Конспект занятия
по внеурочной деятельности в 3 классе
«Секрет мыльного пузыря»
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
Учебный предмет: внеурочная деятельность «Я - исследователь», на основе государственной примерной программы Савенкова А.И.. 3 класс.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Тема занятия: Методы и предметы исследования. Эксперимент познания в действии «Секрет мыльного пузыря».
Цель занятия: раскрыть «секрет мыльного пузыря» через разные методы исследования, организовать деятельность учащихся через эксперимент.
Ход занятия
(Парты учащихся расставлены на 3 группы по 4 человека)
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим
настроением.
- Пожмите руку соседу, если сегодня вы готовы ему помочь (круговое пожатие).
- Помашите мне рукой те, кто хочет поскорее узнать что-то новое.
- Главными словами нашего внеурочного занятия послужит высказывание древнего мыслителя и философа из Китая: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» (Конфуций) – слайд 2.
- Ребята, у меня для вас сюрприз (демонстрирую коробочку)
- Как вы думаете, что там может лежать? (предположения учащихся)
- Можно ли определить, что там лежит, не открывая ее? (Можно понюхать. Вывод: в коробочке лежит мыло)
- Да, это мыло. Какие виды мыла вы знаете? (детское, туалетное, жидкое, хозяйственное)
- Для чего используют мыло? (Чтобы вымыть руки, смыть грязь, убить бактерии…)
- Как вы думаете, для чего оно нам сегодня понадобится? (предположения детей)
- Подумайте, может ли мыло нас развеселить, развлечь? Как? (Ответы учащихся, итог: мыльные пузыри)
- Что мы должны провести, чтобы узнать побольше о мыльных пузырях? (исследование)
- Сегодня на занятии будем проводить исследование. Наш кабинет превратится на некоторое время в лабораторию.
Слайд 1
Слайд со словом: Исследование
–
Что такое исследование? (Поиск истины, познание неизвестного)
– Кто такие исследователи? (Те, кто проводят исследования)
- От какого слова образовалось слово «исследование»? (след)
- Чтобы наше исследование было более продуктивным, мы будем двигаться по следам-помощникам.
Следы: УЗНАТЬ…
ПРОВЕСТИ…
СДЕЛАТЬ…
2. Актуализация знаний (погружение в проблему).
Цель этапа: способствовать осознанию учащимися внутренней потребности к получению нового знания.
- О чем мы сегодня должны узнать?
УЗНАТЬ… (о мыльных пузырях)
- Что для этого должны провести?
ПРОВЕСТИ… (исследование)
- Что нам нужно будет сделать в конце?
СДЕЛАТЬ… (выводы)
3. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний (работа в группах)
Цель этапа: организовать работу по получению учащимися нового знания, умение применять полученные знания в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Вы разделены на группы, у каждой группы будет свое задание.
1 группа.
Работа по словарю Ожегова. Определить лексическое значение слов «пузырь», «мыльный пузырь».
- Первая группа, что лежит на вашем столе?
- Для чего нам нужен толковый словарь?
- Значение какого слова мы будем искать?
ПУЗЫРЬ, -я,м. 1. Наполненный воздухом прозрачный шарик в жидкости, жидкой массе. Мыльный пузырь (выдуваемый из мыльной пены; также переносное значение: о чем-нибудь ярком, но непрочном)
2 группа.
Интересные факты о мыльных пузырях.
1. Оказывается, в Самаре есть праздник мыльных пузырей. И проводят его десятого мая.
2. В тысяча девятьсот девяносто шестом году житель Новой Зеландии выдул пузырь длиной тридцать два метра. И после этого попал в Книгу рекордов.
3. В Средние века мыло использовали исключительно в лечебных целях – для лечения кожных заболеваний.
4. При температуре минус двадцать пять мыльный пузырь замерзнет в воздухе. И когда он коснется поверхности, то разобьется как хрустальный бокал.
5. На территории современной России мыло начали варить еще при Петре I. Но вплоть до восемнадцатого века его могли позволить себе только высокопоставленные знатные люди.
3 группа.
Объяснить значение фразеологизма: «лопнуть как мыльный пузырь».
- Если вы не сможете справиться с этим заданием совместными усилиями, используйте подсказку из конверта.
Каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.
4. Выполнение продуктивных заданий по теме. Эксперимент познания в действии.
Цель этапа: организовать работу по постановке целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации в практической (экспериментальной) деятельности.
- Где можно приобрести раствор для мыльных пузырей? (В магазине детских игрушек)
- Представьте, что в магазине закончились все мыльные пузыри, а вам так хочется с ними поиграть! Как решить эту проблему?
- Из чего можно приготовить раствор для мыльных пузырей? (шампунь, гель для душа, жидкость для мытья посуды, жидкое мыло)
- Из какого моющего средства, на ваш взгляд, получатся самые удачные пузыри? (предположения учащихся)
- Давайте проверим! Предлагаю провести исследование мыльных пузырей и определить лучший рецепт.
Ставлю на столы Чемоданчики исследователя.
Детям предлагается 3 вида раствора:
1) вода + шампунь;
2) вода + жидкость для мытья посуды;
3) вода + гель для душа.
Каждая группа готовит раствор и пробует надуть мыльные пузыри.
- Получилось ли выдувать мыльные пузыри?
- Послушайте утверждение и подумайте, согласны ли вы с ним. «Наши пузыри получились большие, прочные, крепкие, долго не лопались» (Нет)
- Как вы думаете, почему пузыри не получились такими, как мы ожидали?
- Значит, должен быть какой-то секрет получения мыльных пузырей. Я предлагаю посмотреть маленький ролик «Как сделать раствор для мыльных пузырей в домашних условиях».
Просмотр видеоролика
- Про какой секрет мы не знали? (добавить глицерин)
- А теперь я буду вашим ассистентом и добавлю в каждый раствор глицерин.
Дети тестируют раствор повторно, после добавления глицерина, делают выводы.
- Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделали наши пузыри более прочными!
5. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Какие эмоции вы испытывали, когда надували пузыри? (Радость, было весело)
- Расшифруйте анаграмму и скажите, какое ощущение вызывают у нас мыльные пузыри. (РАПДЗКИН)
- Чтобы ощущение праздника сегодня долго не покидало вас, я приготовила сюрприз!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.