Внеурочное занятие по русскому языку. Добрый волшебник - ударение
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по русскому языку. Добрый волшебник - ударение

Оценка 4.6
docx
2 кл
22.11.2022
Внеурочное занятие по русскому языку. Добрый волшебник - ударение
Разработан конспект внеурочной деятельности по русскому языку по теме: "Добрый волшебник - ударение"
Вн. русский язык. Добрый волшебник - ударение.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

 

Технологическая карта

«Добрый «волшебник» – ударение»

 

Составила студентка 331 группы

Кутькина Ирина Ивановна

МАОУ СОШ №____, класс 2 каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена __ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

________________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

______________________________

 

Допущена к проведению внеурочного занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                                                                                         (Подпись учителя)                                                                                                                                                             

Цель: закрепить у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги

 

Задачи:

Личностные:

·  формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык;

·  формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка во 2 классе

Метапредметные:

А) Познавательные:

·    умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;

·    умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Б) Регулятивные:

·    научатся понимать цель выполняемых действий;

·    получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В) Коммуникативные:

·    научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

·    умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

 

Оборудование:

У учителя: презентация, карточки

У учащихся: ручки, раздаточный материал

Образовательные ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-vydelenie-slovesnogo-udarenija.html

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Подготовительный этап

 

 

10 мин

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Садитесь.

- Меня зовут Ирина Ивановна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку.

- Перед тем как мы перейдём к заданиям, давайте проведём дыхательную гимнастику.

«Цветочный магазин»

Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для мамы.

«Свеча»

Дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

- Отлично! Сегодня к нам в гости пришла Клякса. И написала она нам необычные предложения. Послушайте.

Ваза стОит на столе.

Книга стоИт сто рублей.

На двери висит железный зАмок.

Принцесса пришла в свой красивый замОк.

В комнате висят полкИ с книгами.

ПОлки идут на войну.

- Какие ошибки допустила Клякса в этих предложениях?

- Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? 

 

 

 

 

 

- Давайте разбираться! Поможем Кляксе, итак, как же мы поменяем? По поднятой руке.

- Молодцы!

- А вы уже догадались какая тема нашего занятия?

- Правильно. А как вы думаете, ударение играет большую роль в нашей жизни? Почему?

 

 

- приветствуют

 

 

 

- делают дыхательную гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- слушают

 

 

 

 

 

 

 

- неправильно расставила ударение

- Ударение помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной

- поменяем ударение

 

- Ударение

- да, потому что важно, чтобы был правильный смысл, не ошибаться, говорить грамотно

Личностные:

·                        формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка во 2 классе

Метапредметные:

А) Познавательные:

·                        умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;

·                        умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Б) Регулятивные:

·                        научатся понимать цель выполняемых действий;

·                        получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В) Коммуникативные:

·                        научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

·                        умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

Основная часть

 

25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин)

- Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения - оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

- Ребята, а вы знаете что такое шарада?

Шарада – это загадка, в которой загадывается какое-нибудь слово, но загадывается оно не сразу, а по частям. При этом каждая часть может быть самостоятельным словом.

Вот, например,

С “Ч” я над водой летаю

С “Г” навинченной бываю.

- На партах у вас представлены шарады, отгадайте слова. Задание выполнять совместно с соседом по парте. После каждого задания вам будут даны интересные факты об ударении.

Задание №1

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,        

Но переставьте ударение,              

И превращаюсь я в конфету.        

(И́рис — ири́с)  

 

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(А́тлас — атла́с)

 

Мы — для пильщиков подставка,

Мы — для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Ко́злы — козлы́)

- Верно! Вот вам факт №1.

В некоторых языках ударение фиксировано, во французском - на последний, в польском - на предпоследний, в чешском языке – на первый слог.

- Идём дальше.

- Раз уж мы заговорили о языках мира, давайте сыграем в игру «кастинг»

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

Задание №2

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз. По одному с первой парты: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия, клевер, дерево. Остальные попробуйте свои имена.

- Отлично! Вот факт №2.

В английских школах часто рисуют ударение не в виде маленькой чёрточки, а большого кружка, ведь черта не всегда заметна, если, конечно за ударение не примут случайно нестёртую помарку, мало ли какая линия осталась на доске или в тетради.

- Идём дальше.

Задание №3

- На ваших партах есть игровое поле со слогоударными схемами

  

- И есть картинки, которые представлены на слайде

- Вам нужно выбрать картинку и подставить в нужную ячейку.

- Здорово! Вы справляетесь с заданиями!

Вот вам факт №3.

В сербском языке есть аж четыре вида ударения: долгое/краткое восходящее/нисходящее.

- Наше следующее задание, мы с вами соберём урожай ударений. К нам пришли 4 мастера.

Задание №4

У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.

- Какое слово оказалось лишним?

- Итак, вот вам следующие факты об ударении:

- В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

- Все говорят кОмпас, а моряки - компАс! Оба ударения соответствуют литературной норме;

 

 

 

 

- ответы детей

 

 

 

 

 

- Чайка/Гайка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- по одному говорят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выбирают и расставляют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расставляют слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- яблоко

Личностные:

·                        формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка во 2 классе

Метапредметные:

А) Познавательные:

·                        умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;

·                        умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Б) Регулятивные:

·                        научатся понимать цель выполняемых действий;

·                        получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В) Коммуникативные:

·                        научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

·                        умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

Заключительный этап

5 мин

- Наше занятие подходит к концу

- При выполнении, какого задания возникли трудности? Почему? Как ты думаешь? (Было сложно делить на слоги)

– Может быть, была неудача, которая расстроила кого-то?

- Ребята, кому было сегодня интересно на занятии?

- Что нового сегодня узнали на занятии?

- Друзья, я хочу вам дать совет:

- Чтобы говорить правильно и без ошибок, нужно больше читать литературы, почаще заглядывать в орфографический словарь или уже учить небольшие четверостишия для лёгкого запоминания. 

Внимательно к слову друзья, относитесь,

И в русском языке тогда вы отличитесь.

- Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке.

- Если вам понравилось, вы всё поняли и у вас было хорошее настроение на уроке – то помашите мне двумя ручками.

 - Если у вас возникли трудности, не справились с заданием и было хорошее настроение на уроке – то помашите одной ручкой.

- Если вам было непонятно, не справились с заданиями и было плохое настроение на уроке – то хлопните в ладоши один раз.

- Спасибо вам за активность на занятии. До свидания!

- ответы детей

Личностные:

·                        формирование уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные:

Б) Регулятивные:

·                        научатся понимать цель выполняемых действий;

·                        получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В) Коммуникативные:

·                        умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Ход занятия: Этап занятия

Ход занятия: Этап занятия

Давайте разбираться! Поможем Кляксе, итак, как же мы поменяем?

Давайте разбираться! Поможем Кляксе, итак, как же мы поменяем?

Ударение подобно биению сердца

Ударение подобно биению сердца

Ударение подобно биению сердца

Ударение подобно биению сердца

В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться

В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022