Пояснительная записка.
Основное внимание в современной школе уделяется повышению результативности обучения и качества, усваиваемых учениками знаний, умений и навыков по предметам, изучаемым в школе.
Поскольку международные связи нашего государства в разных отраслях экономики и культуры с каждым годом расширяются, повышается роль владения языками, основа знания которых закладывается в общеобразовательной школе.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.
Одним из фактов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы и творческое отношение. Сюда относится и внеклассная работа по предмету, правильная организация которой даёт более тесную связь обучения и воспитания учащихся. К одной из форм внеклассной работы относится организация кружковой деятельности.
Программа кружка «Говорим по-немецки» предназначена для учителей немецкого языка и рассчитана на учащихся начальных классов и рассчитана на два часа в неделю. Программа способствует всестороннему развитию школьников посредством интеграции ключевых компетенций, служит для привития интереса и формирования внутренней мотивации учащихся, которая ориентируется на перспективы, резервы развития с учётом возрастных и психологических особенностей школьников. Большинство школьников относят иностранный язык к трудным предметам. Известный британский методист, Норманн Уитни, подчёркивает, что «мотивация – это ключ к успешному обучению», выделяет три важнейших условия её повышения:
- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;
- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;
- постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком.
Цель программы:
- формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению иностранного языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий.
Задачи:
- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;
- способность активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся;
- готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.
Содержание кружка по немецкому языку развивает интересов к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знаками с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка ( праздничная программа, чаепитие, игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новотроицкая СШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 2,3,4 классы. Общее число учебных часов в 2,3,4 классах - 34 (1ч в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета «Немецкий без отметок»
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом обучающиеся 3 класса научатся:
- находить на карте страны изучаемого языка;
- понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций стран изучаемого языка;
-понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;
- узнавать наиболее известных персонажей иностранной детской литературы и популярные литературные произведения для детей.
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В русле говорения
1.Диалогическая форма.
Уметь вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
- диалог-побуждение к действию.
Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.
2.Монологическая форма.
Уметь пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты
В русле чтения
Читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
Объём текстов – примерно 100-150 слов (без учёта артиклей).
В русле письма
Владеть: техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
В познавательной сфере:
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощьюиностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание курса «Немецкий без отметок»
Название темы |
К-во часов |
Изучаемые в теме вопросы |
Тема 1. "Игра – сказка" |
6 часов |
Организационное заседание кружка. Великие сказочники Германии. Рисуем сказочных героев. Сказочные места в Германии. Живые картинки. Приветствие. Прощание. Калейдоскоп игр. |
Тема 2. "Я и моя семья" |
8 часов |
Родители. Бабушка, дедушка, брат и сестра. Моя любимая игрушка. Описание своей игрушки. Семейный альбом. Аукцион «Дружная семейка», кроссворд на тему «Семья» |
Тема 3. "Мир, в котором мы живем" |
9 часов |
Описание внешнего вида домашних и диких животных. Делаем игрушку из бумаги «Заяц». Рисуем животных. Описание растений. Деревня и город. |
Тема 4. "Школа." |
5 часов |
Описание школьных принадлежностей. Что нужно для школьного портфеля? Собери портфель. Помоги Незнайке. Проект «Школьное расписание» |
Тема 5. "Путешествие в Германию" |
3 часа |
Работа с картой германии. Описание крупнейших городов Германии. Что нужно для путешествия. Символика Германии. |
Тема 6. "Праздники Германии" |
3 часа |
Традиции празднования различных праздников в Германии. Новый год, Рождество, Пасха, карнавал. Подведение итогов работы кружка. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Материально- техническое обеспечение |
Дата проведения |
Кол-во часов |
|||||
Предметные: |
Метапредметные |
