Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления
Оценка 5

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Оценка 5
Мероприятия +3
docx
Междисциплинарный 5
9 кл—11 кл
03.03.2019
Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления
Данное внеурочное занятие проводится в форме пресс-конференции. Цели и задачи: - формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, уважающего решения органов местного самоуправления; - формирование умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - формирование готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - формирование умения определять назначение и функции различных социальных институтов.
самоуправление.docx
Разработка тематического занятия для старшеклассников «Власть в шаговой доступности» в рамках проведения Дня местного самоуправления  Несмотря на большое внимание к вопросам формирования гражданской активности обучающихся, при изучении полномочий и функций местного самоуправления на уроках историко­обществоведческих дисциплин доминирует теоретическое содержание. Из трех компонентов, составляющих структуру гражданской позиции личности ­ познавательного, мотивационно­ориентировочного,   поведенческого   ­   фактически   реализуется   только познавательный   компонент.   Направить   интересы   обучающихся   на   изучение   и   решение ценностно­ и личностно­значимых для них социальных проблем, означает ­ создать условия для проявления гражданской позиции и гражданской активности. На занятие приглашаются представители органов местного самоуправления руководители муниципалитетов (глава муниципального   образования   и   его   заместители,   глава   местной   администрации   и   его заместители),   депутаты   местных   представительных   органов   (советов,   дум).   Занятие проводится в форме пресс­конференции, что требует предварительной подготовки (в том числе   разработки   вопросов   депутатам,   представителям   муниципалитета).   Подготовка осуществляется   в   группах.   Здесь   уместны   элементы   ролевой   игры,   когда   группы определяются по профессиональному признаку.  Предварительная подготовка к занятию Повторить   (если   тема   изучалась   ранее)   понятие,   правовые   основы,   функции местного   самоуправления.   Изучить   структуру   органов   местного   самоуправления   на территории непосредственного размещения образовательной организации.  Обучающимся предлагается распределиться по группам, каждая группа получает задание:  1 группа (социологи).  Провести анкетирование жителей муниципалитета (от 20 до 50 человек: родители, учителя, знакомые). Анкета должна быть небольшой, не более 5 вопросов. Например:  1. Что такое местное самоуправление? а)   представительство   государства   на   местах,   предназначенное   для   исполнения распоряжений государственной власти;  б)   форма   осуществления   народом   своей   власти,   самостоятельное   и   под   свою ответственность решение населением вопросов местного значения;  в) затрудняюсь ответить. 2.   Назовите   фамилию   главы   муниципального   образования,   главы   администрации вашего муниципального образования (при наличии).  3.   От   какого   органа   власти   в   большей   степени   зависит   жизнь   людей   в   вашем муниципальном образовании? а) от руководства страны, Президента и правительства;  б) от руководства области, республики;  в) от главы города, руководства района;  г) от других органов местного самоуправления муниципального образования  д) затрудняюсь ответить.  4. Интересна ли вам информация о деятельности органов местного самоуправления? а) да;  б) нет;  в) затрудняюсь ответить.  5. Знаете ли вы, где можете получить информацию о деятельности органов местного самоуправления?  а) да;  б) нет;  в) затрудняюсь ответить Вопросы 1,3 входили в анкету общероссийского опроса ВЦИОМ в 2005 и 2008 гг. Анкета может состоять из других вопросов, составленных группой социологов.  Составить краткую аналитическую справку и графики распределения ответов по результатам анкетирования. Включить наглядное оформление справки в материалы стенда или буклета, разработанного группой PR­менеджеров.  2   группа   (журналисты).  Подготовить   видео­   и   аудиоматериалы   (фотографии, интервью, материалы на бумажных носителях и др.), демонстрирующие результаты работы органов местного самоуправления. Здесь могут быть как положительные примеры, так и недостатки. Составить на основе полученных материалов презентацию на тему «Моя малая Родина». Название презентации может быть группой изменено. Группе журналистов можно предложить перечень вопросов, решение которых входит в полномочия (и права) органов местного самоуправления для самостоятельного   определения направлений,  по  которым будет   собираться   материал   (Федеральный   закон   «Об   общих   принципах   организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131­ФЗ Гл. 3.Ст.   14,15,16,   14­1,   15­1,   16­1,   16­2).   