РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
историко- культурное направления
(модуль «Доноведение» )
Рабочая программа составлена на основе документов:
1. Программа вариативноно курса «Доноведение» 6 класса (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)
2. Базисный учебный план.
Программа рассчитана на 34 учебных недель (34 часов в год, 1 учебный час в неделю)
6кл_доноведение.doc
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Каменский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Урывской СОШ
Приказ от 31 августа 2016 г. №201
___________________
М.С. Некрасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
историко культурное направления
(модуль «Доноведение» )
(указать учебный предмет, курс)
6 класс
Уровень общего образования (класс):
общее образование
Основное
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Бирючина Елена Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы Е.Ю.Сухаревской.Доноведение. Дополнительное образование: нор
матив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2014.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии) Рабочая программа составлена на основе документов:
Пояснительная записка
1. Программа вариативноно курса «Доноведение» 6 класса (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)
2. Базисный учебный план.
Программа рассчитана на 34 учебных недель (34 часов в год, 1 учебный час в неделю)
Перечень учебнометодического обеспечения.
1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2 4 класс, М.П.Астапенко,
Е.Ю. Сухаревская, 3е издание РостовнаДону «Баро Пресс» 2009 г.
2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс. Е.Ю. Сухаревская, Ростовна Дону «Баро – Пресс»2009г.
3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,
Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро –Пресс» 2008 г.
4.Электронное приложение «Доноведение» 14 класс, Е.Ю. Сухаревская
5.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.
Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и
адекватного понимания места человека в нём.
Цель курса:
1.Образовательные:
пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях
Донского края;
формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историкокультурном наследии и их
традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Задачи: 2. Развивающие:
развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной
истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о
культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные:
воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть
последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и
межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и
патриотизма.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как
общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности,
возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании
действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное
звено).
Ведущим из них является:
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природачеловекобщество» Особенностью
данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском
за счёт интеграции содержания.
Принцип целостности,
который достигается
крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности. Принцип культур сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения
к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и
необходимости их охраны.
Принцип спиралевидной.
Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На
самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Программа обучения в 34 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и
углубляя их.
Вся программа выстроена из 5 взаимосвязанных блоков:
Структура курса.
▪
▪
▪
▪
▪
Я и окружающий мир.
Природа Донского края.
Человек и природа.
Жизнь на Дону.
Яркие страницы истории земли Донской.
Виды коллективной учебной деятельности
парная работа (носящая односторонний характер сильный помогает отстающему; двусторонний характер
взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка)
групповая работа в малых группах (по 35 учащихся в каждой);
командные игры (класс делится на команды).
№
Тема раздела
Я и окружающий мир.
Природа Донского края.
Человек и природа.
1
2
3
4 Жизнь на Дону.
Итого:
Содержание программы. 2 класс (35 ч.)
Количество
часов
Число
5 ч.
18 ч.
4ч.
4 ч.
31 ч. №
Тема
1
С чего
начинается
Родина…
презентация
2 Школа светлая
гавань детства.
Кол
во
часов
1
1
1
Учебно – тематический план на 20142015 гг.
Число
Образовательные задачи
Виды
деятельности
Я и окружающий мир 2ч.
1.09
8.09
15.09
1.Познакомить с понятием «малая
Родина», с историей родного села
(города), улицы, на которой стоит
школа, историей школы.
1.Проект «История
моей улицы», «Улица
моего детства»
Жизнь на Дону – 1ч.
1.Познакомить с историей появления
родного города (села), его
достопримечательностями.
1.Составление
альбома о родном
городе(селе).
2.Выставка рисунков,
фотографий.
3.Праздничное
представление.
С днём
рождения,
родной город
(село)!
Экскурсия по
родному
городу (селу)
3
4
Я и окружающий мир 1ч.
Дорога от дома
до школы
(экскурсия)
1
22.09
1.Познакомить с правилами
безопасного поведения на улице:
–правила перехода через проезжую
часть;
сигналы светофора;
правила посадки и высадки из
общественного транспорта;
1.Игры «Мы на
проезжей части»,
«Мы пассажиры»
2.Рисование макета»
Мой путь от дома до
школы» с указанием
опасных мест. 5 Природа
(экскурсия)
«Учимся
наблюдать»
Викторина
«Живая и
неживая
природа
родного края»
Хутор и
природа
(экскурсия)
Что за дерево
такое?
