Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
2 кл
20.11.2018
Данную разработку могут использовать учителя начальных классов, студенты педагогических колледжей и вузов. Материал можно использовать как во внеурочное время, так и на уроках русского языка. Материал соответствует возрастным особенностям младших школьников. В течение всего мероприятия используются различные задания по теме "Морфемы".
«Час занимательной грамматики» Морфемы слова.docx
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной
грамматики» для 2 класса
Автор: Малышева Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ
Гимназии № 3 городского округа город Шарья Костромской области
Тема: «Морфемы слова».
Форма проведения: решение познавательных задач.
Цель внеурочного занятия:
Задачи внеурочного занятия:
Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по теме
«Морфемы слова».
Развивающие: развитие творческих способностей, повышение общей языковой
культуры учащихся.
Воспитательные: воспитание языкового чутья.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, в
качестве поощрения: наклейкизвёздочки, медали.
План проведения.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами углубимся в мир морфем слов,
нас ждёт час занимательной грамматики. Мы будем решать увлекательные
познавательные задачи, которые помогут нам стать ещё более успешными
на пути к знанию русского языка. За каждую правильно решенную задачку
вы получите яркую наклейкузвездочку, в конце занятия мы подведём
итоги и посчитаем наши звёзды. Ребята, собравшие 4 звёздочки, получат
приз – медаль.
Все задачки, которые нам предстоит сегодня решить, будут отображаться
на экране интерактивной доски. Итак, давайте приступим!
2. Основная часть занятия. (Демонстрация презентации)
Ребята, посмотрите на доску. Сейчас мы прочитаем первую задачу, а
затем вы приступите к её самостоятельному решению в тетради. Тот, кто
решил, потихоньку поднимает руку. Чьё решение будет самым быстрым и
правильным, тот получит звёздочку.
Иван, прочитай задачу в слух. (Ученик читает задачу)
Задача №1.
«Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»
Перепишите слова в тетрадь и выделите приставки, подчеркните предлоги.
• (за)горой
• (на)льду
• (по)бежать
• (под)сосной
• (за)мерзнуть
• (за)вывает
• (под)снегом
• (на)мело
• (с)катиться
• (во)дворе
• (на )горе
• (под)снежник
• (по)крывает
• (за)окном
• (на)катке
• (за)морозить
• (с)горы
Ответ: за_горой, на_льду, побежать, под_сосной, замёрзнуть, завывает,
под_снегом, намело, скатиться, во_дворе, на_горе, подснежник, покрывает,
за_окном, на_катке, заморозить, с_горы.
Дорогие ребята, на учительском столе у нас лежит учебный журнал,
раздавая вам звёздочки, я буду фиксировать это в журнале. Таким
образом, я буду следить за результатами вашей работы и активности на
занятии. Задача №2.
Выпишите в тетрадь в строчку однокоренные слова из стихотворения А.
Яшина:
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод,
Протекает небосвод –
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Ответ: вода, провода, подвода, вод, водопровод, хоровод.
Задача №3.
Образуйте группу всевозможных однокоренных слов, связанных со
словом «лист» и запишите ответы в тетрадь.
Маленький лист (листик, листочек)
Явление природы, оставляющее деревья осенью без листьев (листопад)
Хвойное дерево (лиственница)
Что растет кронах деревьев? (листва)
Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.
Леслесник, рекаплот, коткотик, горегора, домдым, зимазимовать,
кусткустик, обедстол, белкабелый, садсадовник, полеполевой, мороз
холод, водаводитель, леслестница, зеленьзеленеть, грибгрибочек.
Задача №4.
Попробуй себя в роли настоящего редактора. Восстанови текст, добавив
однокоренные слова, и запиши их в тетрадь. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________
стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер ________. Ответ: часы, час, часовая, часовщик.
Задача №5.
Выпишите в тетрадь слова с приставками и выделите их.
В словах приставки скорее найдите,
Ну, а если их нет слова пропустите:
Правнук, правда, программа, пролезать, переделка, отъезд, замазка,
заяц, налог, наколоть, поясница, поправлять, надежда, надломить.
Ответ: правнук, пролезать, переделка, отъезд, замазка, наколоть,
поправлять, надломить.
Задача №6.
Какие слова имеют окончание ешь ? Выпиши их в тетрадь и выдели
окончания. К какой части речи принадлежит это окончание?
молв…
искупа...
дыш…
слыш…
теря…
пиш…
смотр…
тле…
завис…
красне…
Ответ: искупаешь, теряешь, пишешь, тлеешь, краснеешь.
Задача №7.
От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса
ок. Запиши получившиеся слова в тетрадь. Пирог …
Петух …
Друг …
Луг …
Круг …
Стих …
Штрих …
Слух …
Ответ: пирожок, петушок, дружок, лужок, кружок, стишок, штришок,
слушок.
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Задача №8.
Измени сочетания слов по образцу. Запиши их в тетрадь. Выдели цветом
часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка. Дорожка в саду …
Воротник из меха …
Неделя труда …
Рубаха из хлопка …
Чай с ромашкой …
Куст с малиной …
Ответ: садовая дорожка, меховой воротник, трудовая неделя, хлопковая
рубаха, ромашковый чай, малиновый куст.
Задача №9.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведи предлоги.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали
(по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл
(во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне.
Ответ: оттащил от лужи, слез с дерева, зашло за тучу, поехали по дороге,
дотопали до города, подпрыгнул под потолок, вошёл во двор, вполз в
щель, пригрелся при кухне.
Задача №10.
Разбери слова по составу, выдели все морфемы.
Орлёнок
Чайник
Рыбак
Игра
Теплоход
Делаешь
Красивый Ключик
Ответ: орлён(корень)ок(суффикс), чай(корень)ник(суффикс),
рыб(корень)ак(суффикс), игр(корень)а(окончание), тепл(корень)о(соед.
гласная)ход(корень), дел(корень)а(суффикс)ешь(окончание),
крас(корень)ив(суффикс)ый(окончание), ключ(корень)ик(суффикс).
3. Заключительная часть.
Итак, ребята, все задачки с успехом нами решены, вы были очень
активны. А теперь, давайте посчитаем свои звёзды. У кого их окажется
ровно четыре, тот получает медаль.
(Подведение итогов, подсчет баллов, награждение)
Дети, наш «Час занимательной грамматики» подошел к концу, сегодня
вы стали на ступеньку выше на пути к знанию русского языка! До
свидания!
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Внеурочное занятие по русскому языку «Час занимательной грамматики» для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.