Внеурочное занятие для 3 класса "Блокада Ленинграда"
Оценка 4.8

Внеурочное занятие для 3 класса "Блокада Ленинграда"

Оценка 4.8
docx
19.06.2024
Внеурочное занятие для 3 класса "Блокада Ленинграда"
тех.карта.блокада ленинграда, Ерунина и Пшеничникова, 204.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. Пшеничникова Валерия Константиновна, Ерунина Виктория Александровна.

Направление Нравственное.

Название объединения (программы)

Класс 2Б

Тема занятия «Блокада Ленинграда»

Цель: формирование представления о событиях Блокады Ленинграда и исторической ценности данного события.

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.      Расширить представление о понятии «Блокада Ленинграда»

2.      Формировать представление об истории данного праздника и исторического значения для нашей страны

 

Предметные (учащиеся научатся):

1.      Расширение представления о понятии «Блокада Ленинграда»

2.      Формирование представления об истории данного праздника и исторического значения для нашей страны.

Развивающие:

1.      Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

3.      Формировать умение моделирования.

2.      Формировать умения анализировать, планировать свои достижения.

3.      Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

4.      Формировать умение владеть диалогической формой речи.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

-        выявлять существенные признаки при анализе объектов;

-        устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

-        определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения;

Коммуникативные:

-        владеть диалогической речью.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми)

Личностные (у учащихся будут сформированы):

-        основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за историю России;

 

Форма организации учебной деятельности фронтальная, парная.

Дидактические средства карточки с тестом, ручки, карандаши, раскраска.

Интерактивное оборудование smart доска.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

(П, Р, К)

Предметные

1.      Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Есть в истории Великой Отечественной войны особые события, давайте прочитаем стих и подумаем, о каком событии мы будем с вами говорить.

«Опять война,опять блокада…

Быть может,нам о ней забыть?

Мне часто говорят:не надо,

Не надо память бередить

Но для того,чтоб на планете

Не повторилось той войны,

Мне надо,чтобы наши дети

Об этом помнили,как мы»

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забывалась та война:

Ведь эта память-наша совесть

Она,как сила,нам нужна…

 

 

Здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Блокаде Ленинграда.

 

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: определять учебную задачу.

 

2.      Актуализация субъектного опыта обучающегося

- Ребята, что вы уже знаете о Великой отечественной войне и о Блокаде Ленинграда в частности?

 

Отвечают.

 

К: владеть диалогической речью.

 

3.      Усвоение новых знаний и способов деятельности

- Сегодня, на нашем уроке, ребята мы попробуем с вами окунуться в те страшные дни, но в, то, же время наполненные героизмом, огромным терпением жителей города. Каждый день прожитый жителями Ленинграда заслуживает огромного уважения и преклонения. Вы, наверное, знаете, в каком году началась и закончилась Великая Отечественная война?

Информация о блокаде в приложении 1.

Физминутка:

Отгадай чей голосок

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок» (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1941–1945

 

 

 Слушают. Задают вопросы.

 

Играют.

Основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за историю России;

 

Расширение представления о понятии «Блокада Ленинграда»

 

Формирование представления об истории данного праздника и исторического значения для нашей страны.

4.      Закрепление новых знаний и способов деятельности

- Ребята, сейчас мы раздадим вам карточки, а вы в парах выполните небольшой тест. Кружочек с правильным ответом можно выделить его как вам нравится.

Выполняют тест.

Сверяются с ответами с доски.

 

Р: оценивать степень достижения учебной задачи

 

5.      Рефлексия учебной деятельности

Предлагаем оценить вам сегодняшнее занятие, с помощью раскрасок. Разукрасьте в зависимости ваших впечатлений об этом занятии.

Приложение 3.

Разукрашивают.

 

Р: оценивать степень достижения учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Согласно плану Барбаросса, немецкие войска должны были оккупировать Ленинград не позднее июля. Видя стремительное наступление противника советская армия спешно строила оборонительные сооружения и готовилась к эвакуации города.

