Учитель физики МБОУ «В(С)Ш № 9»
Трошина Н.А.
г. Ульяновск
Внеурочная деятельность по физике.
Духовно-нравственное воспитание учащихся как условие ресоциализации личности.
Актуальность духовно-нравственного воспитания особенно обострилась в последние десятилетия. Обусловлено это тем, что в конце 19- начале 20 веков произошли кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии. Существенные трансформации в современном обществе привели к духовно - нравственному кризису: рост преступности, спад интереса к труду, учёбе, потребительское настроение среди молодых людей. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к людям иной национальности становятся характерными для части современной молодежи.
Поэтому главная задача духовно – нравственного воспитания учащихся-осужденных- это ресоциализация их в современном обществе. Ежегодно МБОУ «В(С)Ш№9» и воспитательный отдел ФКУ ИК-4 планирует данную работу на совместной основе.
Духовно-нравственное воспитание при изучении физики включает в себя аспекты:
Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга.
Патриотический - воспитывает гражданина своей Родины.
Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
В процессе изучения физики учитель систематически ориентирует ученика на значимые для него ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
1.Патриотизм;
2.Гражданственность;
3.Родная природа;
4.Традиционные религии;
5.Социальная солидарность;
6.Человечество;
7.Личность;
8.Семья;
9.Труд и творчество;
10.Наука;
11.Искусство и литература
Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Ежегодно, в апреле, в школе проводится неделя физики, посвящённая дню космонавтики.
Мероприятия (викторины ,интеллектуальные игры, заочные путешествия) , организуемые в рамках недели ,способствуют развитию чувства гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания учащихся-осуждённых. Понятие патриотизма на внеклассных мероприятиях по физике включает в себя:
· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос на примере К.Э.Циалковского;
· уважительное отношение к языку своего народа на примере М.В. Ломоносова;
Необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.
· заботу об интересах Родины на примере С.П. Королева;
Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди – личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах учащихся
· Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, опыт великому делу разгрома фашизма. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли», призыв «Всегда опережать технику врага». К Дню Победы в школе проведено мероприятие «Физика Победы». В презентации рассмотрены вопросы о создании самого грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «Катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.
Принципом духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.
Эта работа будет способствовать ресоциализации учащихся-осуждённых..
Список литературы:
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк. А.М.Кондаков. В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 20с. – (Стандарты второго поколения).
2.Стратегияразвития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
3.В.П. Ковтун «Занимательный мир физики» – СПб.: Дельта, 1997. – 240с., ил.
4.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008. – 192с. – (Учение с увлечением)
5.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова. – 2-ое изд, - М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКОЭ» 2000. – 832 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.