презентация
Кустарники
презентация
6
7
8
9
10 Кустарники и
деревья
родного края.
(экскурсия)
Травушка
муравушка
11
дорожные знаки: «Дети»,
«Пешеходный переход» и др.
Природа Донского края – 10 ч.
29.09
1.Углубить понятия о живой и
неживой природе родного края.
6.10
1.Углубить понятия о живой и
неживой природе родного края.
13.10
1.Систематизировать знания детей о
природе родного города(села)
1.Познакомить с видами деревьев,
кустарников и трав родного края (3
4) вида.
2.Показать влияние растительного
мира на жизнедеятельность человека
(на примере растений родного края)
20.10
27.10
10.11
17.11
1.Наблюдение
предметов живой и
неживой природы.
1.Исследовательская
деятельность по
проблемам:
«Флора родного
города(села)»,
«Фауна родного года
(села)».
1.Игра «У кого детки
с этой ветки?»
1.Сбор трав и
изготовление
гербария.
2.Композиционное
панно из растений.
1.Исследовательская
деятельность по
1
1
1
1
1
1
1 12
Травушка
муравушка
(экскурсия)
13
Растения и мы.
презентация
1
1
24.11
1.12
14 Краски Тихого
1
8.12
Дона.
презентация
1.Обобщить и систематизировать
знания детей о разнообразии
растений и их значении в природе и
жизни человека.
2. показать на примере 34 видов
свойства лекарственных растений
Донской земли.
3.Воспитывать бережное отношение к
растениям родного края.
1.Научить определять времена года
по характерным для данной
местности признакам.
15 Моё имя,
отчество,
фамилия.
презентация
16 Что ты знаешь о
роде своём.
17 Обряды на
Дону.
презентация
1
1
1
Я и окружающий мир 2ч.
15.12
22.12
1.Рассмотреть происхождение имён и
фамилий на Дону.
2.Углубить понятие «семья».
3.Рассмотреть на основе знаний учся
понятие «семейная родословная»
Жизнь на Дону 3
12.01
1.Дать общее представление о зимних
обрядах на Дону.
проблемам» Дерево
моего края»,
«Кустарники моего
края»
1.Игра «Фитоаптека»
2.Изготовление
справочника
лекарственных трав.
1. Чтение стихов о
родном крае.
2.Рисование пейзажей
родного края.
1.Проекты «Моё
генеалогическое
древо», «Откуда моя
фамилия».
2. Мини – сочинение
«Любимый семейный
праздник».
1.Изготовление
новогодних игрушек;
маски для 18
19
Зимние обряды.
презентация
Зимние обряды
(праздничное
мероприятие)
20 Животный мир
Ростовской
области
(экскурсия)
21 Домашняя
мохнатая
азбука
1
1
1
1
19.01
26.01
Природа Донского края – 8ч.
02.02
1.Расширить представление о
животном мире родного края.
09.02
1.Расширить представления о
домашних животных родного края
(34 представителя каждого вида)
2. Показать необходимость
бережного отношения к домашним
питомцам, их охраны и защиты.
колядования, куклы –
Масленички.
1. Наблюдение за
животными в
природе, дома.
2.Посещение
краеведческого музея.
1. Изготовление
коллективного
альбома «Домашние
питомцы»
2.Исследовательская
деятельность по
проблеме «Это
животное …»
1. Наблюдение за
животными дома.
2.Минисочинение о
своём домашнем
животном.
1. Изготовление
книжкималышки
«Мой мохнатый друг»
1.Расширить и закрепить знания о
профессиях людей, занятых в
сельском хозяйстве РО.
2. Закрепить знания основных правил
содержания животных в домашних
условиях и ухода за ними.
1.Закрепить правила безопасного
обращения с животными.
22 Мой домашний
1
16.02
милый друг.
23 Правила
дружбы с
мохнатыми и
пернатыми.
презентация
Родные
просторы.
(экскурсия)
24
1
1
25.02
2.03
1.Познакомить с особенностями
поверхности родного края
(холмистая поверхность)
1.Наблюдение и
изучение форм
поверхности родного 25 Чем богаты
наши недра.
