Харченко Яна Сергеевна
Преподаватель информатики
ГАОУ МО СПО «Кандалакшский индустриальный колледж»
«Внеурочная работа по информатике и ИКТ»
Сегодня мне хочется поделиться с Вами опытом работы по организации внеурочной работы со студентами ГАОУ МО СПО «Кандалакшский индустриальный колледж», изучающих информатику.
Очень часто мы сталкиваемся с нежеланием студентов уделять достаточное количество времени на подготовку домашних заданий, связанных с решением задач, подготовкой какого-либо материала по теме и т.д. А ведь видно, что ребенок может и учиться, и работать дома, но ленив, безынициативен, то есть ко всему относится спустя рукава.
О таком ребенке говорят: немотивирован…
В литературе по психологии дается не менее 50 определений мотива, мотивации, но все они сводятся к тому, что мотивация (от лат. «двигать»)- общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.
Я создаю условия для мотивации обучающихся к внеурочной деятельности через:
-Интеллектуальные игры. Некоторые итоговые занятия я провожу во внеурочное время в форме игры с целью углубления, осмысления и закрепления материала. На таких занятиях активизация обучающихся выражается в устных ответах, суждениях. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности. (Приложение № 1.Организация игры «Поле чудес». Фотографии. Приложение № 2. Конспект игры).
-Предметные олимпиады, заочные всероссийские олимпиады с целью научить применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Показателем результативности работы по данному направлению является позитивная динамика личных достижений обучающихся в предметных олимпиадах, во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество», который ежегодно проводит Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», в номинации «Информатика». (Приложение № 3. Достижения обучающихся в предметных олимпиадах, во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество», который ежегодно проводит Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», в номинации «Информатика»).
-Чемпионаты, участие в которых направленно на повышение интереса к предмету, активизации познавательной деятельности. Показателем результативности работы по данному направлению является динамика личных достижений обучающихся в чемпионате. (Приложение № 4. Динамика личных достижений обучающихся в чемпионате).
-Проектную и исследовательскую деятельность. С целью создания условий для выявления и поддержки способных студентов, развития их интеллектуальных, творческих способностей, поддержки исследовательских интересов обучающихся разработала программу по организации исследовательской деятельности обучающихся «Исследователь». (Приложение №5. Результаты работы программы по организации исследовательской деятельности студентов).
-Социальную сеть. В социальной сети «Вконтакте» мною создана группа колледжа (https://vk.com/club26457080) с целью продолжения процесса обучения за пределами колледжа.
В группе выкладывается расписание, информация для абитуриентов, материал по пройденным в колледже мероприятиям.
С целью предоставление доступа обучающихся, пропускающих учебные занятия по причине болезни, к информационно-образовательным ресурсам- преподавателями выкладываются методические рекомендации (и не только по информатике), учебники.
Так же в группе размещаются ссылки на интересные материалы, группы как для преподавателей, так и для студентов. (Приложение № 6. Скриншот группы).
-Экскурсии, касающиеся некоторых разделов информатики, например такой как «Информационные процессы».
В октябре этого года я посетила с обучающимися экскурсию под названием «Прыжок в прошлое», цель которой показать и рассказать обучающимся о том, как древние люди хранили и передавали информацию (зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер). С другой стороны, хочется, чтобы мои обучающиеся выросли разносторонними, увлекающимися людьми, способным оценить красоту нашего мира, увидеть прелести нашей Родины, понять, как богата и интересна наша земля. (Приложение № 7. Организация экскурсии. Фотографии).
-Визуальное программирование, то есть через создание программ путем манипулирования графическими объектами вместо написания кода в текстовом виде.
Цель подобного обучения программированию – это формирование интереса обучающихся к инженерно-технологическому образованию в области ИТ-сферы (в частности программирования). Одной из таких сред визуального программирования является-Kodu. Преимуществом данной среды является возможность визуализации написанного сценария, что позволяет установить соответствие между планируемыми действиями исполнителя и его реальным поведением.
Преимуществом данной среды является возможность визуализации написанного сценария, что позволяет установить соответствие между планируемыми действиями исполнителя и его реальным поведением.
Дружественный интерфейс среды:
1. мотивирует к конструированию различных миров: выбору объектов и среды их обитания, моделированию поведения объектов, условий действий, отношений между разными объектами и т.п;
2.помогает получать первоначальный опыт работы с базовыми алгоритмическими структурами: при программировании в Kodu выбираются визуальные фрагменты для условия (when) и действия (do);
3.позволяет установить соответствие между планируемыми действиями исполнителя и его реальным поведением.
(Приложение № 8. Организация работы студентов по изучению визуального языка программирования).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: при правильно подготовленной внеурочной деятельности можно наблюдать эффективность использования различных активных методов обучения и увеличение мотивации к изучению информатики.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.