Через неделю после начала войны, 29 июня 1941 г., из Ленинграда удалось эвакуировать около 15 000 детей. Однако это был только первый этап, поскольку правительство планировало вывезли из города до 390 000 ребят.

Большинство детей эвакуировали на юг Ленинградской области. Но именно туда начали свое наступление фашисты. По этой причине, около 170 000 девочек и мальчиков пришлось отправить обратно в Ленинград.

По приказу Гитлера его войскам предстояло взять Ленинград в кольцо и регулярно подвергать его обстрелам из тяжелых орудий. Немцы планировали постепенно сжимать кольцо и тем самым лишить город любого снабжения.

Советское правительство намеренно не раскрывало блокадникам реальную картину положения дел, чтобы не подорвать их дух и надежду на спасение. Информация о ходе войны подавалась максимально кратко.

(слайд)

В скором времени в городе наступил большой дефицит продуктов питания, вследствие чего наступил масштабный голод. Вскоре в Ленинграде пропало электричество, а затем вышли из строя и водопровод с канализацией.

Город бесконечно подвергался активным обстрелам. Люди находились в тяжелом физическом и моральном состоянии. Каждый как мог искал для себя пропитание, наблюдая за тем, как ежедневно от недоедания умирают десятки или сотни людей. Еще в самом начале фашисты смогли разбомбить Бадаевские склады, где в огне сгорели сахар, мука и масло. (слайд)

 

Ленинградцы безусловно понимали, чего они лишились. На тот момент в Ленинграде проживало примерно 3 млн человек. Снабжение города всецело зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни. (слайд)

 

Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам, выстаиваясь в огромные очереди. Тем не менее, ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходить в школу. Позднее, пережившие блокаду очевидцы признаются, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. А те люди, которые хотели сэкономить силы, оставаясь дома, обычно умирали в своих домах.

 

Дорога жизни

 

Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро. Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами.

 

Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше.

 

Зимой, когда судна не могли привозить товар, грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду. Интересен факт, что в город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно.

 

 

Детский вклад в освобождение Ленинграда

Дети с большим энтузиазмом откликнулись на призыв о помощи со стороны местной власти. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах.

 

Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. «Часовые ленинградских крыш» – такое прозвище они получили в народе.

 

Когда во время бомбежек все убегали в укрытия, «часовые», наоборот, поднимались на крыши, для тушения падающих снарядов. Кроме этого измучанные и обессиленные дети становились изготавливали на токарных станках боеприпасы, рыли окопы и строили различные укрепления.

 

За годы блокады Ленинграда погибло огромное количество детей, которые своими действиями воодушевляли взрослых и солдат.

 

Утром 18 января 1943 г. в северной области Ленинграда произошла встреча советских подразделений. Совместными усилиями они освободили Шлиссельбург и сняли блокаду с побережья Ладожского озера. Полное снятие блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 г.

 

 

Как кошки спасли жизни?

 

Рассказывают, что весной 1942 г. старушка вынесла уцелевшую кошку на улицу погулять, и вокруг живого чуда собрались люди со слезами на глазах, в т.ч. и милиционер, следивший, чтобы никто не тронул зверька. А в апреле тоже же года в окне дома возле кинотеатра «Баррикада» можно было видеть полосатую мурку с тремя маленькими котятами, что было настоящим символом жизни.

 

Мировой знаменитостью стал кот Максим, проживавший в семье Веры Вологдиной. У ослабевшего от истощения котейки клочьями вылезала шерсть и не было сил даже выпрашивать еду. Дядя Веры требовал, чтобы худющий кот сам стал кормом, но остальные члены семьи стойко защищали любимца. Однажды кот забрался в клетку к измождённому попугаю, но не стал его есть, а лишь прижался, чтобы вместе было теплее. Через несколько дней совершенно облысевший попугай умер от голода, а расчувствовавшийся дядя перестал наседать на Максима. Этот котейка стал одним из немногих домашних питомцев, пережившим блокаду, и умер от старости только в 1957г.

 

 

Кот, предсказывающий обстрелы

По свидетельству биологов, кошачий слух гораздо тоньше и универсальнее человеческого. Муркам доступен ультразвуковой диапазон, источник звука они определяют с минимальной погрешностью и воспринимают различия в 1/10 тона.

