Внутренний аудит в коммерческих банках

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 67.docx

Внутренний аудит в коммерческих банках

Внутренний аудит в коммерческих банках осуществля­ется специальной службой внутреннего аудита, созданной по соответствующему нормативному акту Национального банка Украины. Эта служба создается с целью оценки и совершенствования системы внутреннего контроля коммер­ческого банка при минимальных затратах.

Внутренний аудит банка — это независимая экспертная деятельность аудиторской службы банка для проверки и оценки адекватности и эффективности системы внутрен­него контроля и качества выполнения сотрудниками банка возложенных на них обязанностей, а также предупрежде­ния убытков банка. Осуществляется внутренний аудит спо­собом проверки системы бухгалтерского учета, финансовой и оперативной информации по вопросам деятельности бан­ка. При этом проверяются активы банка (ресурсы), кото­рые в будущем принесут экономическую выгоду и приве­дут к увеличению капитала банка.

Проверяя эффективность действующей в банке системы внутреннего контроля, внутренний аудит, применяя опреде­ленные методические приемы и процедуры аудита, уста­навливает соблюдение внутренних и внешних норматив­ных актов, сохранность активов банка, его клиентов, оптимальное использование ресурсов банка, управление риска­ми, обеспечение четкого выполнения распоряжений руко­водства банка в достижении цели, предусмотренной страте­гическими и текущими планами банка. Одновременно про­веряются конфликты интересов, т.е. любой вид отноше­ний, которые не соответствуют интересам банка или могут помешать добросовестному выполнению обязанностей опре­деленными должностными лицами.

Внутренний аудит координирует свою деятельность также со службой пруденционного надзора, которая зани­мается систематической оценкой общего финансового со­стояния, результатов деятельности и качества руководства банком (соблюдение действующего законодательства, нор­мативных актов НБУ, экономических нормативов и др.).

Организационная структура и требования в службе внут­реннего аудита нормированы специальным Положением, разработанным коммерческим банком с учетом требова­ний НБУ и специфики деятельности самого банка.

Служба внутреннего аудита банка — это самостоятель­ное структурное подразделение коммерческого банка, создан­ное по решению высшего органа банка и, как правило, под­чиненное непосредственно Совету банка. НБУ рекомендует назначать на должность руководителя службы внутренне­го аудита банка лиц, имеющих высшее экономическое об­разование и стаж работы в банковской системе на эконо­мической работе не менее трех лет, а для работников внут­реннего аудита — не менее года. Руководитель и работни­ки службы внутреннего аудита одновременно не могут осу­ществлять руководство в других подразделениях банка или работать по совместительству в других банках Украины. Количество работников этой службы должно быть доста­точным для эффективного достижения целей и задач, пре­дусмотренных для этого подразделения.

Служба внутреннего аудита отчитывается перед правле­нием банка не менее одного раза в год, готовит докладную записку Совету банка и собранию акционеров (участников) банка.

Главными функциями службы внутреннего аудита яв­ляются следующие:

уменьшение рисков в проведении операций, связанных с рациональным и эффективным использованием ресур­сов банков;

предоставление рекомендаций структурным подразде­лениям банка в процессе планирования, на стадии разра­ботки и внедрения новых продуктов, процессов, систем;

проведение аудита деятельности структурных подраз­делений банка с целью обеспечения анализа и оценки внут­реннего контроля, политики, процедур банка, касающихся адекватности, соответствия, эффективности и точности бух­галтерских данных и сохранности активов банка;

координация своей деятельности с действиями незави­симых аудиторских фирм при проведении внешнего ауди­та банка с целью обеспечения оптимальных условий, при которых аудиторские, фирмы могут доверять заключени­ям службы внутреннего аудита для избежания дублирова­ния контрольных процедур;

составление и предоставление заключений и отчетов при проверке внешним аудитом.

