«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»
Оценка 4.8

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.05.2018
«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»
Статья Для воспитателей группы продленного дня, как анализ работы по внеурочной деятельности. В этой статье выясняется роль внеурочной деятельности в образовательной системе в рамках ФГОС. Описаны некоторые особенности организации внеурочной деятельности, о возможностях внеурочной деятельности. Также я привожу пример работы по внеурочной деятельности своей школыСтаья о внеурочной деятельности пригодится для написания работы для повышения квалификации
Статья о внеурочной деятельности.docx
«Внеурочная деятельность как часть учебно­воспитательного процесса»           Содержание 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Список используемой литературы 2 Введение. В   наше   время   в   России   происходят   большие   изменения   в   создании условий   с   целью   формирования   личности   школьника.   Нынешнему   ребёнку приходится   находиться   в   огромном   социальном   и   информационном пространстве, которое не имеющем чётких внутренних и внешних границ. На него   оказывают   воздействие   потоки   информации   из   телевидения, компьютерных   игр,   интернета,   кино   и   т.д.   Данные   источники   не   всегда оказывают воспитательное воздействие на ребёнка, поэтому в решении задач по   социализации   и   воспитанию   школьников,   их   всестороннего   развития большое значение отводится организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС   общего   образования.   Согласно   государственному   образовательному стандарту   второго   поколения   (ФГОС­2), являетсянеотделимой частью образовательного процессав школе.   внеурочная   деятельность Для детей и их родителей важно, чтобы полученное образование было личностно   ориентированным   и   более   жизненным.   Несомненно,   что   только лишь   базовое   образование   не   может   решить   данную   проблему.   Вследствие этого   очень   важно   умело   и   эффективно   использовать   колоссальные   благодаря   которому возможности   дополнительного   образования, обучающийся   получает   реальную   возможность   определить   свой   личный образовательный путь, самому выбирать наиболее близкий его интересам вид деятельности. 3 Целью   этой   работы   выяснить   роль   внеурочной   деятельности   в формировании   личностных   качеств   обучающегося   в   системе   образованияв рамках ФГОС.  Глава1.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт рассматривает   внеурочную   деятельность   как   неотделимую   часть образовательного   процесса   для   создания   целостного   образовательного пространства школы с целью роста качества образования и осуществления процесса становления личности школьника в различных развивающих средах. Внеурочная деятельность – это составная часть учебно­воспитательного процесса и одна из форм организации свободного от учебных занятий времени обучающихся. Сегодня внеурочная деятельность понимается главным образом как   деятельность,   которая   организуется   во   внеурочное   время   с   целью удовлетворения   потребностей   обучающихся   в   организованном   досуге,   их участии в общественно полезной деятельности и самоуправлении. Вся система внеурочной деятельности должна объединить в целостный процесс образование, воспитание, здоровьесбережение и развитие, а вместе с тем отражать специфику целей и задач школы, обеспечить содержательную и структурную   преемственность   предметов,   предназначаться   для   создания гибкойсистемы   в   осуществления   индивидуальных   творческих   интересов личности. Также внеурочная деятельность способствует решению ещё одной важной   задачи,   заключающейся   в   расширении   культурного   пространства школы. В данной области знакомство обучающегося с ценностями культуры совершается с учётом его микросоциума, его личных интересов. 4 Таким   образом,   для   педагогов­предметников   внедрение   внеурочной деятельности обусловлено тем, что: ­  по   новым   стандартам   школа   обязана   предоставить   обучающемуся возможность   выбрать   из   предложенных   занятий   те,   которые   отвечают   его интересам   и   направлены   на   развитие   школьника.   Для   этого   необходимо разрабатывать программы различных секций, кружков, объединений; ­  повышает   мобильность,   творческую   активность   и   компетентность педагога; ­  так   как   дети   посещают   занятия   внеурочной   деятельности  по собственному желанию, и для их проведения администрация школы вправе приглашать   специалистов   со   стороны,   то   создаются   условия   для педагогической   конкуренции,   которая   влечёт   за   собой   необходимость повышать качество дополнительных образовательных услуг; Внеурочную деятельность нельзя использовать в качестве механической добавки к основному общему образованию, призванной возмещать недостатки работы с одарёнными или отстающими детьми. Для   проведения   внеурочных   занятий   применяются   различные   формы организации обучающихся. По степени применения и направленности каких­ либо   форм   для   решения   разных   воспитательных   задач   их   можно сгруппировать   на   общие,   универсальные   и   специальные.   В   зависимости   от массовости   обучающихся   формы   могут   использоваться   в   масштабе   всей школы, одном классе, в нескольких классах.  