 

Благодаря указанным физиологическим особенностям, либо в силу личного таланта снискал легендарную славу беспородный рыжий кот, живший при зенитной батарее советских войск. Солдаты, стоящие на подступах к осаждённому Ленинграду, рассказывали, что чуткий зверёк заранее предсказывал налёты немецкой авиации, а на приближение советских самолётов не реагировал абсолютно. Вероятно, это объяснялось различиями в направлении звуковой волны и неодинаковой аудио-окраской работающих авиадвигателей.

 

Кот заслужил всеобщее уважение и прозвище «Слухач», пользуясь невероятными для военного времени привилегиями: персональным пайком и охраной в лице одного солдата.

 

«Мяукающая дивизия»

Исчезновение кошек привело к массовому распространению крыс в блокадном Ленинграде. Живучие и всеядные, они питались скудными продовольственными запасами и людскими трупами, угрожая распространению инфекций. Силами самих горожан были созданы специальные бригады уничтожителей, но серые полчища буквально захлестнули улицы.

 

И вот в апреле 1943 г. после открытия «Дороги жизни», в Ленинград из Ярославля прибыло четыре вагона дымчатых кошек-крысоловок, прозванных «Мяукающей дивизией». И это был верный стратегический манёвр – за хвостатыми спасителями выстраивались длинные очереди. Чтобы заполучить кошку в дом, люди были готовы заплатить 500 руб. – сумму, равную стоимости 10-ти килограммам драгоценного хлеба.

 

В конце войны, после снятия блокады, в город из Сибири привезли второй эшелон кошек. Летописи свидетельствуют, что усилиями жителей Омска, Тюмени и Иркутска было собрано более 5 тыс. хвостатых помощников в возрасте от 6 мес. до 5 лет. Инициатором «Кошачьего призыва» стала хозяйка чёрно-белого кота Амура, лично принёсшая его на сборный пункт с пожеланием «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». В частности, от вездесущих грызунов была спасена жемчужина русской истории – музей Эрмитаж.

 

Памятники кошкам

По инициативе горожан в 2000г. в Санкт-Петербурге на Малой Садовой были установлены памятники коту Елисею и кошке Василисе. Неподалёку друг от друга можно видеть сидящего на углу дома важного кота и изящной кошечки, будто прогуливающейся по карнизу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1. Назовите день снятия блокады Ленинграда.

o   27 января

o   15 февраля

o   2 марта

 

2. Как долго длилась блокада Ленинграда?

o   800 дней

o   900 дней

o   1000 дней

 

3. Со страной Ленинград связывала единственная дорога, как она называлась?

o   Дорога спасения

o   Дорога жизни

o   Жизненный путь

 

4. Как назывался документ дающий право приобрести продукты в блокадном Ленинграде?

o   Паспорт

o   Карточка

o   Свидетельство

 

5. Где брали воду жители блокадного Ленинграда?

o   В водопроводе

o   В колодце

o   В реке Неве

 

6. Самое страшное испытание для жителей блокадного Ленинграда?

o   Бомбежка

o   Мороз

o   Голод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение выглядит как вычерчивание линий, контейнер, стекло

Автоматически созданное описание

 

Приложение 3


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО

Она,как сила,нам нужна… Здороваются

Она,как сила,нам нужна… Здороваются

Затем водящий встает в круг и закрывает глаза

Затем водящий встает в круг и закрывает глаза

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Приложение 1 Согласно плану

Приложение 1 Согласно плану

Детский вклад в освобождение Ленинграда

Детский вклад в освобождение Ленинграда

Кот заслужил всеобщее уважение и прозвище «Слухач», пользуясь невероятными для военного времени привилегиями: персональным пайком и охраной в лице одного солдата

Кот заслужил всеобщее уважение и прозвище «Слухач», пользуясь невероятными для военного времени привилегиями: персональным пайком и охраной в лице одного солдата

Приложение 2 1. Назовите день снятия блокады

Приложение 2 1. Назовите день снятия блокады

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2024