Перед службой внутреннего аудита ставятся такие задачи:

способствование адекватности системы внутреннего кон­троля банка и операционных процедур;

выполнение банком требований действующего законо­дательства Украины, нормативных актов НБУ, устава и внут­ренних положений банка, проведения банком расчетно-кас­совых, кредитных, депозитных, сберегательных, валютных, фондовых и других операций в объеме предоставленных НБУ лицензий;

содействие организации и методологии бухгалтерского учета;

внедрение эффективной, достоверной и полной инфор­мационной системы управления для своевременного выяв­ления и устранения недостатков и нарушений в осуществ­лении банковских операций;

своевременное выявление нарушений и недостатков в деятельности структурных подразделений, разработка опти­мальных, решений по их ликвидации и устранению при­чин возникновения этих недостатков в процессе деятельно­сти банка;

проверка и выдача рекомендаций выполнения требова­ний по эффективному управлению рисками банковской де­ятельности;

установление и поддерживание взаимодействия с внеш­ними аудиторами, контролирующими органами и органа­ми пруденционного надзора;

предоставление Совету банка, правлению банка заклю­чений о результатах проведенной работы и рекомендаций по улучшению существующей системы внутреннего кон­троля.

Служба внутреннего аудита имеет право:

получать в устной и письменной форме от руководителя проверяемого подразделения необходимые документы, разъяснения, а также другие материалы, связанные с ком­пьютерным обеспечением деятельности этого подраз­деления;

определять соответствие действий и операций, осущест­вляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства Украины, нормативным актам НБУ, ре­шениям руководящих органов банка, определяющих по­литику и стратегию банка, процедуру принятия и реализа­цию решений, организацию учета и отчетности;

проверять расчетно-кассовые документы, контракты бан­ка, финансовую и статистическую отчетность, другую доку­ментацию, а в случае необходимости — денежную налич­ность, другие ценности, находящиеся в банке;

отправлять запросы третьим лицам — субъектам пред­принимательской деятельности по вопросам соответствия действующему законодательству Украины операций, про­водимых банком;

привлекать в случае необходимости сотрудников других структурных подразделений банка для выполнения поставленных перед службой внутреннего аудита задач;

иметь беспрепятственный доступ, в проверяемое подразде­ление, а также в помещения, которые используются для хра­нения документов, денежной наличности и ценностей, полу­чать информацию, хранящуюся на магнитных носителях;

с разрешения руководства банка снимать копии с полу­ченных документов, в том числе копии файлов, копии лю­бых средств, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также рас­шифровывать эти записи;     

при выявлении грубых нарушений действующего зако­нодательства, случаев хищений, допущенных работниками банка, рекомендовать правлению банка отстранение их от выполнения служебных обязанностей.

Руководство банка обязано своевременно реагировать на рекомендации службы внутреннего аудита.

В пределах предоставленных полномочий деятельность службы внутреннего аудита банка считается исключительной.

Обязанности службы, внутреннего аудита включают:

анализ и контроль рисков банковской деятельности, оцен­ку полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета, операционного и административного контроля:

постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка установленного документооборота, процедур проведе­ния операций, функций и полномочий в соответствии с воз­ложенными на них обязанностями;

рассмотрение фактов нарушений сотрудниками банка действующего законодательства, нормативных актов НБУ и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих и определяющих политику банка;             

рекомендации руководству банка принимать решения по обеспечению недопущения действий, результатом кото­рых может стать нарушение действующего законодатель­ства, нормативных актов НБУ;

рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, улучшению системы внутреннего контроля и осуществление контроля за их использованием и выполне­нием;

обеспечение сохранности и возвратности полученных от подразделений банка документов на всех носителях;

документирование каждого факта проверки, письменное оформление заключений, где должны отображаться все воп­росы, изученные в ходе проверки, и рекомендации, предос­тавленные руководству банка;

контроль организации работы в банке по изучению все­ми сотрудниками требований действующего законодательства Украины, нормативных актов НБУ, других подзакон­ных и ведомственных актов, внутренних документов банка на основании перечня служебных обязанностей.

Руководитель службы внутреннего аудита банка при­нимает участие в заседаниях правления банка, Совета бан­ка при обсуждении тем, прямо или косвенно касающихся внутреннего контроля и аудита, бухгалтерского учета, струк­туры или развития банка.

