый, истереть, касательная, соприкосновение….
Конкурс знатоков пословиц, собранных В.И.Далем
Пословица – это «сжатое, образное ,грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме»
Вместо многоточия нужно вставить пропущенное слово . На доске даётся список слов: белое, радости, платок, упокой ,птица, пожалуй, солдат ,спине, почитай, пирогов, Емеля.( побеждает команда, которая за 3 минуты правильно выполнит задание)
Чин чина …, и меньше на край !( почитай)
Недосол на столе, пересол на … . (спине)
Свой сухарь лучше чужих … .( пирогов)
Умная ложь … глупой правды. (лучше)
Чёрная коровка даёт … молочко. (белое)
Начал за здравие, а свёл на … .(упокой )
Дурак любит красно, … любит ясно. (солдат)
Не узнав горя, не узнаешь и … . (радости)
На чужой роток не накинешь … . ( платок)
Нет такого дерева, чтоб на него … не садилась. ( птица )
Ври .… , твоя неделя. ( Емеля )
Конкурс знатоков пословиц продолжается
Какие пословицы соответствуют заданным алгоритмам:
§ « Много…, да мало …» ( Много слов, да мало дела». « Много крику, да мало толку»
§ « Кто …, тот и…»( « Кто впереди, тот и атаман», « Кто ленив, тот и сонлив»
§ « Каждому … своё…» ( « Каждому овощу своё время», « Каждому слову своё место»)
Блиц – опрос « Подбери антонимы»
( та команда, которая быстрее ответит, получает очко)
§ Жить душа в душу (как кошка с собакой)
§ Чуть свет (на ночь глядя)
§ Дать волю языку (держать язык за зубами)
§ Хоть пруд пруди (кот наплакал)
§ Рукой подать ( куда Макар телят не гонял)
Знатоки шарад
v Мой первый слог найдёшь в капели,
Второй –так называют рот.
А целое ,вы, верно, ели,
Когда ходили в огород
(кап –уста)
v Мой первый слог найдёшь в футболе,
из гласной состоит второй.
Напоминает волчий вой.
А третий сыщешь ты тем более:
Их два имеешь ты и сам,
А в целом – рвётся к небесам.
( гол- у- бок)
v Первое – нота, второе – игра,
Целое встретиться у столяра
( до – лото)
v Начало – пища птиц, скота, зверей,
Конец – всегда в начале букварей,
А целое есть часть судов и кораблей.
( Корм – а)
Знатоки метаграмм ( загадки, в которых путём замены одной буквы другою можно получить новое слово)
С буквой К я на болоте,
С буквой Б – большой сосуд,
С П на дереве найдёте,
С Т ищите рядом, тут.
( Кочка, бочка, почка, точка )
Рыба я, юрка, мала.
Н на К лишь замените,
И тогда меня кладите
На верблюда, на осла.
(Вьюн, вьюк )
Библиотечный конкурс ( На столе лежат книги. Помогите библиотекарю составить алфавитный список этих книг по фамилии авторов)
Ø Д. Дефо « Робинзон Крузо»
Ø А.С.Пушкин « Сказки»
Ø И.А. Крылов « Басни»
Ø Л.Н. Толстой « Детство»
Ø Г.Х. Андерсен « Снежная королева»
Ø Ж.Верн « Дети капитана Гранта»
Ø А. Рыбаков « Кортик»
« Крылатые выражения» ( дать объяснение):
«Достигнуть апогея» Означает достигнуть самой высшей меры расцвета, могущества, власти. Апогей – греческое слово:»апо» - далеко, «гей» - земля. Буквально – « далеко от земли»
« Кануть в Лету» .Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. « Кануть в Лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению»
Конкурс» Словотворчество».
Центон ( стихотворение, сложенное из «заготовок», заимствованных из разных произведений одного или нескольких авторов. Его сочиняют так, чтобы получился неожиданный и смешной стихотворный текст)
« История с продолжением»
Продолжить предложенный текст , а затем сравниваем написанное с авторским вариантом.
Басня Л.Толстого « Самые лучшие груши»
Один барин послал слугу за грушами и сказал ему : Купи мне самых лучших»
Слуга пришёл в лавку и спросил груш
Купец подал ему, но слуга сказал : « Нет, дай мне самых лучших»
Купец сказал :» Отведай одну, ты увидишь, что они хороши».
« Как я узнаю,- сказал слуга, - что они хороши, если отведаю только одну?»…
Прослушиваем варианты, предложенные командами, а потом читаем авторский: Он откусил понемногу от каждой груши и принёс их барину. Тогда барин прогнал его.
Отгадай ребус
, , (Портфель)
,,
(Кончить)
Конкурс редакторов
Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из короткого рассказа Д.Хармса без названия. Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутренние связи).
1. И он
был глубоко прав.
2. И похудел.
3. К нему стали приставать дамы, расспрашивая его, как он добился того, что
похудел.
4. Но похудевший отвечал дамам, что мужчине худеть к лицу, а дамам не к лицу,
что, мол, дамы должны быть полными.
5. Один толстый человек придумал способ похудеть.
Задачи- шарады
Соедините слова правого и левого столбцов так, чтобы появились новые, на основе которых составьте задачи-шарады и предложите их своим друзьям.
сено овод
банк рот
стол ежи
зал глас
свет ода
яр вал
воз очки
газ елка
гриб марка
хор он
бор
ОТВЕТ: Сеновал, банкрот, столяр, залежи, светелка, ярмарка, возглас, газон, грибочки, хоровод, чувствовал, борода.
Волшебная цепочка
Где начинается слово? Изучите волшебную цепочку. Попробуйте самостоятельно составить такие цепочки слов, в которых каждое слово начинается с последней части предыдущего. Главное условие – все части могут быть самостоятельными словами
ОТВЕТ:
по за ус
мимо кон талый
под да ча
пол оса
мед ма за
ведь шина марки кон
Задание: заменить каждое наречие синонимом .Определите, что их объединяет и что отличает написанные вами слова
1. Навсегда.
2. Вверх.
3. Пополам.
4. Наудачу.
5. Настороже.
6. На землю.
7. Вчерне.
8. Намеренно.
9. Категорически.
10. Наизусть.
11. Вдвоем, тет-а-тет.
12. Голышом.
13. Прочно, крепко.
14. Сквозь.
15. Навечно, до конца жизни.
16. Наизнанку.
17. Надоедливо.
18. Откровенно.
19. По диагонали.
20. Расстегнув (пальто, пиджак).
Ответы : 1. Навеки 2. Наверх 3.Надвое 4.Наугад 5. Начеку 6.Наземь 7.Начерно 8. Нарочно 9.Наотрез 10. Назубок 11. Наедине 12.Нагишом 13.Намертво 14.Насквозь 15. Навсегда 16. Навыворот 17. Навязчиво 18. Начистоту 19. Наискосок
20. Нараспашку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.