ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Щеглова А.М.
Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования. Внеурочная деятельность в нашей школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. [3]
Планируя работу по внеурочной деятельности в образовательном учреждении, поставлено несколько целей:
- разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях монопоселения;
- создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Исходя из многополярной цели, которую перед собой ставит учреждение в целом, я выстроила свою цель: подготовить школьника самостоятельно действующего в общественной жизни.
Конечно, главное правильно организовать внеурочную деятельность. Так как, в сельской местности нет возможности ребятам заниматься в музыкальной или спортивной школах, центрах детского творчества. Школа есть и остаётся центром развития ребёнка по всем направлениям. Именно сейчас, при переходе на ФГОС, при вступлении в силу Закона «Об образовании», учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. [2]
Актуальность состоит в ориентировании мною школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. [1]
С 1 сентября 2015 года я перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО).
Согласно ФГОС СОО, в Базисном учебном плане нашей школы было отведено 5 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Я работаю в условиях:
-расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
-ограниченности общения со сверстниками;
При организации дополнительного образования в школе я провела анализ по следующим направлениям:
1.Проанализировала цели и задачи школы.
2.Выявила (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.
3.Провела беседу с учителями - предметниками, в ходе которой мои коллеги определились с выбором одного из направлений, в котором они являются специалистами.
4.Изучила дополнительные услуги, предлагаемые учреждением культуры.
5.Изучила основные нормативные документы по организации внеурочной деятельности детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).
Перед началом учебного года мною была проведена большая подготовительная работа. В июне был проведён мониторинг родителей будущих пятиклассников с целью выявления направлений внеурочной деятельности, где учитывались интересы родителей и детей, ярмарка объединений кружковой и внеурочной деятельности. Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности ОУ, опыт и интересы педагогов, дети выбрали наиболее продуктивные виды деятельности.[1]
По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, были составлены рабочие программы по направлениям. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе, или в учреждении культуры мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. некоторые дети записаны на несколько занятий.
В результате было составлено расписание внеурочной деятельности в школе.
В Федеральном стандарте предлагается пять направлений развития личности детей, что мы и постарались включить в учебно-воспитательный план через реализацию следующих направлений:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное.
Я веду объединение внеурочной деятельности согласно социального запроса родителей, интересов и склонностей детей. На примере реализации одного объединения, представлю методику своей работы. Данное объединение наиболее заинтересовало учащихся и их родителей. На ряд занятий дети приходили с родителями и совместно работали. Именно поэтому на примере работы объединения «Мы вместе» представлю систему работы.
Занятия этого объединения позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей Курской области, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в с. Становое).
Работая в объединении, деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. На моих занятиях учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Планируя работу в данном направлении , мною поставлена перед учениками цель:
- развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, через приобретение дополнительных знаний по трудовому обучению, полагая в основу своей работы любовь и уважение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Реализация поставленной цели может быть полностью достигнута при решении задач:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. [4]
Работая в данном направлении второй год, считаю, что цель в основном достигается поэтапно: в классе сложился сплочённый коллектив, где ребята не отказывают друг другу в помощи, очень увлечённо выполняют групповые работы, оценивая свой вклад в общее дело. Выполняемая работа требует терпения, взаимовыручки, трудолюбия, что ребята по прошествии полутора лет демонстрируют на занятиях. Конечно, детей больше всего заинтересовывает конечный продукт своего труда, творческие способности детей безграничны.
Выставки детских работ проходят как на базе школы, так и на окружном и муниципальном уровне. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников, стендов школы.
При проведении занятий использую информационные технологии, которые позволяет повысить качество внеурочной деятельности:
-использую компьютерные презентации;
-провожу тестирования с использованием компьютерных программ;
-использую информационные ресурсы не только как наглядность, но и для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков, контроля усвоения материала;
-участвую вместе с детьми в различных конкурсах;
-выхожу вместе с детьми в Интернет для поиска и использования информации в учебном процессе.
Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся средней школы.
Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий, которые заложены в требованиях стандарта второго поколения.
Итак, внеурочная деятельность – это здорово (да ещё когда позволяет занимаемая площадь, условия, материальная база)… внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. [3]
Детское творчество неисчерпаемо.
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
Таким образом хочу сделать вывод о том, что внеурочная деятельность играет важную роль в повышении качества образования. В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.
Список литературы:
1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
3. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.
4. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.