презентация
26 Что такое
почва?
27 Почва нам и
стол, и дом.
(экскурсия)
28
29
Рядом с домом
лес и луг, озеро
и речка.
(экскурсия)
30
31
Человек
хозяин
природы?
32
33
Спасём и
сохраним!
1
1
1
1
1
1
09.03
16.03
23.03
1.Пропедевтическое знакомство с
полезными ископаемыми родного
края.
1.познакомить с понятием «почва»,
её составом, образованием.
2. Проследить взаимосвязь с
растениями и животными сообществ.
06.04
13.04
Человек и природа 4 ч.
1.Познакомить с общими
представлениями о природных
сообществах.
20.04
27.04
1.Показать влияние человека на
природное сообщество.
04.05
11.05
1.Закрепить знания учся о влиянии
жизнедеятельности человека на
природу родного края.
края.
2. Игра «Помоги
кузнечику добраться
до дома»
1.Рисование
иллюстраций к
сказкам:
«Сказка о каменном
угле»,
«Кто главнее?»
1.Опыты:
исследование состава
почвы.
1.Наблюдение и
изучение
взаимосвязей
растений и животных
в природном
сообществе родного
края.
1. Наблюдение и
изучение
экологических
проблем природного
сообщества
1. Изготовление
рисунков, поделок,
посвящённых данной
тематике 1
18.05
25.05
1.Закрепить знания учся о влиянии
жизнедеятельности человека на
природу родного края.
1. Ролевое
представление.
театрализованное
34
35
Спасём и
сохраним!
(открытое
праздничное
мероприятие,
посвящённое
защите природы)
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: иметь представления:
Требования к уровню подготовки младших школьников
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края; знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области
родственные связи в семье;\
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(34 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (34 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; приводить примеры представителей животного мира родного края (34 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
правила поведения в общественных местах и на улице:
1. личностным универсальным учебным действиям
,
обеспечивающим ценностносмысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния
природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе
других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
2. Регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;—
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать
собственные знания и умения; — доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям
включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных
исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как
источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи
жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе,
истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе)
на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Формы подведения итогов:
анкетирование на тему «Мой край родной»;
участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
выставки творческих работ (рисунки, поделки, макеты)
Методическое обеспечение программы № Раздел или
тема
Формы
занятий
программ
ы
1
Я и
окружающ
ий мир
коллекти
вная
Приёмы и
методы
организации
учебно
воспитательного
(образовательного
) процесса (в
рамках занятия
объяснительно
иллюстративный;
экскурсия
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
Презентации,
рабочая тетрадь
«Доноведение» 2 класс,
Е.Ю. Сухаревская
Компьютер,
мультимедийн
ый проектор,
экран
2 Природа
Донского
края
экскурсия;
проект
работа в
малых
группах;
парная
работа
3 Человек и
природа
коллекти
вная;
групповая
исследовательская
деятельность;
экскурсия
Детские журналы:
«Юный натуралист»,
«Костёр», «Мурзилка»
газета «Домовёнок»
Презентации,
рабочая тетрадь
«Доноведение»
2 класс,
Е.Ю. Сухаревская
Таблицы, справочники,
Учебная литература
«Естествознание»
13 кл. !995г.
Н.Я.Дмитриева
4 Жизнь на
групповая
Дону
командные игры;
театрализованные
представления
Презентации,
фотографии, статьи из
газет
1.Проект
«История моей
улицы», «Улица
моего детства»
2. «Моё
генеалогическое
древо»
3.Тематическое
мини
сочинение.
1.Тематическая
выставка
рисунков;
2. Мини
сочинение.
Компьютер,
мультимедийн
ый проектор,
экран
Компьютер,
мультимедийн
ый проектор,
экран
1.Ролевое
театрализован
ное
представление
Компьютер,
мультимедийн
ый проектор,
экран
1.Изготовление
книжки
малышки
«Мой любимый
друг»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения
Протокол педсовета от 30 августа 2016 г . №
1
МБОУ Урывской СОШ
Заместитель директора по УВР
от 29 августа 2016 года №1
Светлова Л.Г ____________________
___________________
Бирючина Е.С.
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Внеурочная деятельность\доноведение\ 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.