ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011 г. №2357).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».
4. Программа составлена с использованием разработки пропедевтического курса Е.В.Алексеевой «Физика вокруг нас», Журнал
«Физика – Первое сентября», (№12/2013)
Цели изучения учебного предмета, курса
1. Вызвать интерес и стойкую мотивацию изучения физики в основной и старшей школе;
2. Ознакомить с элементарной терминологией и научить использовать физические термины в устной речи;
3. Усвоить знания об окружающем мире;
4. Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.
Задачи изучения учебного предмета, курса
1. Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
2. Развивать логичность и самостоятельность мышления;
3. Воспитывать научную культуру: показать, что мир познаваем, что физические явления могут быть объяснены с помощью известных
физических законов;
4. Развитие навыков групповой работы;
5. Развитие интеллектуальных процессов.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год 34 часа Количество часов в неделю 1 час
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Занимательная физика» являются следующие умения и качества:
• определять, высказывать, оценивать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• слушать и понимать речь других,
• проявлять интерес к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная физика» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать цель
деятельности;
• проговаривать последовательность действий;
• рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;
• формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта);
• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• проводить и оценивать результаты простейших физических опытов и экспериментов;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• использовать простейшие физические величины в жизни;
• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Виды деятельности |
1 |
Физика и мир, в котором мы живем. Основные термины |
Презентация курса (вводное занятие) Инсценировка |
Художественное творчество |
2 |
Строение вещества. Диффузия. Три состояния вещества. |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
3 |
Физические величины. |
Практическое занятие |
Игровая деятельность |
4 |
Практическая работа №1. «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки». |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
5 |
Инерция и инертность |
Круглый стол Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
6 |
Масса. Интерактивная практическая работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
7 |
Объем тела. Плотность. |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
8 |
Интерактивная практическая работа №3 «Измерение объема твердого тела» |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
9 |
Игра по материалам темы №1 «Введение. Мир, в котором мы живем». |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
10 |
Обобщающее занятие по теме №1 «Введение. Мир, в котором мы живем» |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
11 |
Механическое движение |
Работа в группах |
Фронтальная и индивидуальная работа |
12 |
Путь. Практическая работа №4 «Исследование траектории движение и измерение ее длины» |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
13 |
Скорость. Скорость в природе. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
14 |
Силы в природе |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
15 |
Вклад Исаака Ньютона в развитие науки. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
16 |
Деформация и ее виды. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
17 |
Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
18 |
Сила тяжести на других планетах. Космос. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
19 |
Вклад Юрия Гагарина в развитие космонавтики. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
20 |
Трение и мы. Виды трения. Обтекаемая форма тел |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
21 |
Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
22 |
Сила Архимеда. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
23 |
Условия плавания тел. Воздухоплавание. |
Работа в парах |
Игровая деятельность |
24 |
Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
25 |
Смачивание и несмачивание. Капилляры. |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
26 |
Игра по материалам темы №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе». |
Практическое занятие |
Игровая деятельность |
27 |
Обобщающее занятие по теме №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе» |
Круглый стол |
Досуговое общение |
28 |
Тепловые явления и их наблюдение. |
Практическое |
Игровая |
|
Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. |
занятие |
деятельность |
29 |
Практическая работа №5 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости». |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
30 |
Как можно нагреть тело? Способы теплопередачи в природе и деятельности человека. |
Круглый стол |
Игровая деятельность |
31 |
До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина». |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
32 |
Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №7 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов». |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
33 |
Особенности теплового расширения воды. Свойства воды |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
34 |
Итоговое занятие. |
