Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
города Коряжмы» Архангельской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры педагогическим советом школы.
учителей начальных классов. Протокол № 1 от «30» августа 2020 г.
Протокол № 1 от « » августа 2020г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Радуга творчества»
Классы: 2 -3 классы
Период реализации программ: 2020-2022 уч.г.
Авторы-составители программы:
Субботина Лариса Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020-2022 г.
Программа кружка «Радуга творчества»
Программа кружка «Радуга творчества»
1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Радуга творчества» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часов в учебном году, курс носит интегрированный характер.
Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа кружка «Радуга творчества» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают виды швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
1.1 Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п., интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
1.2 Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “ Радуга творчества ”
Иметь представление: - о проектной деятельности в целом и её основных этапах; - о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная, композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать: - правила ТБ; - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла, контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль, приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов;- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;- способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь: - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - читать простейший чертёж (эскиз); - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т. д.).
Общетрудовые умения:Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, схему.
С помощью учителя:- выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения;- доказывать своё мнение.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Всего часов |
|
|
1 |
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
|
|
2 |
Аппликация из бумаги «Клубничка». |
1 |
|
|
3 |
Цветы из салфеток «Гвоздика. Одуванчик.». |
1 |
|
|
4 |
Геометрическая мозаика «Собака», «Мышка». |
1 |
|
|
5 |
Пластическая аппликация из мятой бумаги «Груша», «Яблоко». |
1
|
|
|
6 |
Игрушка –сувенир «Белка». |
1 |
|
|
7 |
Игрушка – сувенир «Мишутка» |
1 |
|
|
8 |
Игрушка – сувенир «Зайка». |
1 |
|
|
9 |
«Мышка-коробочка» из картона. |
1 |
|
|
10 |
Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. «Цветы» -выклеивание из ниток. |
1
|
|
|
11 |
Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. |
1 |
|
|
12 |
Игрушка-сувенир из ниток «Колобок». |
1 |
|
|
13 |
Игрушка-сувенир из ниток «Мохнатый домовенок». |
1
|
|
|
14 |
Игрушка-сувенир из ниток «Утенок». |
1 |
|
|
15-16 |
Сувениры из ткани. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов. |
2
|
|
|
17-18 |
Сувениры из ткани. Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). |
2
|
|
|
19-20 |
Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». |
2
|
|
|
21-22 |
Сувенир из ткани и меха «Сова». |
2 |
|
|
23-24 |
Аппликация из ткани. «Цветы в вазе из драпа». |
2 |
|
|
25 |
Панно «Цветы из атласной ленты». |
1 |
|
|
26 |
Сувенир «Грелка-петушок из сукна». |
1 |
|
|
27 |
Сувенир из ткани. «Игольница-подушка». |
1 |
|
|
28 |
Сувенир из ткани «Матрешка». |
1 |
|
|
29 |
Сувенир из ткани «Лошадка». |
1 |
|
|
30 |
Мягкая игрушка «Котёнок» |
1 |
|
|
31 |
Беседа об истории лоскутной техники. Шитьё коврика из различной ткани. |
1 |
|
|
32 |
Беседа об истории вязания на спицах. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление игрушки «Тюлень». |
1 |
|
|
33 |
Подведение итогов. Выставка работ и защита проектов. |
1 |
|
|
|
Итого: 33
|
33 ч |
|
|
|
|
|
|
|
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. |
|
2 |
Аппликация из бумаги «Клубничка». Плетение прямых полос. |
|
3 |
Цветы из салфеток «Гвоздика. Одуванчик.». Вырезание, сминание. |
|
4 |
Геометрическая мозаика «Собака», «Мышка». Плоскостные композиции из бумаги. Геометрическая мозаика |
|
5 |
Пластическая аппликация из мятой бумаги «Груша», «Яблоко». Плоскостные композиции из бумаги. Пластическая аппликация из мятой бумаги. |
|
6 |
Игрушка –сувенир «Белка». Игрушки - сувениры из бумаги и картона. |
|
7 |
Игрушка – сувенир «Мишутка.» Игрушки - сувениры из бумаги и картона |
|
8 |
Игрушка – сувенир «Зайка». Игрушки - сувениры из бумаги и картона. |
|
9 |
«Мышка-коробочка» из картона. Конструирование из картона. |
|
10 |
«Цветы» -выклеивание из ниток. Вводное занятие. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Приёмы обращения с нитью. Выклеивание из ниток на основу картона. |
|
11 |
Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. |
|
12 |
Игрушка-сувенир из ниток «Колобок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. |
|
13 |
Игрушка-сувенир из ниток «Мохнатый домовенок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. |
|
14 |
Игрушка-сувенир из ниток «Утенок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. |
|
15 |
Сувениры из ткани. Техника выполнения ручных швов. Сувениры из ткани. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.Техника выполнения ручных швов: “вперед иголку”, “петельный”, шов “через край”. |
|
16 |
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Сувениры из ткани. Изготовление салфетки с бахромой. |
|
17 |
Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Раскрой материала |
|
18 |
Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». (продолжение работы). Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Соединение деталей. |
|
19 |
Сувенир из ткани и меха «Сова». Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Раскрой материала. |
|
20 |
Сувенир из ткани и меха «Сова». (продолжение работы). Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Соединение деталей. |
|
21 |
Аппликация «Цветы в вазе из драпа». Аппликация из ткани. |
|
22 |
Панно «Цветы из атласной ленты». Панно и картины в подарок. |
|
23 |
Сувенир «Грелка-петушок из сукна». Сувениры из ткани. Раскрой материала. |
|
24 |
Сувенир «Грелка-петушок из сукна». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Соединение деталей. |
|
25 |
Сувенир «Игольница-подушка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей |
|
26 |
Сувенир «Игольница-подушка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. |
|
27 |
Сувенир «Матрешка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. |
|
28 |
Сувенир «Матрешка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. |
|
29 |
Сувенир «Лошадка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. |
|
30 |
Сувенир «Лошадка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. |
|
31 |
Мягкая игрушка «Котёнок» Сувениры из меха. Раскрой материала. Мягкая игрушка |
|
32 |
Мягкая игрушка «Котёнок». (продолжение работы). Сувениры из меха. Мягкая игрушка Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. |
|
33 |
Шитьё коврика из различной ткани. Беседа об истории лоскутной техники. Шитьё коврика из различной ткани. |
|
34 |
Вязание на спицах. Беседа об истории вязания на спицах. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление игрушки «Тюлень». |
|
|
Подведение итогов. Подведение итогов. Выставка работ и защита проектов. |
|
Учебно-методическое обеспечение.
Геронимус Т. М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
Геронимус Т. М. “150 уроков труда в 1-4 классах ” - М., Новая школа,1994 г. ;Тула: издательство АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т. М. “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах” - М., Новая школа,1994 г. ;Тула: издательство АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т. М. “Работаем с удовольствием” - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.
Колесник С. В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.
Список литературы.
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т. А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т. М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е. А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”- М. ,1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9. Перевертень Г. И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
10. Симоненко В. Д. “Технология” - М., 2001 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.