Внеурочная деятельность на уровне предметного содержания позволяет создавать условия для воспитания: ­ творческого отношения к труду, учению, жизни, трудолюбию; ­ патриотизма; ­ представлений об эстетических ценностях; 5 ­ ценностного отношения к прекрасному; ­ ценностного отношения к здоровью; ­ ценностного отношения к окружающей среде, природе. Вместе с задачами привития школьникам трудовых навыков и умений, эстетических знаний, приоритетными являются следующие направления: ­ применение межпредметных связей в развитии универсальных учебных действий и создании целостной картины мира; ­ развитие коммуникативной компетентности; ­  формирование   информационной   грамотности   современных школьников; ­  привитие навыков планировать, контролировать и оценивать учебные действия согласно поставленным задачам и условиям их выполнения; ­ освоение логических действий сравнения, синтеза, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно­следственных связей, классификации по признакам, отнесения к известным понятиям, построения рассуждений; ­  применение   знаково­символических   средств,   представления информации для создания моделей изучаемых процессов и объектов, схем для выполнения практических задач . При   разработке   программ   по   внеурочной   деятельности   главным направлением   становится   цель   слаженного   единства   познавательного, личностного,   социального   и   коммуникативного   развития   обучающихся, воспитание у них уважительного отношения к труду, интереса к активному познанию   семейных   традиций,   истории   материальной   культуры   своего   и других народов. План внеурочной деятельности является организационным механизмом  реализации основной образовательной программы  образования. План  внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и  потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. 6 Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для  закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания  программ учебных предметов, курсов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно­оздоровительное, духовно­ нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). План  внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и  структуру направлений, формы организации, объём. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей  образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством  сетевых форм их реализации. Реализация основной образовательной программы общего образования  осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии  возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное  учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных)  заданий, формируемых учредителем, использует  возможности образовательных учреждений дополнительного  образованиядетей, организаций культуры и спорта.  Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и  утверждает план внеурочной деятельности. Исследование   и   анализ   педагогической   литературы   показывают,   что цель и задачи внеурочной деятельности придают особый характер функциям единого   педагогического   процесса  –  развивающей,   воспитывающей   и обучающей. Что касается обучающей функции, то во внеурочной деятельности она не   имеет   такого   преимущества,   как   в   учебной   деятельности,   так   как выполняется   роль   вспомогательной   функции   для   более   результативного осуществления   развивающей   и   воспитывающей   функций.   Данная   функция внеурочной деятельности содержится не в развитии системы научных знаний, 7 учебных   навыков   и   умений,   а   в   обучении   детей   определённым   навыкам коллективной жизни, поведения, навыкам общения и прочему . Во   внеурочной   деятельности   огромное   значение   имеет   развивающая функция, которая заключается в развитии психических процессов школьника, в   обнаружении   невидимых   способностей,   развитии   интересов,   склонностей ребёнка. Заметив   во   время   занятий,   у   ребёнка   интерес   к   какому­либо   виду деятельности, педагог может предложить литературу, сообщить интересную дополнительную   информацию   по   данному   вопросу,   предложить   выполнить поручение   из   области   интересов   обучающегося,   то   есть   создать   условия, позволяющие   ребёнку   показать   свою   компетентность   по   рассматриваемой теме   и   получить   за   это   одобрение   сверстников.   Таким   образом,   педагог помогает ребёнку открыть новые возможности и укрепить его интересы. Школа должна создавать условия для педагогически организованного процесса   индивидуального   развития   ребёнка   при   помощи   внеурочной деятельности,   чтобы   навыки   и   знания,   получаемые   ребёнком,   имели действительно развивающий эффект, причём как раз для каждого ребёнка. Для решения данной задачи требуется создать следующие психолого­ педагогические   условия, развивающего образования:   обеспечивающие   действенный   комплекс ­ личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; ­ выстраивание личной траектории воспитанника; ­ полноценное общение ребёнка сосверстниками, младшими и старшими детьми; 8 ­развивающие педагогические технологии, соответствующие специфике возраста; ­предметно­пространственная  среда,  активизирующая  познавательную, игровую, физическую, коммуникативную и другие виды активности ребёнка; ­интенсивное введение в образовательныйпроцесс общеобразовательного  учебного заведения возможностей современных информационных технологий, дополнительного образования и внеурочной деятельности.  Остановимся на некоторых особенностях организации внеурочной  деятельности.  Внеурочная деятельность и дополнительное образование являются  добровольным выбором учащегося/родителя/ законных представителей  учащегося.  Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности.  Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные  занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не  более 50 минут в день для обучающихся 1 ­ 2 классов, и не более полутора  часов в день ­ для остальных классов. (СанПиН 2.4.2.2821­10.) План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет  состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной  деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей  образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно  разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в  соответствии с выбором участников образовательного процесса. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и  разновозрастных объединениях по интересам, а также индивидуально. 9 Внеурочная деятельность организуется через такие формы,  как экскурсии,кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты,  школьныенаучные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные  исследования, общественно полезные практики . Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и  внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной  программы начального общего образования определяет образовательное  учреждение. Внеурочная деятельностьв МБОУ СОШ №1с. Александров­Гай Саратовской области,педагогом   которой   я   являюсь,   осуществляется   на   основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности иобъединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся, что предусмотрено стандартами 2 поколения. Для   этого   в   МБОУ   СОШ   №1   ведется   работа   по   5   направлениям   с использованием следующих форм: кружки, спортивные секции, театральные студии, краеведческая работа, совет старшеклассников, совет затейников. В рамках внеурочной деятельности проводятся дни открытых дверей, научно­ практические   конференции,   концерты,   общественно­   полезные   практики, военно­ патриотические объединения. Спортивно­оздоровительное   направление реализуем   в   программах   «Ритм», «Спортивная карусель», «Настольный теннис», «Мини футбол». Повышенная   двигательная   активность   –   биологическая   потребность школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие Основное   внимание   этого   направления   уделяется   укреплению   здоровья, развитию   двигательных   способностей,   получению   теоретических   и практических знаний о здоровом образе жизни. 10 Общекультурное направление   представлено   программами   «Чудесная мастерская»,   «Театр   теней»,   «Ступени   творчества»,   «Город   мастеров»   и другие . Целью этих программ является раскрытие новых способностей обучающихся  в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого  человека. Общеинтеллектуальное направление  Ведущей   идеей   программ   является   поиск   способов   такой   организации учебного   процесса,   в   ходе   которого   произойдёт   освоение   механизма самостоятельного   поиска   и   обработка   новых   знаний   даже   в   повседневной практике взаимодействия с миром. «Веселый английский», «Волшебный мир – информатика», разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.   «Шахматы».   Формы   организации   работы   кружков Социальное   направление представлено   программой   «Психологическая азбука», «Школа безопасности». Проводились занятия с подготовительного этапа   –   адаптация   первоклассников,   продолжение   работы   ведётся   по становлению   личности.   Работа   проводится   в   форме   игр,   тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов. Туристко­краеведческое   направление   представлено   программой   «   Ал­Гай­ мой край», в ходе которого воспитывается любовь к родному краю, изучается история  района.  Формы проведения ­ посещение музея краеведения, встречи с прославленными земляками  и др. 11 Заключение Таким   образом,   изменения,   происходящие   в   современном   обществе, требуют развития новых педагогических технологий, способов образования, направленных   на   самостоятельность,   индивидуальное   развитие   личности, творческую   инициативу.   Значительным   становится   воспитание   истинно свободной личности, развитие у детей способности самостоятельно мыслить, находить и применять знания, хорошо взвешивать принимаемые решения и чётко планировать действия. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая   выбор,   свободно   проявляет   свою   волю,   раскрывается   как   личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для 12 него   вторым   домом,   что   даст   возможность   превратить   внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Список использованной литературы 1. Голованова, В. П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное   пособие.   /   В.   П.   Голованова.   Йошкар­Ола   :   ГОУ   ДПО   (ПК)   С «Марийский институт образования». 2015. 500 с. 2.   Григорьев,   Д.   В.   Внеурочная   деятельность   школьников. Методический   конструктор:   пособие   для   учителя   /   Д.   В.   Григорьев.   М.   : Просвещение. 2010.  223 с. (Стандарты второго поколения). 13 3.   Педагогический   словарь:   учеб.   пособие   для   студ.   высш.   учеб. заведений / под ред. В. И. Загрязинского, А. Ф. Закировой. М. : Академия. 2008. 352 с. 4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя   –   2­е   изд.   /   К.   Н.   Поливанова.   М.:   Просвещение.   2011.   192   с. (Работаем по новым стандартам). 5. Примерные программы внеурочной деятельности. ФГОС. Начальное и основное образование. М. : Просвещение. 2010. 111 с. 6. Проснякова, Т. Н. Творческая мастерская. / Т. Н. ПросняковаМ. : Просвещение. 2013. 176 с. 14

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»

«Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2018