Внеурочная деятельность. Разговор о правильном питании. 1 класс
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность. Разговор о правильном питании. 1 класс

Оценка 4.9
docx
18.08.2020
Внеурочная деятельность. Разговор о правильном питании. 1 класс
разговор о правильном питании 1 класс.docx

Пояснительная записка

                       Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).

               Содействие здоровому образу жизни , создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

 В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

 Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни. 

Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.                            

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно  у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное  и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Общая характеристика программы

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с начальной школы.

Цель программы- воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.  

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

·         формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

·         формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

·         освоение детьми  практических навыков рационального питания;

·         формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

·         информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

·         развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;

·         развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

         Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

     Программа носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

        Одно из важнейших условий эффективного проведения программы— поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

            В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.  

             

 Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

·         научная обоснованность и практическая целесообразность;

·         возрастная адекватность;

·         необходимость и достаточность информации;

·         модульность программы;

·         практическая целесообразность                                                                                                    

·         динамическое развитие и системность;

·         вовлеченность семьи и реализацию программы;

·         культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Описание места программы в учебном плане

Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится  во второй половине дня. Важность  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.  Программа «Разговор о правильном питании»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю:  1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в годОбщий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

Программа рассчитана на детей 6,6-10 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.

Режим занятий - вторая половина дня

Программа состоит из 2-х модулей

1-2 классы – модуль «Разговор о правильном питании»;

3-4  классы – модуль «Две недели в лагере здоровья».

Описание ценностных ориентиров содержания программы

 Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

               Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.                            

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Основные методы обучения:

·         фронтальный метод;

·         групповой метод;

·         практический метод;

·         познавательная игра;

·         ситуационный метод;

·         игровой метод;

·         соревновательный метод;

·         активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

·  чтение и обсуждение;

·  экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

·  встречи с интересными людьми;

·  практические занятия;

·  творческие домашние задания;

·  праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

·  конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

·  ярмарки полезных продуктов;

·  сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

·  мини – проекты;

·  совместная работа с родителями.

Формы контроля

·   

·      Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

·      Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

·      -оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

·      - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»

·                                                                            МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.

·                    Согласно учебному плану на изучение курса «Разговор о правильном питании»  в 1 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с календарно-учебным графиком 2019-2020 учебного года рабочая программа составлена на 33 часа.

 

 

Прогнозируемые результаты освоения программы

В результате изучения программы «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

·         о правилах и основах рационального питания,

·         о необходимости соблюдения гигиены питания;

·         о полезных продуктах питания;

·         о структуре ежедневного рациона питания;

·         об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

·         об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

·         об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

             Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

 Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

1 – 2 класс

«Разговор о правильном питании»

·              использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

·              построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

·              владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

·              понимание и сохранение учебной задачи;  

·              понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·              планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·              принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

·              осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

·              осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

·              осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·              построение сообщения в устной и письменной форме;

·              смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·              осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·              осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

        

●   знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

●   навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

●   умение определять полезные продукты питания;

●   знание о структуре ежедневного рациона питания;

●   навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

●   умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

Первый уровень результатов «ученик научится»

ü  соблюдать гигиену питания;

ü  ориентироваться в продуктах питания (полезные и вредные продукты, ассортимент продуктов);

ü  оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, с учетом собственной физической активности;

Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться»

·         соблюдать правила рационального питания;

·         определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания в летний и зимний периоды);

·         различать  основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (функциях этих веществ в организме);

·         корректировать несоответствия своего рациона и режима питания с учетом границ личностной активности;

·         самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

Содержание программы

Модуль

Класс

Задачи

«Разговор о правильном питании»

1 класс

- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;     

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;     

- развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;     

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

 

 

п⁄п

Раздел

1

класс

1.

Разнообразие питания

5

2.

Гигиена питания и приготовление пищи

10

3.

Этикет

8

4.

Рацион питания

5

5.

Из истории русской кухни.

5

Итого     

33

Разнообразие питания (5 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи (10 ч)

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет (8 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания (5 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни (5ч)

Знания, умения, навыкикоторые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

умение определять полезные продукты питания.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование        

Содержание

Теория

Практика

1. Разнообразие питания.

Знакомство с программой . Беседа.

Экскурсия в столовую.

2. Самые  полезные продукты

Беседа « Какие продукты полезны и необходимы  человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.

Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.

3. Правила питания.

Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.

Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.

4. Режим питания.

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

5. Завтрак

Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.

6. Роль хлеба в питании детей

Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.

Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.

7. Проектная деятельность.

Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

8. Подведение итогов работы.

Творческий отчет вместе с родителями.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании»

1-й год обучения

п/п

Дата

Темы занятий

Коррекция

По плану

Факти

чески

1

 

 

Вводное занятие.. Если хочешь быть здоров

2

 

 

Из чего состоит наша пища

3

 

 

Полезные и вредные привычки питания

4

 

 

Самые полезные продукты

5

 

 

Как правильно есть(гигиена питания)

6

 

 

Удивительное превращение пирожка

7

 

 

Твой режим питания

8

 

 

Из чего варят каши

9

 

 

Как сделать кашу вкусной

10

 

 

Плох обед, коли хлеба нет

11

 

 

Хлеб всему голова

12

 

 

Полдник

13

 

 

Время есть булочки

14

 

 

Пора ужинать

15

 

 

Почему полезно есть рыбу

16

 

 

Мясо и мясные блюда

17

 

 

Где найти витамины зимой и весной

18

 

 

Всякому овощу – свое время

19

 

 

Как утолить жажду

20

 

 

Что надо есть ,если хочешь стать сильнее

21

 

 

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

22

 

 

На вкус и цвет товарищей нет

23

 

 

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

24

 

 

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

25

 

 

Каждому овощу – свое время

26

 

 

Народные праздники, их меню

27

 

 

Народные праздники, их меню

28

 

 

Как правильно накрыть стол.

29

 

 

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

30

 

 

Щи да каша – пища наша

31

 

 

Что готовили наши прабабушки.

32

 

 

Игра «Здоровое питание – отличное настроение»

33

 

 

Подведение итогов.

Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

Ученики должны знать:

- полезные продукты;

- правила этикета;

- роль правильного питания в здоровом образе жизни.

После первого года обучения ученики должны уметь:

- соблюдать режим дня

- выполнять  правила правильного питания;

- выбирать в рацион питания полезные продукты


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей

Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей

России и других стран . В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в…

России и других стран . В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в…

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного…

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного…

Формы контроля · ·

Формы контроля · ·

ИКТ и дистанционного общения

ИКТ и дистанционного общения

Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться» · соблюдать правила рационального питания; · определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания…

Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться» · соблюдать правила рационального питания; · определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания…

Разнообразие питания (5 ч) Из чего состоит наша пища

Разнообразие питания (5 ч) Из чего состоит наша пища

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» 1-й год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» 1-й год обучения № п/п

Народные праздники, их меню 27

Народные праздники, их меню 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020