Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей»
Внеурочное мероприятие
для учащихся 1-2-х классов
«Как играли наши бабушки и дедушки?»
Подготовили:
Кузнецова Я.В.
Орлова М.О.
«Как играли наши бабушки и дедушки?»
Цель: Привлечение внимания к русской культуре через знакомство детей с русскими народными играми.
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения к традициям народной культуры и истории.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, к народным играм, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми.
- Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Углублять знания детей об истории родного края.
- Продолжать работу по формированию у воспитанников основ патриотического самосознания.
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре вместе с учителем.
Оборудование: корзина с игрушками, кукла, имитирующая младенца, повязка на глаза, колечко.
Ход Мероприятия
Педагог:
-Здравствуйте, друзья! Привет!
Представляем наш проект.
Мы недавно вспоминали,
Во что бабушки играли,
Как, скажите, жил ваш дед,
Не зная слова интернет?
В какие жмурки, салки, ладушки…
Играли наши дедушки и бабушки.
Звучат русские народные песни. На доске надпись «Как играли наши бабушки и дедушки».
Выходит бабушка.
Бабушка:
-Вы, внучки, не поспешайте.
Поздоровайтесь, давайте.
Педагог:
-Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Бабушка:
Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Расскажу вам как играли,
Песни пели, да плясали….
Педагог:
Любой праздник на Руси сопровождался играми и песнями. А наш край богат своими традициями, здесь сложено много песен, потешек, забав, пословиц и поговорок, которые появлялись в жизни ребенка с самого рождения. Мама, а чаще бабушка или нянюшка укачивали младенца и пели колыбельную песенку….
Бабушка имитирует укачивание ребенка и поёт колыбельную «Котя, котинька, коток».
Педагог: погремушки делали из бересты или лозы. А подрастал ребенок и через игры-потешки учился премудростям жизни. Сейчас бабушка со Степой покажут вам старинную игру-потешку «Дома ли Воробей?». А вы повторяйте все движения за бабушкой.
Дома ль кум воробей?
П. - Дома ль кум воробей?
Б. - Дома.
П. - Что он делает?
Б. - Болен лежит.
П. - Что у него болит?
Б. - Плечики.
П. - Сходи, кума, в огород,
Сорви травы гречки,
Попарь ему плечики!
Б. - Парила, кумушка,
Парила, голубушка.
Его пар не берет,
Только сердцу придает.
П - Дома ль кум воробей?
Б. - Дома.
П. - Что он делает?
Б. - Болен лежит.
П. - Что у него болит?
Б. - Животок.
П. - Сходи, кума, в огород,
Сорви травы репеёк,
Попарь ему животок!
Б. - Парила, кумушка,
Парила, голубушка.
Его пар не берет,
Только сердцу придает.
П. - Дома ль кум воробей?
Б. - Дома.
П. - Что он делает?
Б. - Болен лежит.
П. - Что у него болит?
Б. - Пяточки.
П. - Сходи, кума, в огород,
Сорви травы мяточки,
Попарь ему пяточки!
Б. - Парила, кумушка,
Парила, голубушка.
Его пар не берет,
Только сердцу придает.
Педагог:
-Как вы думаете, ребята, чему учился ребенок вместе с этой потешекой? (учил части тела). Подрастал ребенок, мог уже играть самостоятельно и него появлялись первые игрушки. Сейчас Бабушка покажет вам какими они были.
Бабушка показывает игрушки из корзины. Дети рассматривают игрушки.
Педагог: А детишки постарше приучались к жизни взрослых через подвижные игры. Ведь подвижные игры помогают развитию силы, скорости, ловкости, внимания.
Бабушка:
-Игры были мудренее,
Уму-разуму учили,
А сейчас… все в интернете
И про улицу забыли!
Педагог:
- Бабушка, а как вы находили друг друга на улице, как договаривались играть, ни телефонов, ни интернета ведь не было.
Бабушка: Чтобы пригласить ребят поиграть, необходимо громко прокричать "зазывалочку".
*Тай-тай, налетай!
В интересную игру,
А какую – не скажу.
Поиграйте с нами,
Догадайтесь сами!
Педагог: Ребята, а что вы делаете перед тем как начат игру? (считаемся). Какие считалки вы знаете?
-Давайте с вами посчитаемся. Встаем в круг. Бабушка начинает считать.
Бабушка:
За высокими горами
Стоит Мишка с пирогами.
- Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
- Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся,
Но а тот, кто их возьмет,
Тот водить у нас пойдет.
Игра «Жмурки». Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас!
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит.
Педагог:
-Молодцы! Дружно играли. Садитесь на свои места.
- Бабушка, в эти игры вы на улице играли. В доме в них не поиграешь. А зимой, если мороз, на улицу не выйдешь, вы что же, сидели дома и грустили?
Бабушка: Ну от чего же грустили. И дома играли. Сейчас мы с вами отправимся в гости к дедушке Маза. ( рассказывает правила игры).
Считаются, выбирают дедушку Мазая. Ведущий выходит и заходит в класс после приглашения. Играющие договариваются, какое движение показывать.
Дети:
Здравствуй, дедушка Мазай!
С сундука скорей слезай.
Где мы были мы не скажем,
А что делали покажем.
Бабушка:
- Вот, она на то и мудрость,
В поколениях живёт.
Игры были, есть и будут,
Все играют круглый год.
Педагог: Ну так уж и все? Молодые парни и девушки поди не играли, некогда им было.
Бабушка: слова про молодежь.
«Колечко». Все собравшиеся усаживаются на лавочке (если действие происходит во дворе) или диване (если – дома), и среди них выбирается водящий. Он зажимает в руке кольцо или что-то другое, что его заменяет. Остальные складывают ладошки лодочкой. Ведущий подходит к каждому со словами: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю!».
Вещицу он вкладывает в руки одному из сидящих на лавочке, но делает это максимально незаметно, чтобы другие не смогли определить, у кого же заветный предмет. А получивший подарочек также остается «хладнокровным»: не показывает виду и не выдает себя.
После того как водящий посетил каждого, он отходит немного в сторону и говорит ключевые слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».
Игрок с украшением должен быстро подбежать к дарителю. А остальные дети при этом стараются заранее понять, кому достался «приз», и не дать этому участнику покинуть ряд. Если ускользнуть от товарищей удалось, то он становится новым водящим. А если нет – руководит прежний игрок.
Педагог:
Ручеек, колечко, салки,
Прятки, жмурки, городки,
Хороводы и скакалки,
Гуси-лебеди, мешки,
Ладушки, скороговорки
Чехарда, канат, лапта,
На санях катались, с горки.
Игры с нами навсегда!
Дети в играх приучались
Всё ценить и уважать,
Дело делать, старшим в доме
По хозяйству помогать.
Бабушка:
- Старинные игры веками живут.
В них сила и мудрость, их любят и ждут.
Все игры нас учат честными быть.
Добрыми быть, дружбу ценить.
Педагог:
- Ребята, понравились вам игры? Сегодня мы с удовольствием играли в игры наших бабушек и дедушек, этим играм несколько сотен лет, но они интересны нам и в наше время. Когда вы станете родителями, своих детей вы обязательно научите играть в эти игры. И я надеюсь, будете играть на переменах. А сейчас мы с вами поблагодарим нашу бабушку за то, что она поделилась с нами своим знаниями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.