Но   и   учитель   может   предложить   направления, которые ему кажутся более перспективными для обсуждения, например: 1. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.  2.   Обеспечение   первичных   мер   пожарной   безопасности   на   территории муниципального образования. 3. Организация мероприятий по охране окружающей среды.  4. Организация предоставления дополнительного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время.  5.   Создание   условий   для   обеспечения   жителей   услугами   связи,   общественного питания, торговли и бытового обслуживания.  6. Организация библиотечного обслуживания населения.  7.   Создание   условий   для   организации   досуга   и   обеспечения   жителей   услугами учреждений культуры.  8.   Охрана   и   сохранение   объектов   культурного   наследия   (памятников   истории   и культуры)   местного   (муниципального)   значения,   расположенных   на   территории муниципального образования.  9. Обеспечение условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта.  10. Создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения.  11. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.  12.   Организация   благоустройства   и   озеленения   территории   муниципального образования.  13.   Организация   освещения   улиц   и   установки   указателей   с   названиями   улиц   и номерами домов.  3   группа   (PR­менеджеры).  Подготовить   справку   об   органах   местного самоуправления и органах территориального общественного самоуправления (при наличии) с   указанием   круга   вопросов,   которые   решаются   данными   муниципальными   органами (структура   в   целом,   глава   муниципалитета,   отделы,   работа   которых   отражена   в материалах, полученных группой журналистов). На основе справки подготовить наглядный буклет.  4   группа   (кандидаты   в   депутаты   местного   муниципалитета).  Подготовить приглашения   специалистам   органов   местного   самоуправления   принять   участие   в проведении   занятия   в   форме   пресс­конференции   «Власть   в   шаговой   доступности».   На основе   материалов   анкетирования,   видео­   и   аудиоматериалов,   документов   подготовить вопросы к приглашенным специалистам органов местного самоуправления. Например, на тему «Какие формы участия граждан в местном самоуправлении используются в нашем муниципальном образовании»:  Местный референдум – высшее непосредственное выражение власти народа; проводится   путем   голосования   граждан,   постоянно   или   преимущественно проживающих в границах соответствующего муниципального образования.   Муниципальные   выборы   –   это   выборы   местных   органов   власти:   совета депутатов,   главы   муниципального   образования.   Принимая   участие   в муниципальных выборах, население определяет, кто из кандидатов способен представлять  его  интересы  в  выборных  органах  местного самоуправления наилучшим образом.   Сход   граждан   –   одна   из   форм   осуществления   местного   самоуправления. Проводится   в   поселениях   (муниципальных   образованиях)   с   численностью жителей не более 300 человек в соответствии с уставом поселения (если не более 100 избирателей – то обязательно, от 100 до 300 – если так решит муниципалитет).   В   этом   случае   сход   граждан   осуществляет   полномочия представительного органа поселения.   Конференция граждан (собрание делегатов) – в случаях, предусмотренных уставом   муниципального   образования   или   нормативно­   правовым   актом представительного органа местного самоуправления, полномочия собрания могут   осуществляться   конференцией   граждан   (собранием   их   делегатов, выбранных по установленной квоте, например 1 делегат от 10 жителей).   Опрос граждан – выявление мнения населения для его учета при принятии важных   решений   органами   местного   самоуправления,   а   также   органами государственной власти.   Правотворческая инициатива граждан – разработка и внесение нормативно­ правовых   актов   для   рассмотрения   и   возможного   принятия   их   органами местного самоуправления.   Территориальное   общественное   самоуправление   –   самоорганизация   (ТОС) граждан   по   месту   их   жительства   на   части   территории   поселения (муниципального   образования)   для   самостоятельного   и   под   свою ответственность   осуществления   собственных   инициатив   по   вопросам местного   значения.   Это   эффективный   инструмент   для   решения   вопросов местного значения, например, в одном отдельно взятом доме или дворе с прилегающими к нему домами, в части поселения (микрорайоне, отдельном населенном   пункте   –   не   муниципалитете),   и   повышения   качества   жизни населения на своей территории. Членом ТОСа может быть житель поселения, достигший 16 лет.   