«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
Оценка 5
Лекции
doc
классное руководство +1
Взрослым
19.08.2018
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
vneurochnaya_deyatelnost.doc
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания
ФГОС начального общего образования»
Воспитание является одной из важнейших составляющих
образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая
цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального
общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа
начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в
том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО,
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классноурочной и направленную на достижение планируемых
результатов, освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение
постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования
– целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения
посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно
образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXI
веке не растеряло духовнонравственное богатство предков?
Важным периодом в развитии и становлении личности является
начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается
воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего
школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов
на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных
ценностей и культурных традиций;
создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности,
ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый
ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребёнка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
развития опыта творческой деятельности, творческих способностей
детей.
Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность в
соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации
внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются
интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у
учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения,
самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности
младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися,
педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым,
содержательнодеятельностным и оценочнорезультативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной,
индивидуальной системами воспитания и дополнительного
образования школьников.
3. Принцип вариативности. Несколько направлений, форм и способов
организации внеурочной деятельности, представляющий для детей
реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в
ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах
деятельности.
4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги
поддерживают развитие творческой активности детей, желание
заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей
потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком
результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения
учебного заведения.
II. Содержание внеурочной деятельности
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную
деятельность по пяти направлениям развития личности детей
(общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовнонравственное
и спортивнооздоровительное).
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.
Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно
культивировать такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;
2) познавательную деятельность;
3) проблемноценностное общение;
4) досуговоразвлекательную деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую
деятельность);
7) трудовую (производственную) деятельность;
8) спортивнооздоровительную деятельность;
9) туристскокраеведческую деятельность.
10)
III. Организация внеурочной деятельности
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
1) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений,
потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее
результатов системы организации внеурочной деятельности в
образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
2) организационнодеятельностный, в рамках которого происходит создание и
функционирование разработанной системы внеурочной деятельности
посредством ее ресурсного обеспечения;
3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования
созданной системы.
Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра
видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое,
как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное
влияние на его развитие. Для младших школьников свойственна
неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие
деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых
потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.
В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято
выделять такие направления программ дополнительного образования:
1) художественноэстетическое;
2) физкультурноспортивное;
3) научнотехническое (техническое творчество);
4) туристскокраеведческое;
5) экологобиологическое;
6) научнопознавательное;
7) военнопатриотическое;
8) социальнопедагогическое;
9) культурологическое.
IV. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной
деятельности младших школьников.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с
предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа,
тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного
характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка
специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод
незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и
педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим,
что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую
(сущностную) характеристику счастья. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически
занимается поиском ответов на такие вопросы:
1. Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке
(клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
2. Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение
дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности
класса (школы)?
3. Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для
организации внеурочной деятельности своих воспитанников?
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых,
принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие
диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ,
неоконченный тезис и др.
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.