Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13»
Согласовано Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор школы
________________ _____________
Павкович Е.Г / Смолов В./
Приказ №87 от 30.08.2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей с ОВЗ
«Каплиграфика»
(общекультурное направление)
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
Данилочкина Н.В
учитель начальных классов
с. Карапсель
2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфия» разработана на основе:
1. Примерной программы НОО по изобразительному искусству
Авторы:И.А Лыкова «Цветные ладошки»
Издательство:«Карапуз-Дидактика»
Год издания: 2018г.
2. Авторская рабочая программа «Изобразительное искусство».
Авторы::Неменский Б.М. и др..
Издательство:Москва, «Просвещение».
Год издания: 2018.
3. Образовательная программа ООО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 56 от 25 апреля 2016г.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской и примерной не предусмотрены.
Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»
Цель:Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
*развивать художественный вкус пространственное воображение, память, творчество и фантазию
*обучатьразным приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
*воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»
Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Часто это явление встречается у детей школьного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи. Данная проблема характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. М.М.Кольцова отмечает, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с разными проблемами, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу три задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма, развитию речи.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Описание места курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника с ОВЗ и закладывает основы развития речи,творчества и художественного мышления. Программа дополнительного образования построена так, чтобы через нетрадиционные методы рисования отлично сочетались с комплексной коррекцией речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционной развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов рисования , направленны на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования дает возможность для развития мелкой моторики итворческих способностей детей с ОВЗ.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:
- определять причины успеха и неудачи в деятельности;
- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-Осознание личности как гражданина России, общества:
- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения
Метапредметные результаты:
Познавательные
*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии.
*Владеть общим приемом решения поставленных задач:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,
с указанием количества часов и планируемых результатов.
I.Цветоведение.(8ч)
В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.
Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученикнаучится:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;
Ученикполучитвозможностьнаучиться:
• верно держать лист бумаги, карандаш;
• правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
• смешивать разные краски для получения другого цвета
• работать сакварелью,гуашью
II.Нетрадиционные техники рисования (18ч)
Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы. рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манке. Купаем картинку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
• развивать фантазию, воображение,кисти рук и пальцев;
• развивать речь.
• рисовать рисунки в нетрадиционных техниках
• пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
Ученик получит возможность научиться:
• подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
• рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.
Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
• рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства
• различать техники декоративно-прикладного искусства;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
• познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования
Ученик получит возможность научиться:
• подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д
СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ п\п |
Содержание курса |
Наименованиетемы |
Общее количество часов |
Из них |
|
Теоретические часы |
Практические часы |
||||
1. |
I |
Цветоведение |
8ч |
2ч |
6ч |
2 |
II |
Нетрадиционные техники рисования |
18ч |
4ч |
14ч |
3 |
III |
Декоративно-прикладное искусство |
7ч |
1ч |
6ч |
4 |
I-III |
Выставка лучших работ |
|
|
1ч |
|
|
ИТОГО |
34ч |
9ч |
25ч |
Форма организации внеурочных занятий
Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- комбинированное занятие;
-выставки;
-участие в конкурсах;
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося.
|
Дата проведения |
Коррекционно- развивающая работа |
|
|||||
планируемая |
фактическая |
|
|||||||||
Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч) Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом Задачи: -развивать творческие способности в области цвета -применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета -воспитывать аккуратность и терпение.
