Внеурочная деятельность. КВН по русскому языку для учащихся 5-7 классов.
Оценка 5

Внеурочная деятельность. КВН по русскому языку для учащихся 5-7 классов.

Оценка 5
doc
20.12.2020
Внеурочная деятельность. КВН  по русскому языку  для учащихся 5-7 классов.
КВН по русскому языку.doc

КВН по русскому языку.

 

Цели :

обобщение изученного материала по русскому языку в 5-7 классах; обучение умению приводить в систему языковые явления; повысить интерес учащихся через игровую деятельность к предмету

 

Слово учителя :

Сегодня у нас необычная   игра-КВН, сегодня  мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.  Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. К слову нужно относиться бережно “ Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести,” - писал поэт В. Шефнер. Наша игра  особенная. Это игра удивления, открытия, на которой все почувствуют радость от участия в нем. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели.

 

Илл. 1. Панов М.В. И все-таки она хорошая. С. 75

 

 

Ведущий читает наизусть.

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Не составишь телеграмму.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи!
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приучи,
Их привычки изучи!
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной
Будь внимателен, и только!
Будь старательным, и только!
Все запомнишь, все поймешь!

 

Выбираются члены жюри из числа учащихся (можно привлечь старшеклассников)

 

Слово учителя. Зачитывается стихотворение.

 

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…

  • О чём это стихотворение? (О силе и важности слова).
  •  В каком разделе языка изучается слово как отдельная единица? (Лексика).
  • А в каком изучаются устойчивые сочетания слова? (Фразеология). Следующие конкурсы связан с лексикой и фразеологией.

 

Лексическое значение слова. Омонимы

Ведущий. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками.
В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышей. Самым знаменитым из них был Знайка. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.

Разыгрывание сценки

Незнайка (сидит за столом, чешет рукой голову, на лице недоуменное выражение).

– Ну и задали мне упражнение, как тут разобраться, где здесь что.

(Открывает учебник, читает по слогам.)

– «Лексическое значение слова. Омонимы». Ничего не понимаю. Пойду-ка я кого-нибудь спрошу.

(Встает, выходит из-за стола. Навстречу – д-р Пилюлькин.)

Незнайка.

– Пилюлькин, здравствуй. Объясни мне, пожалуйста, что такое омонимы.

Пилюлькин.

– Ну, ты спросил! Если бы ты заинтересовался, что такое касторка, горчичники, градусники, я бы тебе с удовольствием ответил. Кстати, не хочешь ли касторки? (Пытается всунуть в рот Незнайки ложечку.)

Незнайка.

– Нет, нет, Пилюлькин, не до этого мне сейчас! Пока! Вон идет Стекляшкин, уж он-то должен это знать. Слушай, Стекляшкин, что такое омонимы?

Стекляшкин (не слушая Незнайку).

– Солнце – это огромный раскаленный шар. Оно больше всей нашей Земли.

Незнайка (дергает Стекляшкина за рукав).

– Ну, Стекляшкин, оторвись от своей трубы. Ты хоть еще чего-нибудь знаешь, кроме своего Солнца?

Стекляшкин (не отрываясь от трубы).

– Кроме Солнца. О планетах знаю... Юпитер... Сатурн... Нептун...

Незнайка (в сторону).

– Ничего от него не добьешься. (Машет рукой.)

Незнайка (идет, ворчит, почесывает лоб).

– Ох, а если меня завтра спросят, а я не смогу ответить? Будут обо мне говорить: «Все у него шиворот-навыворот. У Незнайки совсем пустая голова». Я бы узнал, да где уж, все заняты, даже отвечать не хотят.

(Подходит к краю сцены.)

– Гусля, а Гусля, ты все играешь, ты не можешь оторваться от своей скрипки?

(Реплика из зала.)

– Не мешай, видишь, пьесу учу. До, ре, ми, фа мажор...

Незнайка.

– Вот и учись тут... И этот занят.

(На сцену выбегает Кнопочка. Поет.)

– С голубого ручейка начинается река...

Незнайка.

– Кнопочка, Кнопочка, иди сюда!

Кнопочка.

– Не подходи ко мне, мы с тобой в ссоре. Зачем ты меня в школе за косу дернул?

Незнайка.

– Не буду больше! Только объясни: что такое омонимы?

