Внеурочное мероприятие "Диалог с природой"
Оценка 4.8

Внеурочное мероприятие "Диалог с природой"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
12.05.2020
Внеурочное мероприятие "Диалог с природой"
Исследование экологической обстановки местности по биоиндикаторам
Диалог с природой.docx

Методическая разработка занятия «Диалог с природой»

 

Форма: исследование экологической обстановки местности по биоиндикаторам

Классы: 1-2 классы

Цель: оценка экологического состояния окружающей среды местности по биоиндикаторам

Задачи:

1. Познакомиться с биоиндикаторами окружающей среды;

2. Оценить экологическое состояние местности, используя биоиндикаторы.

Методы исследования: наблюдение, визуальная оценка

Формируемые УУД

Познавательные:

- формировать умение формулировать проблему и искать способы её решения

- учить строить логическую цепочку рассуждений

Регулятивные:

- формировать умения планировать деятельность и работать по плану

Коммуникативные:

- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

-формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- формировать экологическую культуру

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы

Ожидаемые результаты.

Требования  к знаниям и умениям участников  экологической группы:

Должны знать:

·                    некоторые виды биоиндикаторов

Должны уметь:

·                    оценивать экологическое состояние данной местности по биоиндикаторам

·                    участвовать в пропаганде экологических знаний

·                    строго соблюдать правила поведения в природе

 

Ход мероприятия

1. Экскурсия по сосновому бору.

- Ребята, закройте глаза и вздохните глубоко. Какой воздух в нашем сосновом боре?

Гипотеза: Воздух в сосновом боре чистый, полезный.

Проблема: Как, какими способами подтвердить гипотезу?

Мозговой штурм: Предположения детей.

 

2. Планирование

На основе предположений детей была составлена технологическая карта.

Технологическая карта исследования

1. Найти информацию, что такое «биоиндикаторы» и как с помощью них определить состояние окружающей среды;

2. Оценить экологическое состояние воздуха, используя биоиндикаторы;

3. Оформить газету с результатами исследовательской деятельности;

4. Подготовить устный отчет по проделанной работе;

5. Выступить с докладом на «малом научном совете».

 

3. Ход исследования:

1.                   Поиск информации. Сообщения учителя, учеников.

БИОИНДИКАТОРЫ (от био... и лат. indico — указываю, определяю), организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями изменений среды обитания. Многие организмы весьма чувствительны и избирательны по отношению к различным факторам среды обитания и могут использоваться для контроля (мониторинга) за состоянием окружающей среды.

Очень информативными биоиндикаторами состояния воздушной среды и ее изменения являются растения: мхи и лишайники, которые накапливают в своем слоевище  многие загрязнители (серу, фтор, радиоактивные вещества, тяжелые металлы).

Лишайники (слайд 2)

 1-й докладчик: Лишайники поселяются на голых скалах, бедной почве, стволах деревьев, мертвой древесине. Для своего существования им нужен только чистый воздух. Малейшее загрязнение атмосферы, не влияющее на большинство растений, вызывает массовую гибель чувствительных видов лишайников. Не удивительно, что большинство лишайников уже исчезло из центральных зон городов.

В настоящее время в мире известно около 15000 видов лишайников. Один из них – уснея (слайд 2)

2-й докладчик: Уснея

Если встретили этот лишайник, можете смело пометить, что это место содержит идеально чистый воздух. Дело в свойстве растения, он питается влагой из воздуха и поэтому полностью зависит от того чистый воздух или нет.

Борода уснеи вырастает длинной до 1– 2 метров. Длина зависит от вида, которых только в России 80. А в мире пока насчитали около 300 видов.

Иногда ее называют “борода лешего”.

Произрастает чаще в хвойных лесах, реже в смешанных. Растение используется в народной медицине. В фармацевтической промышленности из него производят антибиотики. Собирают их граблями.