|
|
||||||||||
1 |
Колористика и цвет |
теория |
Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными, гуашевыми). |
02.09 |
|
Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. |
|
||||
2 |
Природа цвета и света |
практика |
Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета |
09.09 |
|
Развитие мелкой моторике рук |
|
||||
3 |
Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве. |
практика |
Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте. |
16.09 |
|
Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
|
|
||||
4 |
Цвет и эмоции |
практика |
Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного |
23.09 |
|
Развития эмоциональнльного фона ребёнка |
|
||||
5 |
Символикацвета. |
практика |
Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали |
30.09 |
|
Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
|
|
||||
6 |
Три основные краски, строящие многоцветие мира |
теория |
Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок. |
07.10 |
|
Развития внимания и воображения.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
|
|
||||
7 |
Цветовые гармонии. Цветовой круг. |
практика |
Научиться рисовать цветовой круг. Различать все оттенки красок в цветовом круге. |
14.10 |
|
Развития воображения и мышления |
|
||||
8 |
Цвет в живописи. |
практика |
Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать пейзажи русских художников. |
21.10 |
|
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи |
|
||||
Нетрадиционные техники рисования18ч (теории 4ч,практики14ч) Цель: раскрытия творческих способностей через нетрадиционное рисование. Задачи: -познакомить детей с различными приёмами нетрадиционного рисования. -применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности -воспитывать аккуратность,терпение |
|
|
|
30.10 |
|||||||
9 |
Изображение и реальность |
теория |
Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках |
28.10 |
|
Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
|
|
||||
10 |
Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи |
практика |
Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо»
|
11.11 |
|
Развитие зрительной памяти и творческого воображения |
|
||||
11 |
Для художника любой материал может стать выразительным |
теория |
Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений |
18.11 |
|
Развитие зрительного восприятие формы, цвета, величины предметов; . |
|
||||
12 |
Рисование по мокрому листу с помощью капель |
практика |
Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями используя акварельными красками . |
25.11 |
|
Развитие глазомера и воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом |
|
||||
13 |
Рисование пальцами и ладонями. |
практика |
Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками |
02.12 |
|
Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
|
|
||||
14 |
Рисуем клеем |
практика |
Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками |
09.12 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
15 |
Томпонирование. |
практика |
Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть |
16.12 |
|
Планирование; пространственные представления и глазомер;
|
|
||||
16 |
Рисование брызгами (набрызг). |
практика |
Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами |
23.12 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
17 |
О чем и как рассказывает искусство. Художественно-выразительные средства |
теория |
Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства |
13.01 |
|
Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
|
|
||||
18 |
Кляксография. |
практика |
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки |
20.01 |
|
Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему |
|
||||
19 |
Рисунок Штриховка.
|
практика |
Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки |
27.01 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
20 |
Ниткография. |
практика |
Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор. |
03.02 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
21 |
В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?) |
теория |
Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж |
10.02 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
22 |
Коллаж. |
практика |
Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир» |
24.02 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
23 |
Фраттаж |
практика |
Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес» |
03.03 |
|
Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему |
|
||||
24 |
Граттаж |
практика |
Выполнить картину в технике граттаж «Удивительный космический мир» |
10.03 |
|
Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
|
|
||||
25 |
Монотипия |
практика |
Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения |
17.03 |
|
Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему |
|
||||
26 |
Гравюра |
практика |
Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса» |
31.03 |
|
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи |
|
||||
Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч) Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства. Задачи: -расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве. -формировать художественный вкус детей. -воспитывать аккуратность, терпение. |
|
||||||||||
27 |
Народные промыслы России. Городецкая роспись |
теория |
Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи. |
07.04 |
|
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи |
|
||||
28 |
Гжель |
практика |
Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель. |
14.04 |
|
Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему |
|
||||
29 |
Филимоновская игрушка. |
практика |
Вылепить из пластилинафилимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком |
21.04 |
|
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;
|
|
||||
30 |
Хохлома |
практика |
Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома» |
28.04 |
|
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи |
|
||||
31 |
Русская матрешка |
практика |
Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры |
05.05 |
|
Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
|
|
||||
32 |
Русскийпряник. |
практика |
Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками |
12.05 |
|
Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
|
|
||||
33 |
Игрушки - свистульки |
практика |
Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком |
19.05 |
|
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи |
|
||||
Выставка 1ч |
|
|
|||||||||
34 |
Выставка рисунков |
практика |
Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству |
26.05 |
|
Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему |
|
||||
Список литературы
1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007
7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г
8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.
9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.
10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.
12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-
прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.
14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,
конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007
15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.
Дубровская, 2004
17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.