Личностные: |
||||||||
Игра – сказка. (6 часов) |
||||||||||
1 |
Организационное заседание кружка. |
Обучающийся научится вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; понимать детали текста; читать и воспринимать на слух лексику по теме, произносить слова, соблюдая правильное ударения и правила чтения. Обучающийся получит возможность научиться тренировать навык чтения, воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов. |
Регулятивные формировать и удерживать учебную задачу; умение объяснять значение слова, сравнивать; действовать по намеченному плану. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание по теме , извлекать из прослушанного текста основную информацию; обращаться за помощью, ставить вопрос. Коммуникативные: оперировать необходимым языковым и речевым материалом, отвечать на вопросы собеседника, задавать вопросы, узнавать на слух знакомые языковые средства. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование алгоритма действий; осознание алгоритма выполнения заданий, работать самостоятельно, индивидуально, употреблять изученную лексику. |
1 |
|||||
2 |
Великие сказочники Германии. |
Портреты, книжки, диск |
1 |
|||||||
3 |
Рисуем сказочных героев. |
Альбом, карандаши, книжки |
1 |
|||||||
4 |
Сказочные места в Германии. |
Карта, диск |
1 |
|||||||
5 |
Живые картинки. Приветствие. Прощание. |
Иллюстрации, диск |
1 |
|||||||
6 |
Калейдоскоп игр. |
Карточки, книжки, карандаши |
1 |
|||||||
Я и моя семья. (8 часов) |
||||||||||
7 |
Родители. |
Обучающийся научится овладение представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово; обобщать пройденный материал. Обучающийся получит возможность научиться осознанно строить речевое высказывание, записывать его, зрительно воспринимать текст; воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников, уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные, использовать переспрос, просьбу повторить. |
Регулятивные умение объяснять значение слова; формировать и удерживать учебную задачу; умение объяснять значение слова, заполнять звуковые схемы, сравнивать. Познавательные: владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; выделение нужной информации; осмысление соответствия звука букве; поиск нужной информации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь учителя и одноклассников, работать в паре и группе в соответствии с нормами общения; обращаться за помощью. |
Адекватная мотивация учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; работать самостоятельно, индивидуально, употреблять изученную лексику; осознание алгоритма выполнения заданий, работать самостоятельно, индивидуально, употреблять изученную лексику. |
Фотографии, диск |
1 |
||||
8 |
Бабушка, дедушка. |
Картинки, карандаши, альбом |
1 |
|||||||
9 |
Братья и сестры. |
Фотографии |
1 |
|||||||
10 |
Моя любимая игрушка. |
Игрушка, альбом, карандаши |
1 |
|||||||
11 |
Семейный альбом. |
Фотоальбом, диск |
1 |
|||||||
12 |
Кто какой? |
Карточки |
1 |
|||||||
13 |
Аукцион «Дружная семейка». |
Картон, ножницы, клей |
1 |
|||||||
14 |
Разгадываем кроссворд на тему «Семья» |
Карточки |
1 |
|||||||
Мир, в котором мы живем. (9 часов) |
||||||||||
25 |
Животные. |
Обучающийся научится кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста), выполнять лексико-грамматические упражнения, читать с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого, определять значения незнакомых слов по иллюстрации, контексту, словарю. Обучающийся получит возможность научиться понимать внутреннюю организацию текста и определять: главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению хронологический/логический порядок; причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств. |
Регулятивные принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения. Познавательные: выделение нужной информации; находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках. Коммуникативные: обращаться за помощью; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения; формирование умения объяснить свой выбор . |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства; осознание алгоритма работы со словарем, развитие умения быстро находить необходимые информацию; |
Иллюстрации, диск |
1 |
||||
16 |
Животные в моем доме. |
Иллюстрации, таблица |
1 |
|||||||
17 |
Делаем игрушку из бумаги «Заяц» |
Бумага, карандаши, ножницы |
1 |
|||||||
18 |
Угадай зверя! |
Иллюстрации, книжки |
1 |
|||||||
19 |
Рисуем животных. |
Альбом, картинки карандаши |
1 |
|||||||
20 |
Растения. |
Картинки, диск |
1 |
|||||||
21 |
Овощи, фрукты. |
Иллюстрации, книжки |
1 |
|||||||
22 |
Город, деревня. |
Иллюстрации, Диск |
1 |
|||||||
23 |
Игра «Поле чудес». |
Карточки |
1 |
|||||||
Школа. (5 часов) |
||||||||||
24 |
Школьные принадлежности. |
