Внеурочное занятие: " В единстве наша сила"
Оценка 4.9

Внеурочное занятие: " В единстве наша сила"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл—9 кл
17.10.2023
Внеурочное занятие: " В единстве наша сила"
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Конспект мероприятия « В единстве наша сила» предназначен для организации и проведения во 2-3 классах с целью работы по патриотическому воспитанию.
конспект В единстве наша сила.docx

 

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  «Лицей № 52»

stand_

                                                                                  

                             

 

 

 

Сценарий внеурочного занятия

 «В единстве наша сила»

 

 

 

 

 

 

                               Составила:  учитель начальных классов

Афанасьева М.А.

 

Рязань 2023

 

 

Пояснительная записка.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и уроки, и  внеурочная деятельность, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития школьников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании школьника значительную роль играет приобщение к народному  творчеству, к народной культуре.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что в последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.  Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Конспект мероприятия « В единстве наша сила» предназначен для организации и проведения во 2-3 классах с целью работы по патриотическому воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  внеурочного занятия.

Тема: « В единстве наша сила»

 

Цель: создать у учащихся образ России как единой многонациональной страны с богатым культурным наследием, познакомить учащихся с разными народами, заселяющими современную Россию.

Задачи:

1.     Изучить многонациональный состав России, воспитывать уважение к разным народам.

2.     Показать необходимость сплочения, единения всех народов, населяющих Россию.

3.     Воспитывать чувство патриотизма.

4.     Развивать интерес к изучению истории своей страны.

Оборудование и материалы: ватман с изображением солнца, клей, силуэты людей в национальных костюмах ,индивидуальные задания, презентация.

 

Ход урока.

1 . Мотивация к  деятельности.

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу.

 

2.Актуализация  деятельности.

– Ребята, вы знаете, что в русском языке существует много слов и все они разные. Слова бывают веселые и грустные, большие и маленькие, есть вежливые слова. А есть родные, дорогие слова. Кто может назвать их?

(Мама, друг, школа.)

– Но существует самое важное, самое дорогое слово. О нем вы узнаете, послушав стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Мой дом.

У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок –
Голубой-голубой,
Только много дорог –
Знай шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один…
(Е.Серова)

– Как можно назвать дом, общий для всех людей? (Родина.)

– Как вы понимаете слово Родина? Что оно означает?
– А вот как о Родине писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

Наше отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нашим языком, и все в ней для нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от своих врагов.
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

ednist_tserkvi

– Как русский народ выражает любовь к Родине? (Сочиняют пословицы и поговорки, пишут стихи и песни, рисуют картины.)
– Какие пословицы о Родине знаете вы? У вас на партах лежат листочки, соберите пословицы.( Пословицы разрезаны пополам)

Работа в парах.

1. Жить – Родине служить.
2. Нет в мире краше Родины нашей.
3. Родина-мать, умей за нее постоять. 
4. Береги землю родимую, как мать любимую.
5. Человек без Родины, что соловей без песни.

Объяснение пословиц.

3. Постановка проблемы.  Формулировка темы занятия учащимися.

Сценка, которую приготовили ребята.

- Мама! Сегодня Людмила Васильевна попросила нас подготовиться к празднику весны и принести из дома какое-нибудь угощение, - сказала Алла.

- А новенький Тимур Ахметшин сказал:  «Яхши».

-А я у него спрашиваю: «Что это значит?»

- А он отвечает: « Яхши», значит на татарском языке «хорошо». Получается, у нас в России не один народ живет?

- Конечно, - ответила мама.

- А помнишь, ты говорила, что власть в России принадлежит народу, то есть всем гражданам. Вот я не пойму: мы с Тимуром – один народ или разные?

 

Попробуем ответить на вопросы девочки.

 

Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».( Читает ученик)

Живут в России разные народы с давних пор:

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна,

А  Родина – Россия у нас у всех одна!

 

- О чём сегодня будем говорить сегодня?

(Сегодня мы будем говорить о народах, населяющих Россию.)

- Какова тема нашего мероприятия? (Россия- многонациональная страна)

- А ещё мы будем говорить о единстве народов России.

- Какая цель нашего занятия? (Узнать какие народы живут в нашей стране и как они взаимодействуют )

- А много в России разных народов?( В России проживает более 180 народов)

5.     Работа по теме занятия.

Сейчас мы услышим сообщения учеников.

      1) Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера.

      Жители Крайнего севера: это чукчи, ненцы, эскимосы, русские и другие. Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.

     Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят, сложа руки. Они одевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай

     2) Рассказ ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока

     В Сибири и Дальнем Востоке проживаю ханты, манси, алтайцы, тувинцы, буряты, эвенки, нанайцы, русские и другие.

        К традиционной  деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают,  обеспечивают семьи всем необходимым.

         Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Распространенная   пища жителей Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени .

Богата народная культура народов Сибири и Дальнего Востока.

Давайте прочитаем бурятскую  сказку «Медведь»

Работа над сказкой.

1.     Первичное чтение.

2.     Разбор сказки. Работа над сложными словами.

3.     Выразительное чтение.

 

            Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.

 Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча , увидел  березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:

 – Не губи меня, добрый человек! Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

 – Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.

 И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к  березе.

 – Хочу быть царем! – говорит.

 Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить  березу. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев  березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

 – Оглянитесь на своего царя.

 Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.

 Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.

 

-Чему учит сказка? На какую сказку похожа?

