Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
Содействие здоровому образу жизни , создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Общая характеристика программы
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с начальной школы.
Цель программы- воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
· формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
· формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
· освоение детьми практических навыков рационального питания;
· формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
· информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
· развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
· развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Программа носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения программы— поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· возрастная адекватность;
· необходимость и достаточность информации;
· модульность программы;
· практическая целесообразность
· динамическое развитие и системность;
· вовлеченность семьи и реализацию программы;
· культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Описание места программы в учебном плане
Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в год. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Программа рассчитана на детей 6,6-10 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.
Режим занятий - вторая половина дня
Программа состоит из 2-х модулей
1-2 классы – модуль «Разговор о правильном питании»;
3-4 классы – модуль «Две недели в лагере здоровья».
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Основные методы обучения:
· фронтальный метод;
· групповой метод;
· практический метод;
· познавательная игра;
· ситуационный метод;
· игровой метод;
· соревновательный метод;
· активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
· чтение и обсуждение;
· экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
· встречи с интересными людьми;
· практические занятия;
· творческие домашние задания;
· праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
· конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
· ярмарки полезных продуктов;
· сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
· мини – проекты;
· совместная работа с родителями.
Формы контроля
·
· Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
· Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
· -оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
· - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
· МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
· Согласно учебному плану на изучение курса «Разговор о правильном питании» в 1 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с календарно-учебным графиком 2019-2020 учебного года рабочая программа составлена на 33 часа.
Прогнозируемые результаты освоения программы
В результате изучения программы «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
· о правилах и основах рационального питания,
· о необходимости соблюдения гигиены питания;
· о полезных продуктах питания;
· о структуре ежедневного рациона питания;
· об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
· об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
· об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
1 – 2 класс «Разговор о правильном питании» |
· использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; · построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); · владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения. |
· понимание и сохранение учебной задачи; · понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения; · осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи). |
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета; · осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · построение сообщения в устной и письменной форме; · смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); · осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; · осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
|
● знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; ● навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; ● умение определять полезные продукты питания; ● знание о структуре ежедневного рациона питания; ● навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; ● умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. |
Первый уровень результатов «ученик научится»
ü соблюдать гигиену питания;
ü ориентироваться в продуктах питания (полезные и вредные продукты, ассортимент продуктов);
ü оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, с учетом собственной физической активности;
Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться»
· соблюдать правила рационального питания;
· определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания в летний и зимний периоды);
· различать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (функциях этих веществ в организме);
· корректировать несоответствия своего рациона и режима питания с учетом границ личностной активности;
· самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
Содержание программы
Модуль |
Класс |
Задачи |
«Разговор о правильном питании» |
1 класс |
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; - развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей. |
№ п⁄п |
Раздел |
1 класс |
|
1. |
Разнообразие питания |
5 |
|
2. |
Гигиена питания и приготовление пищи |
10 |
|
3. |
Этикет |
8 |
|
4. |
Рацион питания |
5 |
|
5. |
Из истории русской кухни. |
5 |
|
Итого |
33 |
||
Разнообразие питания (5 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (10 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (8 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (5 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (5ч)
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Тематическое планирование
Содержание |
Теория |
Практика |
1. Разнообразие питания. |
Знакомство с программой . Беседа. |
Экскурсия в столовую. |
2. Самые полезные продукты |
Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. |
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин. |
3. Правила питания. |
Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. |
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. |
4. Режим питания. |
Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. |
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка |
5. Завтрак |
Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака. |
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. |
6. Роль хлеба в питании детей |
Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед. |
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда. |
7. Проектная деятельность. |
Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта. |
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
8. Подведение итогов работы. |
Творческий отчет вместе с родителями. |
Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
№ п/п |
Дата |
Темы занятий |
Коррекция |
|
По плану |
Факти чески |
|||
1 |
|
|
Вводное занятие.. Если хочешь быть здоров |
|
2 |
|
|
Из чего состоит наша пища |
|
3 |
|
|
Полезные и вредные привычки питания |
|
4 |
|
|
Самые полезные продукты |
|
5 |
|
|
Как правильно есть(гигиена питания) |
|
6 |
|
|
Удивительное превращение пирожка |
|
7 |
|
|
Твой режим питания |
|
8 |
|
|
Из чего варят каши |
|
9 |
|
|
Как сделать кашу вкусной |
|
10 |
|
|
Плох обед, коли хлеба нет |
|
11 |
|
|
Хлеб всему голова |
|
12 |
|
|
Полдник |
|
13 |
|
|
Время есть булочки |
|
14 |
|
|
Пора ужинать |
|
15 |
|
|
Почему полезно есть рыбу |
|
16 |
|
|
Мясо и мясные блюда |
|
17 |
|
|
Где найти витамины зимой и весной |
|
18 |
|
|
Всякому овощу – свое время |
|
19 |
|
|
Как утолить жажду |
|
20 |
|
|
Что надо есть ,если хочешь стать сильнее |
|
21 |
|
|
Что надо есть, если хочешь стать сильнее |
|
22 |
|
|
На вкус и цвет товарищей нет |
|
23 |
|
|
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты |
|
24 |
|
|
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты |
|
25 |
|
|
Каждому овощу – свое время |
|
26 |
|
|
Народные праздники, их меню |
|
27 |
|
|
Народные праздники, их меню |
|
28 |
|
|
Как правильно накрыть стол. |
|
29 |
|
|
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом |
|
30 |
|
|
Щи да каша – пища наша |
|
31 |
|
|
Что готовили наши прабабушки. |
|
32 |
|
|
Игра «Здоровое питание – отличное настроение» |
|
33 |
|
|
Подведение итогов. |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.