Публичные   слушания   –   форма   согласования   и   обсуждения   с   жителями муниципального   образования   проектов   наиболее   важных   муниципальных правовых актов (устав муниципального образования, бюджет и программы развития муниципалитета).   Собрание   граждан   –   проводится   для   обсуждения   вопросов   местного значения,   информирования   населения   о   деятельности   органов   местного самоуправления   должностных   лиц   местного   самоуправления   или   для осуществления территориального общественного самоуправления.  Обращения граждан в органы местного самоуправления – граждане имеют право на индивидуальные или коллективные обращения в органы местного самоуправления.  5 группа (ведущие). Подготовить краткую справку об истории создания и развития органов местного самоуправления в России, в том числе на территории, где находится образовательная организация. Подготовить и реализовать сценарий проведения круглого стола.  Каждая группа по результатам полученных материалов готовит по одному вопросу к приглашенным руководителям муниципалитета и депутатам местных советов. Вопросы групп   не   должны   дублироваться.   Группам   журналистов   и   кандидатов   в   депутаты представительного органа муниципалитета количество вопросов можно увеличить до 3­х.  Занятие   завершается  рефлексией  ­   составлением   каждой   группой   синквейна. Синквейн как инструмент рефлексирования выявляет информационную, деятельностную и эмоциональную включенность обучающихся в учебную ситуацию. Тема занятия: Власть в шаговой доступности Форма занятия: пресс­конференция  Планируемые результаты обучения:  Личностные:  формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, уважающего решения органов местного самоуправления;  Метапредметные:  ­ формирование умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы   деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректировать деятельность;  использовать  имеющиеся  ресурсы  для  достижения   поставленных  целей  и реализации планов деятельности; ­   формирование   готовности   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках   информации, критически   оценивать   и   интерпретировать   информацию,   получаемую   из   различных источников;  ­ формирование умения определять назначение и функции различных социальных институтов.  Оформление учебного занятия: музыкальное сопровождение ­ песня «Моя Россия – моя страна»; титульный слайд презентации «Моя малая Родина». Этапы проведения пресс­конференции  Начинается пресс­конференция с организационного этапа (встреча гостей и др.) под негромкое звучание песни «Моя Россия – моя страна».  1.   Вступительное   слово   учителя   или   ведущего   (подготовленный   текст   не   более одной страницы).  2.   Краткая   справка   группы   ведущих   об   истории   создания   и   развития   органов самоуправления в России (с использованием презентации, не более 5 слайдов).  3.   Краткое   сообщение   группы   PR­менеджеров   о   структуре   органов   местного самоуправления   с   указанием   лиц,   возглавляющих   отделы   муниципального   образования, работа которых отражена в материалах, полученных группой журналистов (возможен показ презентации: портрет, краткая справка, материалы сайта муниципалитета). 4.   Краткое   сообщение   группы   социологов   о   содержании   анкеты   и   результатах проведенного анкетирования (презентация: вопросы, графики).  5.   Представление   группой   журналистов   материалов   презентации   «Моя   малая Родина» с оценочным комментарием.  6.   Выступление   приглашенных   представителей   муниципалитета   с   рассказом   о работе   муниципалитета   и   комментированием   результатов   анкетирования   и   материалов выставки «Моя малая Родина».  7. Ответы приглашенных представителей муниципалитета на заданные вопросы.  8.   Подведение   итогов   пресс­конференции   в   форме   составленных   и   озвученных группами синквейнов на тему «Местное самоуправление».  1 строка – одно существительное, отражающее главную идею;  2 строка – два прилагательных, характеризующих основную тему;  3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы; 4 строка –  предложение (цитата) из нескольких слов, выражающее отношение к теме;  5   строка   –  одно   слово   (ассоциация,   синоним   к   теме,   обычно   существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).  9. Заключительное слово учителя или ведущего.  10. Заключительное слово приглашенных представителей муниципалитета.   Рефлексия Результативность мероприятия оценивается по соотнесению поставленных целей с поэтапным результатом и активностью участников. Список используемых и рекомендуемых источников информации 1) Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск: 1995; 2) Великая   Н.М.   Основные   тенденции   политического   участия   в   местном самоуправлении. ­ Социологические исследования: 2003, № 8; 3) Вишневский   Ю.Р.   «Потерянного   поколения»   концепция   /   Социология молодежи: энциклопедический словарь / Ю.Р. Вишневский В.