Порядок проведения внутреннего аудита и оформле­ние результатов проверки структурных подразделений банка осуществляется службой внутреннего аудита на ос­новании согласованного с Советом банка и утвержденного правлением банка плана (графика) проведения проверок на текущий год. Объем программы внутреннего аудита должен быть достаточным для выполнения заданий рабо­ты аудита. Частота проведения аудиторских процедур дол­жна обусловливаться оценками рисков, присущих каждой сфере направленности аудита. По специальным поручени­ям Совета банка служба внутреннего аудита банка имеет право осуществлять внеплановые проверки по отдельным вопросам. Внутренний аудит может проводиться по требо­ванию НБУ в пределах пруденционного надзора. Проведе­ние аудита структурных подразделений банка осуществля­ется службой внутреннего аудита независимо от плана работы ревизионного подразделения банка. Служба внутрен­него аудита — орган оперативного контроля исполнитель­ных органов банка и в отличие от ревизионной комиссии, которая является органом контроля акционеров (участ­ников) банка, не ставит целью комплексную проверку деятельности подразделений в статике, ретроспективно, т.е. после завершения финансово-хозяйственных процессов (квартал, год).

С целью предупреждения злоупотреблений в отношени­ях с сотрудниками других подразделений банка руководи­тель службы внутреннего аудита применяет ротацию внут­ренних аудиторов, т.е. один и тот же аудитор не может про­водить аудит одного подразделения банка постоянно.

Для надлежащего выполнения возложенных на службу внутреннего аудита задач и функций необходимо руковод­ствоваться такими стандартами аудиторской проверки:

независимость — служба внутреннего аудита должна быть независима от деятельности подразделений банка, ко­торые она проверяет. Независимость достигается вследствие организационного статуса службы внутреннего аудита;

профессиональное мастерство — аудиторские провер­ки должны выполняться на высоком профессиональном уровне, который достигается благодаря: правильному под­бору кадров; необходимой квалификации; надлежащему надзору за работой внутренних аудиторов со стороны Сове­та банка, правления банка;

получение компетентных (бесспорных) доказательств — компетентное определение доказательств в зависимости от степени уверенности в том, что предоставленная информа­ция является действительной, достоверной и имеет отноше­ние. к доказываемому вопросу;

формулирование (заключение) мысли — аудиторское заключение должно быть максимально точным и кратким при оценке работы подразделений.

Службы внутреннего аудита банков имеют право разраба­тывать и применять в работе собственные стандарты аудита.

При проведении внутреннего аудита подразделений бан­ка необходимо предусмотреть наличие таких этапов про­верки:

получение полной информации о проверяемом подраз­делении, включая средства контроля для оценки внутрен­него риска;

составление и выполнение плана работы внутреннего аудита банка, в котором должны отображаться цель и про­цедуры проверки с учетом информации о проверяемом подразделении;

проведение проверок на существенность, оценка и ото­бражение достоверности доказательств того, что суждения руководителей банка, указанные в бухгалтерской отчетно­сти и финансовых документах, являются обоснованными и позволяют достичь соответствующих целей;

проведение внеплановой тематической проверки, позво­ляющей повысить уровень убежденности в отдельных за­ключениях аудиторской проверки;

составление аудитором отчета или заключения и предо­ставление информации о недостатках в структуре контроля соответствующего подразделения, которое проверяется.

Недостатки, выявленные в процессе проведения ауди­торской проверки банка, должны найти отображение в ауди­торском заключении, которое составляется с учетом стан­дартов и методических приемов проведения аудита и под­писывается руководителем службы внутреннего аудита банка.

В заключении излагаются выявленные недостатки, на­рушения и злоупотребления, характеризующие проведение соответствующие банковских операций. Акцентируется внимание на позитивном опыте работы подразделения, ко­торый можно использовать на других участках в банке. Не­обходимо также изложить причины, особенно организаци­онного характера, создавшие условия для осуществления нарушений и злоупотреблений, и внести предложения по принятию мер для их устранения. Одновременно необходимо представить квалифицированную оценку состояния системы внутреннего контроля соответствующего подраз­деления банка.

После завершения работы над отчетом рекомендуется провести итоговое совещание с руководством проверявше­гося подразделения.