Обучающийся научится вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; понимать детали текста; вербально или не вербально реагировать на услышанное. Обучающийся получит возможность научиться читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами; понимать на слух разные типы текстов; уточнять написание слова по словарю; узнавать простые словообразовательные элементы; писать короткие сообщения; применять полученные навыки на практике. |
Регулятивные умение проговаривать последовательность действий для решения учебно-познавательной задачи; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выделение нужной информации; умение ориентироваться на позицию партнера в общении; выполнять логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные: уважать мнение собеседников; умение включаться в диалог; проявлять интерес к общению и групповой работе; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. |
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; осознание алгоритма работы со словарем, развитие умения быстро находить необходимые информацию. |
Школьные принадлежности, карточки |
1 |
||||
25 |
Найди школьный предмет. |
Картинки, диск |
1 |
|||||||
26 |
Собери портфель. |
Иллюстрации |
1 |
|||||||
27 |
Помоги Незнайке |
Карточки |
1 |
|||||||
28 |
Проект «Школьное расписание» |
Работы обучающихся |
1 |
|||||||
Путешествие в Германию. (3 часа) |
||||||||||
29 |
Мы готовимся к путешествию в Германию. |
Обучающийся научится понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников; понимать детали текста; вербально или не вербально реагировать на услышанное. соотносить графический образ немецкого слова с его звуковым образом; правильно списывать. Обучающийся получит возможность научиться писать короткие сообщения; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю; узнавать простые словообразовательные элементы; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. |
Регулятивные принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; умение определять и формулировать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; осуществлять анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь учителя и одноклассников, работать в паре и группе в соответствии с нормами общения. |
Адекватное отношение к своим способностям; осознание алгоритма употребления новых слов в речи, правильного их произнесения и написания; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Карта, иллюстрации |
1 |
||||
30 |
Символика Германии. |
Картинки, диск |
1 |
|||||||
31 |
Города Германии. |
Иллюстрации, диск, карта |
1 |
|||||||
Праздники Германии. (3 часа) |
||||||||||
32 |
Новый год. Рождество. |
Обучающийся научится кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста), выполнять лексико-грамматические упражнения, читать с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого, определять значения незнакомых слов по иллюстрации, контексту, словарю. Обучающийся получит возможность научиться понимать внутреннюю организацию текста и определять: главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению хронологический/логический порядок; причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств. |
Регулятивные умение оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение контролировать свои действия по точному оперативному ориентированию в учебнике. Познавательные: умение пользоваться знаково-символическими средствами, устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять необходимую информацию из текстов; осуществлять качественную характеристику объекта, слушать и отвечать на вопросы учителя. Коммуника-тивные: уважать мнение собеседников; умение включаться в диалог; проявлять интерес кобщению и групповой работе. |
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор); формирование алгоритма своего действия ; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
Иллюстрации, диск |
1 |
||||
33 |
Пасха. Карнавал. |
Иллюстрации. диск |
1 |
|||||||
34 |
Подведение итогов работы кружка. |
1 |
||||||||
Литература
Учебные пособия:
1.И.Л Бим, Л.И. Рыжова «Немецкий язык», 2,3,4 классы Москва «Просвещение», 2012 год.
Учебно-методическая литература:
1. Журналы «Иностранные языки в школе».
2. Разговорные темы для начинающих, А.Я. Минор, Е.В. Полянина – Саратов, Лицей, 2005
3. Литвинов П.П., Говорите по немецки правильно.- 2-е издание.- М.: Айрис-пресс,2008.- (Немецкий. Ступени к успеху).
4. Литвинов П.П., Как быстро выучить много немецких слов .- 2-е издание.- М.: Айрис-пресс,2007.-160с. - (Немецкий. Ступени к успеху).
5. Литвинов П.П., 3500 немецких слов. Техника запоминания.- 4-е издание.- М.: Айрис-пресс,2008.- 256с.- (Немецкий. Ступени к успеху).
6. Митаенко А.А., Разговорный немецкий.- 3-е издание.- М.: Айрис-пресс,2007.-144с. - (Немецкий. Ступени к успеху).
ИКТ-средства
-Компьютер
-CD диски
Немецкий язык. 2,3,4 классы. Аудиокурс к учебнику. И. Л. Бим, Л.И. Рыжова, «Просвещение», 2011 г.
-Презентации с интернета
Наглядные пособия *таблицы *картинки *рисунки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.