Т. Шапко; отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008; 4) Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2000; 5) Заборова Е.Н. Участие граждан в управлении городом. ­ Социологические исследования: 2002, № 5; 6) Заславская   Т.И.   Социетальная   трансформация   российского   общества: Деятельностно­структурная концепция / Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2002; 7) Калабихина   И.Г.   Анализ   моделей   участия   детей   в   процессе   принятия решений   по   вопросам,   затрагивающим   интересы   ребенка   (на   примере российских  городов,   присоединившихся   к  инициативе  ЮНИСЕФ  «Города, доброжелательные к детям». ­ Детский фонд ООН ЮНИСЕФ: Б. м., 2010; 8) Конвенция ООН о правах ребенка / Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. – Б. м.: 1989; 9) Конституция Российской Федерации. ­ Российская газета: 2009, 21 января, № 7; 10) Лоритзен П. Программная речь об участии, представленная в Учебном курсе по разработке и выполнению проектов участия на местном и региональном уровнях,   июнь   2006   /   П.   Лоритзен:   Европейский   молодежный   центр, Страсбург. – Б. м., б. г.; 11) Местное   самоуправление   в   России:   состояние,   проблемы,   пути совершенствования: итоговый доклад. – М.: Экон­Информ, 2009; 12) Ожиганов Э.Н. Управление и самоуправление в политической сфере / Э.Н. Ожиганов. Политическая социология / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: 1993; 13) О   развитии   молодежного   парламентаризма   в   Российской   Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003   №2   руководителям   органов   по   делам   молодежи   субъектов Российской Федерации. – М.: 2003. – С. 4; 14) Пастухова Л.С. О молодежном парламентаризме в Российской Федерации. ­ Право и политика, науч. юр. журнал: 2007, № 7 (91); 15) Певцова   Е.А.   Право:   основы   правовой   культуры:   учебник   для   10   класса общеобразовательных   учреждений.   Базовый   и   профильный   уровни:   в   2   ч. Ч.2 / 9­е изд. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2011; 16) Постановление  Правительства   РФ  от  19.03.2001  №  196  «Об  утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.). ­ Собрание законодательства Российской Федерации: 1994, № 19; 17) Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно­ правовые основы, система деятельности: учебно­методическое пособие. — М.: Изд­во Моск. гуманит. ун­та, 2013; 18) Рекомендации   по   развитию   молодежного   парламентаризма   в   Российской Федерации:   Приложение   к   инструктивному   письму   Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003 №2. – М.: 2003. ­ С. 16; 19) Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. ­ М.: Владос, 2002; 20) Тощенко Ж.Т. Изменились ли проблемы местного управления за последние 10 лет? ­ Социологические исследования: 2006, № 10; 21) Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82­ ФЗ. – 1995: № 100; 22) Федеральный   закон   «Об   общих   принципах   организации   местного самоуправления   в   Российской   Федерации»   от   06.10.2003   №   131­ФЗ.   ­ Российская газета: 2003, № 202; 23) Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124­ФЗ. – 1998: № 26; 24) Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26.05.1995. – 1995; 25) Цветкова Г.А. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ. ­ Социологические исследования: 2002, № 2. Информационные ресурсы сети Интернет  1) Вопросы местного самоуправления http://www.vmsu.ru/ 2) Всероссийский совет местного самоуправления http://www.vsmsinfo.ru/ 3) Всероссийское   информационное   агентство   «Местное   самоуправление» http://msu­russia.ru/ 4) Гарант http://www.garant.ru/ 5) Городское хозяйство и ЖКХ http://gkh.ru 6) Комитет   Государственной   Думы   по   местному   самоуправлению http://www.duma.gov.ru/localcom/ 7) Консультант http://www.consultant.ru/ 8) Международная Ассамблея столиц и крупных городов http://www.egorod.ru/ 9) Общероссийский Конгресс муниципальных образований http://www.окмо.рф/ 10) Проблемы журнала) самоуправления местного       (сайт   http://www.samoupravlenie.ru/ 11) Российский   журнал   «Муниципалитет»   для   руководителей   и   специалистов МСУ   Агентство   информационного   обеспечения   местного   самоуправления (АИОМСУ) http://www.munizipalitet.ru/ 12) Союз малых городов России http://www.smgrf.ru 13) Федеральный   информационный   портал   «Муниципальная   Россия»,   Реестр 14) Центр правовой   муниципальных образований РФ http://municipalrussia.ru местного поддержки http://www.ru.all.biz/enterprises/119408/       самоуправления 15) Энциклопедия   местного   самоуправления   (сайт   для   профессионалов местного самоуправления) http://emsu.ru/

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления

Внеурочное занятие на тему "Власть в шаговой доступности" в рамках Дня местного самоуправления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019