Для принятия организационных мер аудиторское за­ключение направляется Совету банка и правлению банка.

Установление взаимоотношений между внешним и внутренним аудитом является важной мерой по созданию эффективной системы внутреннего контроля в банке по под­держанию взаимоотношений и обмену информацией меж­ду внешними и внутренними аудиторами банка. Установ­ление тесных контактов между службой внутреннего ауди­та и внешними аудиторами создает благоприятные усло­вия для обмена между ними практическим опытом прове­дения аудита по взаимосогласованным процедурам. Прав­ление банка проводит со службой внутреннего аудита бан­ка встречи для ознакомления с планом аудиторской про­верки годовой бухгалтерской отчетности и деятельности бан­ка внешними аудиторами.

Контроль НБУ за работой служб внутреннего аудита осуществляется по отчету о работе внутреннего аудита, ко­торый включается в пояснительную записку при составле­нии годового отчета.             

Коммерческие банки представляют отчеты о работе служ­бы внутреннего аудита в НБУ дважды в год в течение первой половины месяца, следующего за отчетным периодом (полгода), согласно табл. 12.1. В случае необходимости НБУ может затребовать у банков отчет о работе внутреннего ауди­та за определенный период времени его деятельности, а так­же другую информацию по вопросам компетенции службы внутреннего аудита банка. Отчет банка о работе службы внутреннего аудита должен содержать информацию по кон­тролю за деятельностью всех подразделений банка.

Региональные управления НБУ по местонахождению филиала имеют право запросить у него информацию о ра­боте и материалы проверок его внутреннего аудита.

НБУ проводит проверку деятельности службы внутрен­него аудита в коммерческих банках.

По результатам анализа отчетности и материалам про­верок НБУ в случае необходимости отправляет банку пись­мо с требованиями по приведению системы внутреннего аудита в соответствие с Положением. В случае невыполне­ния в установленный срок требований по устранению недо­статков НБУ может применять санкции в порядке, уста­новленном действующим законодательством Украины.

12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей

Сохранность денежных билетов и монеты в банках обес­печивается прежде всего четко налаженным внутренним контролем банка, который осуществляется бухгалтерией и другими подразделениями. Организация и методика внут­реннего контроля средств в банках установлены норматив­ными документами НБУ.

Контроль денежных билетов, монеты и других ценно­стей, находящихся в денежных хранилищах и кассах уч­реждений банка, а также проверка порядка их хранения осуществляются:

по распоряжению руководителя учреждения банка не реже одного раза в полугодие, а также ежегодно по состоя­нию на 1 января нового года;

при смене руководителя, главного бухгалтера или заве­дующего кассой;

в случае временной смены должностных лиц, ответствен­ных за сохранность ценностей;

по распоряжению НБУ или органов соответствующих банков (общего собрания акционеров, участников и в дру­гих случаях, предусмотренных законодательством).

 

Таблица 12.1. Состояние внутреннего аудита АКБ "'Украина"

на "1" января 199_ г.


 

Ревизии ценностей, находящихся в ответственности ра­ботников кассы, имеющие переходные остатки валютных ценностей, проводятся ежемесячно. Результаты ревизии оформляют записью в отчетной справке работника кассы, а также регистрируют в специальной книге, где указывают дату, фамилию, имя и отчество кассира, ценности у которого были обревизованы.

Отчетная справка о кассовых оборотах за день и остат­ки ценностей составляется за операционный день заведую­щим кассой и кассиром. В справке указываются наимено­вания ценностей, от кого получены ценности на начало дня, обороты за день (поступления, выдача), сколько передано ценностей, остаток на конец дня. На обороте отчетной справ­ки указывается, какие ценности проверены сплошным и выборочным способами, кто проводил контроль и резуль­таты (остатки, недостачи).

Ревизия денежных билетов, монеты и других ценностей проводится составом лиц, назначенных приказом руководи­теля учреждения банка, по распоряжению которого осущест­вляется контроль. К проведению ревизии привлекают сотруд­ников, не связанных с выполнением операций с денежными ценностями. Один из этих сотрудников назначается руково­дителем. Ответственность за правильную организацию и вы­полнение установленных правил проведения ревизий несет руководитель учреждения банка, назначившего ревизию.