Кнопочка.

– Не хочу. Когда учительница объясняла, ты пытался Мушке в портфель лягушонка подбросить. Я пойду лучше к Тюбику, рисованием позанимаюсь.

 Цветики, цветочки
У меня в садочке...

Незнайка (хлопает себя по бокам).

– Мое поведение ей не понравилось. А сама? Почти весь урок в зеркало на себя просмотрела. Пойду-ка я к Знайке, у него спрошу...

Незнайка.

– Знайка, что такое омонимы?

Знайка. – Это очень просто, слушай. (Делает вид, что объясняет.)

 

Ведущий. Ребята, наверное, Знайка потерял голос – ему так много приходится объяснять. Помогите ему ответить на вопросы Незнайки.
А чтобы вам легче было найти примеры омонимов, воспользуйтесь вопросами-подсказками:

1. Почему Кнопочка в ссоре с Незнайкой? (Незнайка дернул ее за косу.)
2. Что ответил Незнайке Гусля? («Не мешай...»)

  • Приведите свои примеры омонимов к словам коса и мешать.
  • Расскажите, что такое омонимы.
  • 17Как вы думаете, теперь Незнайка сможет сделать упражнение, которое ему задали?

Вот  нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
высоко,
А ты ответишь

низко

высоко – низко

Скажу я слово
далеко,
А ты ответишь

близко

далеко – близко

Скажу я слово
потерял,
И скажешь ты

нашел

потерял – нашел

Скажу тебе я слово
трус,
Ответишь ты:

храбрец

трус – храбрец

Теперь
начало
Я скажу, –
Ну отвечай:

конец

начало – конец

 

Найти неверно составленную пару антонимов:

1 команда

трудолюбивый – ленивый

молодость – старость

справа – слева

низкий – высоко

2 команда

веселый – грустно

вперед – назад

светлый – темный

худой – толстый

Разыгрывание сценки :

Ребята, правильно ли употреблены антонимы:

Вера, 3 года.

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

– Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

– Нет, мамочка, ты новенькая.

Антоша, 4 года.

– Мама, а что это такое?

– Проигрыватель.

– А почему проигрыватель?

– Потому что пластинки проигрывает.

– А кто выигрывает?

 

Задание :

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

·         Вы прослушали строки из сказки “О царе Салтане... ” А. С. Пушкина. Ответьте на вопрос: “Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?” (Судно и корабль – это слова-синонимы. Они использованы для большей выразительности).

 

Задание: Закончите предложения.

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)

После урока непременно нужна ребятам… (перемена)

·         Как называются такие слова? (Синонимы).

·         Для чего они служат в речи?

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

Назовите как можно больше фразеологизмов со словами рука, нос, язык. (Выигрывает тот, кто назовёт, как можно больше фразеологизмов).

Ведущий :

Известные вам по сказке «Хоббит» гномы решили заключить мир и союз с лесными эльфами и сообщить об этом знакомому волшебнику Гэндальфу. Письмо поручили написать толстяку Бомбуру, который имел красивый почерк и любил красиво выражаться.

Прочитав в этом письме, что «гномы решили вступить в вечную кампанию с эльфами», Гэндальф очень разволновался, бросил все дела, вскочил на коня и помчался по направлению к городу гномов.

Почему письмо произвело на волшебника такое впечатление? О чем забыл Бомбур, когда писал письмо?

Снимите шапку-невидимку.

Иногда приставка так крепко прилипает к корню, будто шапку-невидимку надевает. Сколько ни присматривайся к слову, не определишь, была ли в нем приставка или нет. Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание.

а) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла, недосягаемый.
б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, запасти, застенчивый, затылок.
в) Катакомбы, каталог, катапульта.
г) Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс, компромисс.
 Новые приключения Шерлока Холмса. (разыгрывание сценки)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон сидят в креслах. Входит миссис Хадсон.
МИССИС ХАДСОН. Мистер Холмс, вам письмо.
ХОЛМС. Спасибо, миссис Хадсон. Читайте, Ватсон.
(Ватсон вскрывает конверт. Миссис Хадсон уходит.)
ВАТСОН (читает). «Если вы действительно великий сыщик, отгадайте, что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, экспорт, портмоне, портфель, портсигар, портативный, паспорт, портьера, рапорт, транспортир. Ха-ха-ха! Профессор Мориарти».
ХОЛМС. Что вы скажете об этом, Ватсон?
ВАТСОН. Очень запутанное дело.
ХОЛМС. Доктор, вы обратили внимание на то, что все слова имеют одну повторяющуюся часть?
ВАТСОН. Конечно. Порт. И что же?
ХОЛМС. Для тренированного ума здесь все просто. Все эти слова были образованы с помощью латинского корня порт, который имел два значения: «ворота, выход» и «носить, возить». Портьера буквально значит «занавес на выходе», портфель — «ношу листы», портмоне — «ношу монеты» и т.д. Кстати, историческое родство этих слов закреплено и в современном русском правописании. Во всех словах из письма нашего старого доброго знакомого профессора Мориарти после п пишется о.
ВАТСОН. Это очень интересно. Значит, безударные гласные в словах портьера, портсигар, портативный, портфель, портмоне можно проверить словом порт?
ХОЛМС. Я уже давно заметил, что вы в совершенстве овладели моим дедуктивным методом. Как видите, он дает неплохие результаты и в орфографии.
ВАТСОН. Но, Холмс, откуда вы все это знаете?!
ХОЛМС. Доктор, вы заметили, что уже несколько дней я не расстаюсь с одной книгой.
ВАТСОН. Да.
ХОЛМС. Хотите знать, что это за книга?
ВАТСОН. Разумеется!
ХОЛМС (достает книгу). Читайте словарь этимологически проверяемых слов, и в русском языке для вас не останется слов с непроверяемыми написаниями!
(Появляется миссис Хадсон.)
МИССИС ХАДСОН (зрителям). Леди и джентльмены, вы еще не читали словарь этимологически проверяемых слов? Напрасно!

Как бы вы поступили, если бы не Холмсу, а вам пришлось объяснять доктору Ватсону, что объединяет следующие слова:

а) Бор, боровик, борода, бородавка, борозда, борона, бороться, оборона.(1 команда )
б) Бис, бицепс, бисквит, бинокль, биссектриса, бинарный, билингвизм. (2 команда)

Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

 

Учащиеся выполняют фонетическую транскрипцию слов, в группах обсуждают ее правильность.

Первая команда: поют [пай'ут] - 4 буквы, 5 звуков

Вторая команда: дорожки [дарошк'и] – 7 букв, 7 звуков

 

Объясните, почему наши предки именно так называли дни года .По какой модели образовались данные слова:

4 февраля -Тимофей-полузимник

13 марта - Василий-капельник

17 марта - Герасим-грачевнк

18 марта - Конон-огородник

4 апреля - Василий-солнечник

14 мая - Еремей-запрягальник

2 июня - Фалалей-огуречник

8 сентября-Павел-рябинник

14 декабря - день-грамотник.

(Выводы и замечания консультантов, сделанные по ходу урока)

Слово учителя.

Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. В. Г. Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.

В течение трёх минут сочините миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны выбирают карточку с предложением.

А) Не спеши языком, торопись делом.

Б) Славен человек не словами, а делами.

В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.

 Подведение итогов. Вручение дипломов.


КВН по русскому языку. Цели : обобщение изученного материала по русскому языку в 5-7 классах; обучение умению приводить в систему языковые явления; повысить интерес учащихся…

КВН по русскому языку. Цели : обобщение изученного материала по русскому языку в 5-7 классах; обучение умению приводить в систему языковые явления; повысить интерес учащихся…

Ты к себе их приучи, Их привычки изучи!

Ты к себе их приучи, Их привычки изучи!

Незнайка. – Нет, нет, Пилюлькин, не до этого мне сейчас!

Незнайка. – Нет, нет, Пилюлькин, не до этого мне сейчас!

Как вы думаете, теперь Незнайка сможет сделать упражнение, которое ему задали?

Как вы думаете, теперь Незнайка сможет сделать упражнение, которое ему задали?

Проигрыватель. – А почему проигрыватель? –

Проигрыватель. – А почему проигрыватель? –

Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс, компромисс

Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс, компромисс

Вторая команда: дорожки [дарошк'и] – 7 букв, 7 звуков

Вторая команда: дорожки [дарошк'и] – 7 букв, 7 звуков
Скачать файл