Урок-игра |
Игровая деятельность, Проблемноценностное общение |
|
Итого за год – 34 часа |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименования разделов и тем |
Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем |
|
1 |
Физика и мир, в котором мы живем. Основные термины |
2 |
Строение вещества. Диффузия. Три состояния вещества. |
3 |
Физические величины. |
4 |
Практическая работа №1. «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки». |
5 |
Инерция и инертность |
6 |
Масса. Интерактивная практическая работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
7 |
Объем тела. Плотность. |
8 |
Интерактивная практическая работа №3 «Измерение объема твердого тела» |
9 |
Игра по материалам темы №1.«Введение. Мир, в котором мы живем» |
10 |
Обобщающее занятие по теме №1 «Введение. Мир, в котором мы живем» |
Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе |
|
11 |
Механическое движение |
12 |
Путь. Практическая работа №4 «Исследование траектории движение и измерение ее длины» |
13 |
Скорость. Скорость в природе. |
14 |
Силы в природе |
15 |
Вклад Исаака Ньютона в развитие науки. |
16 |
Деформация и ее виды. |
17 |
Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. |
18 |
Сила тяжести на других планетах. Космос. |
19 |
Вклад Юрия Гагарина в развитие космонавтики. |
20 |
Трение и мы. Виды трения. Обтекаемая форма тел |
21 |
Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике |
22 |
Сила Архимеда. |
23 |
Условия плавания тел. Воздухоплавание. |
24 |
Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. |
25 |
Смачивание и несмачивание. Капилляры. |
26 |
Игра по материалам темы №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе». |
27 |
Обобщающее занятие по теме №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе» |
Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека |
|
28 |
Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. |
29 |
Практическая работа №5 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости». |
30 |
Как можно нагреть тело? Способы теплопередачи в природе и деятельности человека. |
31 |
До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина». |
32 |
Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №7 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов». |
33 |
Особенности теплового расширения воды. Свойства воды |
34 |
Итоговое занятие. |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректирован ные (фактические) сроки прохождения |
|
Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем |
||
1 |
Физика и мир, в котором мы живем. Основные термины |
02.09 |
|
2 |
Строение вещества. Диффузия. Три состояния вещества. |
09.09 |
|
3 |
Физические величины. |
16.09 |
|
4 |
Практическая работа №1 «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки». |
23.09 |
|
5 |
Инерция и инертность |
30.09 |
|
6 |
Масса. Интерактивная практическая работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
07.10 |
|
7 |
Объем тела. Плотность. |
14.10 |
|
8 |
Интерактивная практическая работа №3 «Измерение объема твердого тела» |
21.10 |
|
9 |
Игра по материалам темы №1 «Введение. Мир, в котором мы живем» |
28.10 |
|
10 |
Обобщающий урок по теме №1 «Введение. Мир, в котором мы живем» |
11.11 |
|
|
Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе |
||
11 |
Механическое движение |
18.11 |
|
12 |
Путь. Практическая работа №4 «Исследование траектории движение и измерение ее длины» |
25.11 |
|
13 |
Скорость. Скорость в природе. |
02.12 |
|
14 |
Силы в природе |
09.12 |
|
15 |
Вклад Исаака Ньютона в развитие науки. |
16.12 |
|
16 |
Деформация и ее виды. |
23.12 |
|
17 |
Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. |
13.01 |
|
18 |
Сила тяжести на других планетах. Космос. |
20.01 |
|
19 |
Вклад Юрия Гагарина в развитие космонавтики. |
27.01 |
|
20 |
Трение и мы. Виды трения. Обтекаемая форма тел |
03.02 |
|
21 |
Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике |
10.02 |
|
22 |
Сила Архимеда. |
17.02 |
|
23 |
Условия плавания тел. Воздухоплавание. |
03.03 |
|
24 |
Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. |
10.03 |
|
25 |
Смачивание и несмачивание. Капилляры. |
17.03 |
|
26 |
Игра по материалам темы №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе». |
31.03 |
|
27 |
Обобщающий урок по теме №2 «Движение и взаимодействие тел. Силы в природе». |
07.04 |
|
Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека |
|||
28 |
Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. |
14.04 |
|
29 |
Практическая работа №5 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости». |
21.04 |
|
30 |
Как можно нагреть тело? Способы теплопередачи в природе и деятельности человека. |
28.04 |
|
31 |
До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и |
05.05 |
|
|
отвердевания парафина». |
|
|
32 |
Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №7 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов». |
12.05 |
|
33 |
Особенности теплового расширения воды. Свойства воды |
19.05 |
|
34 |
Итоговое занятие. |
26.05 |
|
Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании
№ п/п |
Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) |
Отметка о согласовании с администрацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей начальных классов от 31.08.2016 № 01
Руководитель ШМО учителей начальных классов
______________ (Чернышёва Т.В.)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ (Ниненко Н.В.) Дата: 31.08.2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.