Ревизия дважды в год может не проводиться тогда, когда в этом полугодии в учреждении банка осуществлена реви­зия ценностей работниками вышестоящего учреждения бан­ка или в случае смены, а также временного отсутствия ма­териально ответственных лиц за сохранность ценностей. Ин­тервал между ревизиями во времени не может превышать шести месяцев.

Ревизию в связи со сменой руководителя учреждения банка должен возглавлять представитель вышестоящего учреждения (Совета банка).

Лица, не работающие в этом учреждении банка, к проведению ревизии допускаются при наличии удостоверения, выданного вышестоящим учреждением (Советом) банка.

Ревизия проводится при участии лиц, ответственных за сохранность ценностей. При проведении ревизии без при­сутствия материально ответственного лица это отмечают в акте.                                   

Ревизия не должна нарушать проведение операций уч­реждения банка. Осуществляется она внезапно, предусмат­ривает проверку всех ценностей по состоянию на ту же дату и в последовательности, исключающей возможность сокры­тия недостачи денег и ценностей.         

Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает сур­гучной печатью все денежные хранилища, находящиеся в кассовом помещении, независимо от наличия в них ценно­стей на момент начала проверки. Он берет под контроль всю денежную наличность операционной кассы, резервных фондов и другие ценности, выясняет, нет ли денег, ценностей и сумок с денежной наличностью и ценностями в вечерней кассе и кассе пересчета, под ответственностью инкассато­ров и при их участии проверяет наличие ценностей.

До окончания полной ревизии касс, резервных фондов и ценностей доступ должностных лиц, ответственных за со­хранность ценностей, в денежные хранилища разрешается только в присутствии руководителя ревизии, причем вло­жение или изъятие денег и ценностей в этот период осущест­вляется под его контролем. В тех случаях, когда за один день нельзя провести ревизию всех указанных ценностей, руководитель ревизии после окончания рабочего дня вмес­те с лицами, ответственными за сохранность ценностей, опе­чатывает денежные хранилища, сейфы и сдает их под охра­ну в установленном порядке. Печать руководителя реви­зии накладывают на дощечке выше печатей должностных лиц учреждения ревизуемого банка.

Денежные билеты, монеты и другие ценности для кон­трольной проверки выбирает руководитель ревизии. Пач­ки и мешки с поврежденной упаковкой и неправильно оформленными накладными (ярлыками) подлежат постра­ничному и поштучному пересчету.

В случае освобождения руководителя учреждения бан­ка, главного бухгалтера или заведующего кассой от обязан­ностей, связанных с хранением ценностей, денежные биле­ты и монеты, находящиеся в оборотной (операционной) кассе, резервных фондах, подлежат сплошному постраничному пересчету.

Руководитель вышестоящего учреждения банка в при­казе о принятии-передаче дел может продлить установлен­ный срок или разрешить провести выборочный и поштуч­ный пересчет наличности, находящейся в оборотной (опе­рационной) кассе и резервных фондах.

Выборочному постраничному и поштучному пересчету подлежит денежная наличность также в случае смены долж­ностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, осво­божденных в установленном порядке от обязанностей, свя­занных с хранением резервных фондов и осуществлением операций с ними.

НБУ разработана методика ревизии денежных билетов, монеты и других ценностей в учреждениях банка.

В оборотной (операционной) кассе денежные билеты прежде всего проверяют по пачкам и корешкам, монету — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам (лот­кам), а подготовленные к выдаче упакованные деньги — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам. Общую сумму денег сверяют с данными книги учета денежной на­личности операционной кассы и других ценностей. После указанной проверки денежные билеты и монеты опера­ционной кассы подлежат сплошному постраничному пере­счету.

Наличность, находящуюся в операционных кассах учреждений банка, при внезапных ревизиях в полугодии, на 1 января и ревизиях ценностей, связанных с временной сменой материально ответственных лиц за сохранность цен­ностей, пересчитывают в порядке, установленном руководителем учреждения, по распоряжению которого проводится ревизия.