 

3) Рассказ ученика о жителях Северного  Кавказа.

В южных районах нашей страны,  на Северном Кавказе, проживают: кабардинцы, черкесы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, русские и другие. Это очень гостеприимные народы  с  развитым чувством национальной гордости, большим уважением к  национальным традициям и привычкам.

     Климат  мягкий и  позволяет получать богатые урожаи многих сельскохозяйственных культур - от пшеницы и риса до сахарной свёклы и винограда. Также население занимается охотой, рыбалкой, животноводством.

      Внешний вид людей (одежда, прическа, украшения и оружие) играет важную роль в традиционной культуре общения и поведения народов Северного Кавказа.

Например, повсеместно в нем должны соблюдаться некоторые общие принципы — одежда должна закрывать все участки тела, особенно волосы на голове. «Мужчины — черкесы носили головной убор в любое время года и в любом месте, снимали его только на ночь, ложась в постель. Головной убор был олицетворением мужского достоинства, и сбивание его с головы вызывало оскорбление, которое смывалось только кровью». Распространенные блюда кавказкой кухни: долма, шашлык, восточные сладости

4) Рассказ о жителях Европейской части страны.

Самым многочисленным народом в России является русский народ .Он составляет 80 процентов всего населения страны. Традиционным русским женским костюмом является сарафан и рубашка.  Какие блюда национальные вы знаете? (блины, каша)

Какие русские праздники вы знаете? (масленица, пасха)

 На протяжении многих веков складывалась русское народное творчество, сочинялись сказки, пословицы, которые мы с вами изучаем..

  

 5)  Рассказ ученика.

 

     К востоку от Москвы живут татары. Через их земли протекает река Волга.

Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления. Головным убором для мужчин служит тюбетейка, которая может быть различных форм. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги и многое другое. Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Какие татарские праздники вы знаете?(сабантуй, курбан-байрам )

Рядом с татарами проживают башкиры и чуваши. Когда-то давно предки этих народов говорили на одном языке - тюркском, поэтому сейчас ученые называют татарский, башкирский и чувашский языки тюркскими.

 

-Народы всех национальностей живут дружно, сплоченно, помогают друг другу. А какие вы знаете пословицы о дружбе?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга- ищи, а нашел – береги.

Дружба великая сила.

Друг за друга держаться – нечего бояться.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба это великая сила.

 

Чтение отрывка из стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства».( читает учитель)

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

 

 

 - Но не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.

Послушайте, что произошло 400 лет назад….

Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

 Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, начал собирать войско для борьбы с врагами. – «Друзья и братья! Русь святая гибнет!» - говорил он. –«Поможем, братья, родине святой!»

 Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского.

 Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.

Худ

 И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью

Минин и Пожарский 2

 Недаром памятник им стоит в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабываемым  для нас день 4 ноября.

Теперь мы празднуем День народного единства как государственный  праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

i?id=191279183-16-72&n=21

6.     Рефлексия

А теперь проведем акцию «Давайте жить дружно».

Читает подготовленный ученик

Вместе жить, работать, строить, сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить, охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить, войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить, чтоб под мирным небом спать!

Даже если очень сложно, избежать всегда возможно

Ссор, раздоров, перебранок, никому это не в радость —

Нужно быть мудрее, выше, и спокойнее, и тише,

Детям не нужна война — очень страшная она.

Нет, мы не будем драться,

Будем мы лучше, друзья, улыбаться,

Пусть неприятности, беды, проблемы,

Это пройдет, будут же перемены!

Пусть будет мир у всех на Земле,

Это так нужно и мне, и тебе!

 

- У нас есть ватман, в середине нарисовано солнце, вам нужно будет расположить силуэты людей (силуэты предварительно розданы детям) рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!

( Учащиеся прикрепляют силуэты и встают в круг)

Читают все вместе.

В добром мире вместе жить,

Уважать людей, любить,

Жить спокойно, без тревог

Каждый человек бы мог,

Нужно только улыбаться,

И проблемам не сдаваться.

 

- Я думаю. что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, на этом наш  урок окончен спасибо всем, кто принял активное участие!

 «Лист самооценки». (получает каждый ученик)

  Узнал что-то новое                                                   Научился…..

  Расстроился                             Я                       Получил радость

  Удивился                                                            Ничего не понял

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 52»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 52»

Пояснительная записка. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов

Пояснительная записка. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов

Конспект внеурочного занятия

Конспект внеурочного занятия

Нет стены ни одной В этом доме моем

Нет стены ни одной В этом доме моем

Мама! Сегодня Людмила Васильевна попросила нас подготовиться к празднику весны и принести из дома какое-нибудь угощение, - сказала

Мама! Сегодня Людмила Васильевна попросила нас подготовиться к празднику весны и принести из дома какое-нибудь угощение, - сказала

Рассказ у ченика о жителях Крайнего

Рассказ у ченика о жителях Крайнего

Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени

Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени

Рассказ ученика о жителях Северного

Рассказ ученика о жителях Северного

Какие русские праздники вы знаете? (масленица, пасха)

Какие русские праздники вы знаете? (масленица, пасха)

Но не всегда народы России жили в единстве

Но не всегда народы России жили в единстве

И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Детям не нужна война — очень страшная она

Детям не нужна война — очень страшная она

Внеурочное занятие: " В единстве наша сила"

Внеурочное занятие: " В единстве наша сила"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023