Деревья и кустарники (слайд 3)

В качестве биоиндикаторов в городской среде рекомендуется использовать следующие газочувствительные виды: липу мелколистную, клен платанолистый, каштан конский, ель обыкновенную, сосну обыкновенную.

Очень часто в целях биоиндикации используются различные аномалии роста и развития растения (слайд 4) — отклонения от общих закономерностей. Ученые систематизировали их в три основные группы, связанные:

Ø    с торможением или стимулированием нормального роста (карликовость и гигантизм);

Ø    с деформациями стеблей, листьев, корней, плодов, цветков и соцветий;

Ø    с возникновением новообразований (к этой группе аномалий роста относятся также опухоли).

3-й докладчик: Хвойные (слайд 5) удобны тем, что могут служить биоиндикаторами круглогодично. В лесоведении давно разработана оценка состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных.

Показатели для оценки состояния окружающей среды: суховершинность, состояние хвоинок, аномалии роста.

Изучение хвои:

 Хвою осматривают при помощи лупы, выявляют и зарисовывают хлорозы (точки, крапчатость, пятнистость, мозаичность), некрозы (отмирание участков ткани листа) кончиков хвоинок и всей поверхности, их процент и характер. Чаще всего повреждаются самые чувствительные молодые иглы. Цвет повреждений может быть самым разным: красновато-бурым, желто-коричневым, буровато-сизым и эти оттенки являются информативными качественными признаками.

4-й докладчик: Можжевельник (слайд 6)

Растение неуклонно меняется, причем в прямой зависимости от изменения окружающей среды: чем более загрязненная атмосфера и, соответственно, почва, тем менее раскидистым становится куст можжевельника, хвоя его - короче и реже, а высота – ниже.

 

2. Выбор видов биоиндикаторов для оценки экологического состояния воздуха.

В ходе экскурсии учащиеся выбрали виды биоиндикаторов, по которым можно определить экологическое состояние в данной местности.

Биоиндикаторы местности: лишайники, хвойные деревья, можжевельник.

 

3. Оценка экологического состояния окружающей среды по состоянию биоиндикаторов.

Учителем составлены карточки по каждому виду биоиндикаторов и возможные варианты оценивания состояния окружающей среды.

Учащиеся знакомятся с карточками. Учитель разъясняет, по каким критериям необходимо провести исследование состояния биоиндикаторов. По итогам наблюдения учащиеся должны выбрать один из предложенных в карточке ответов, после обсуждения, сделать вывод об экологическом состоянии окружающей среды.

 

Оценивание экологического состояния воздуха по наличию, обилию и разнообразию лишайников.

Критерий: Покрытие и обилие лишайников

Итог наблюдения

1

Встречается редко, степень покрытия ничтожна

 

2

Индивидуумов много, степень покрытия мала

 

3

Любое количество индивидуумов, степень покрытия 50-75%.

 

 

Вывод:

 

 

 

 

Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных деревьев.

Критерий 1: Суховершинность

Итог наблюдения

1

Нет сухих вершин

 

2

Вершины сосен высохли. Количество:……

 

 

Критерий 2: Состояние хвои

 

1

Иголки без пятен - воздух  идеально чистый

 

2

Имеются хвоинки с частыми мелкими пятнами - можно говорить о загрязненном воздухе

 

3

Наличие желтых и черных пятен – опасно грязный воздух

 

 

Критерий 3: Уродливость

 

1

Стволы и ветки деформированы

 

2

Стволы и ветки ровные

 

3

Имеются новообразования – «опухоли»

 

4

Нет новообразований

 

 

Вывод:

 

 

 

Оценка состояния окружающей среды по наличию и внешнему виду можжевельника.

Критерий: Визуальная оценка можжевельника

Итог наблюдения

1

Раскидистые, высокие кусты можжевельника

 

2

Единичные невысокие кусты можжевельника, хвоя короткая и редкая.

 

3

Кусты можжевельника не произрастают

 

 

Вывод:

 

 

 

Практическая работа

Учащиеся поделились на три группы по интересам. Группы наблюдали, оценивали, обсуждали, обосновывали выбор ответа. По итогам наблюдения формулировали вывод.

