ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» составлена на основе авторской программы по математике М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой и др. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Математика - М. Просвещение – 2014 год. Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и основной образовательной программы НОО МБОУ СШ №48.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи: 1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения; 2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами; 3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников. В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
Согласно учебному плану на изучение курса»Математика и конструирование» в 1 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с календарно-учебным графиком 2019-2020 учебного года рабочая программа составлена на 33 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Учащиеся должны знать:
-термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные свойства прямой;
- названия и назначение материалов (бумага, картон и др.); название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.);
- правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения;
- технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.
Учащиеся должны уметь:
- чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
- сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных
для изготовления изделия;
- слушать и понимать речь других.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Знакомство учащихся с основным содержанием курса |
1 |
2. |
Точка |
1 |
3. |
Виды бумаги |
3 |
4. |
Отрезок |
4 |
5. |
Луч |
3 |
6. |
Ломаная |
2 |
7. |
Угол |
3 |
8. |
Многоугольники |
14 |
9. |
Обобщение пройденного «Оригами» |
2 |
Всего часов |
33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Коррекция |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
06.09 |
|
Знакомство учащихся с основным содержанием курса |
|
2. |
13.09. |
|
Точка. |
|
3. |
20.09. |
|
Виды бумаги: |
|
4. |
27.09. |
|
Практическая работа с бумагой. |
|
5. |
04.10. |
|
Практическая работа с бумагой |
|
6. |
11.10. |
|
Отрезок. |
|
7. |
18.10.
|
|
Обозначение геометрических фигур буквами |
|
8. |
25.10. |
|
Обозначение геометрических фигур буквами. |
|
9. |
08.11. |
|
Обозначение геометрических фигур буквами.
|
|
10. |
15.11. |
|
Луч. |
|
11. |
22.11. |
|
Сантиметр. |
|
12. |
29.11. |
|
Циркуль. |
|
13. |
06.12. |
|
Угол. Прямой угол.
|
|
14. |
13.12. |
|
Непрямые углы.
|
|
15 |
20.12. |
|
Ломаная. |
|
16. |
27.12. |
|
Ломаная.
|
|
17. |
17.01. |
|
Многоугольник |
|
18. |
24.01. |
|
Многоугольник |
|
19. |
31.01. |
|
Прямоугольник |
|
20. |
07.02. |
|
Прямоугольник |
|
21 |
14.02. |
|
Квадрат. |
|
22. |
28.02. |
|
Единицы длины: дециметр, метр. |
|
23. |
07.03. |
|
Единицы длины. |
|
24. |
14.03. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников. |
|
25. |
21.03. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников.
|
|
26. |
04.04. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников.
|
|
27. |
11.04. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников
|
|
29. |
18.04. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников |
|
30. |
25.04. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников
|
|
31. |
02.05. |
|
Изготовление геометрического набора треугольников |
|
32. |
16.05. |
|
Обобщение пройденного . Знакомство с техникой «Оригами» |
|
33. |
23.05. |
|
Знакомство с техникой «Оригами». |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.