 

 

4. Оформление газеты с результатами исследовательской деятельности

Оформление газеты в свободной форме.

 

5.  Устный отчет по проделанной работе

Для подготовки к выступлению, учителем предложен план отчета.

План выступления:

1. Мы предположили, что… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нашли информацию, что такое «биоиндикаторы»

Биоиндикаторы - организмы, которые весьма чувствительны к различным факторам среды обитания и могут использоваться для контроля  над состоянием окружающей среды.

3. Выбрали вид биоиндикатора для оценки экологического состояния местности:

(Назвать выбранный вид: лишайники, хвойные деревья: ель, сосна, кустарник: можжевельник).

4. Оценили экологическое состояние по критериям и желаем поделиться итогами наблюдения:…………………………………………………………………………………..

5. Вывод:………………………………………………………………………………

 

6.  Выступление с докладом на «малом научном совете».

План выступления:

1. Мы предположили, что… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нашли информацию, что такое «биоиндикаторы»

Биоиндикаторы - организмы, которые весьма чувствительны к различным факторам среды обитания и могут использоваться для контроля  над состоянием окружающей среды.

3. Выбрали виды биоиндикаторов для оценки экологического состояния местности: лишайники, хвойные деревья: ель, сосна, кустарник: можжевельник

4. Оценили экологическое состояние воздуха по наличию, обилию и разнообразию лишайников.

Вывод: наличие в нашей местности разных видов лишайников и большая степень покрытия – показатель чистоты воздуха.

5. Определили состояние окружающей среды по комплексу признаков у хвойных деревьев: суховершинность, состояние хвои, уродливость.

Вывод: иголки без пятен, нет сухих вершин и специфических форм листьев, веток и стволов – экологическое состояние благоприятное.

6. Оценили состояние окружающей среды по наличию и внешнему виду можжевельника.

Вывод: раскидистые, высокие кусты можжевельника подтверждают, что воздух и почва экологически чистые.

7. Можем сделать вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заключение

Экскурсия по сосновому бору.

- Ребята, закройте глаза и вздохните глубоко. Какой воздух в нашем сосновом боре? (Воздух в сосновом боре чистый, полезный).

- Как, какими способами подтвердили гипотезу? (Исследовали биоиндикаторы).

- У нас всё получилось? Что для вас было трудным? Какой этап был самым увлекательным?

- Что мы можем сделать, чтобы природа вокруг нас всегда оставалась чистой?

 

 

Литература:

1. http://gufo.me/bigencslov_a - Биологический энциклопедический словарь

2. http://pandia.ru/text/77/486/54719-2.php - Лишайники

3. http://method-estate.com/archives/1562 - Уснея

4. http://www.ngpedia.ru/id208470p1.html - Биоиндикаторы

5. http://vsaduidoma.com/2015/09/19/mozhzhevelnik-foto-polza-posadka-i-uhod/ - Можжевельник

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка занятия «Диалог с природой»

Методическая разработка занятия «Диалог с природой»

БИОИНДИКАТОРЫ (от био... и лат

БИОИНДИКАТОРЫ (от био... и лат

Растение неуклонно меняется, причем в прямой зависимости от изменения окружающей среды: чем более загрязненная атмосфера и, соответственно, почва, тем менее раскидистым становится куст можжевельника, хвоя…

Растение неуклонно меняется, причем в прямой зависимости от изменения окружающей среды: чем более загрязненная атмосфера и, соответственно, почва, тем менее раскидистым становится куст можжевельника, хвоя…

Оценка состояния окружающей среды по наличию и внешнему виду можжевельника

Оценка состояния окружающей среды по наличию и внешнему виду можжевельника

Вывод: наличие в нашей местности разных видов лишайников и большая степень покрытия – показатель чистоты воздуха

Вывод: наличие в нашей местности разных видов лишайников и большая степень покрытия – показатель чистоты воздуха
Скачать файл