Ревизор, передавая кассиру денежные билеты для по­страничного пересчета, предварительно снимает с корешка бандероль и оставляет ее у себя вместе с частью денежных билетов для контроля. Кассир, пересчитав деньги, сообщает их сумму или количество билетов, к которым ревизор при­лагает сумму денег или количество билетов, оставленных для контроля, и полученный результат сравнивает с данны­ми бандероли. При совпадении общей суммы (количества билетов) оставленные на контроле денежные билеты пере­даются кассиру для пересчета и формирования корешка в установленном порядке. В случае несоответствия деньги пересчитываются ревизором, после чего снова пересчитан­ные деньги и обандероленные в установленном порядке пересчитывает кассир, пересчитывавший их первым. Бан­дероли, верхняя накладная и обвязка с несрезанной плом­бой от раскрытой пачки должны оставаться у ревизора до полного пересчета всех денег, находящихся в пачке.

Поручать пересчет денег тем сотрудникам кассы, кото­рые формировали их в пачки, разрешается только в отдель­ных случаях.

Денежные билеты и монету, находящиеся в вечерней кассе, проверяют по пачкам, корешкам и надписям на яр­лыках, прикрепленных к мешкам, а деньги, упакованные в сумки для выдачи заработной платы, — по надписям на ярлыках. Общую сумму денег сравнивают с данными кас­сового журнала вечерней кассы или контрольной ленты, контрольного кассового аппарата, а также контрольной ве­домости по пересчету выручки. Сумму приходных кассо­вых документов сверяют с итогом кассового журнала или контрольной ленты и контрольной ведомостью. После это­го денежные билеты и монету пересчитывают полностью постранично.

Денежные билеты и монету, находящиеся в кассе пере­счета, проверяют постранично в объеме, определяемом руководителем ревизии или руководителем учреждения бан­ка, по распоряжению которого проводится ревизия.

Нераскрытые сумки с проинкассированной выручкой торговых и других организаций, денежной наличностью и ценностями касс банка при предприятиях, находящихся в кассе пересчета, в вечерней кассе и под ответственностью инкассаторов, сверяют с данными накладных (сопроводи­тельных ведомостей), журналов учета принятых сумок и мешков с денежной наличностью и пустых сумок, регистров, пустых ведомостей и справок о пустых сумках, выданных инкассаторам при выезде их на маршруты. При выявлении сумок, имеющих повреждения, с нарушенными плом­бами и печатями или не соответствующих образцам, деньги, которые в них находятся, пересчитывают постранично. В случае необходимости к участию в пересчете денег могут привлекаться представители соответствующих предприя­тий и организаций, а также правоохранительных органов.

В резервных фондах денежные билеты сначала прове­ряют по пачкам, корешкам и надписям на ярлыках к меш­кам с предварительно подготовленными сумками для вы­дачи, а монету — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а также постраничным пересчетом в объеме, определенном руководителем ревизии или руководителем учреждения банка, по распоряжению которого проводится ревизия. Денежные билеты и монету в поврежденной упа­ковке и с неправильно оформленными накладными (ярлы­ками) полностью пересчитывают. Неразобранные посылки с деньгами раскрывают и проверяют по пачкам и кореш­кам, а в неисправной упаковке — постранично.

Медали, которыми награждают учеников, упакованные в пачки, при проведении ревизий за полугодие и связанных с временной сменой материально ответственных лиц за со­хранность ценностей, на усмотрение ревизоров могут про­веряться по надписям на верхних накладных пачек. В дру­гих случаях проверка ученических медалей осуществляет­ся поштучно.

Иностранную валюту, дорожные чеки в национальной и иностранной валюте, отрезные чеки проверяют по пач­кам, корешкам и надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам (лоткам), а также постраничным пересчетом и по кружкам в объеме, определенном руководителем ревизии или руководителем учреждения банка, по распоряжению которого проводится ревизия.

Книжки вкладов, трудовые книжки  и вкладыши в них, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяют по надписям на верхних накладных пачек и поштучным и постраничным пересчетом в объёме, определяемом руко­водителем ревизии или органа, назначившего ревизию.

Другие ценности проверяют по их номинальной или условной оценке.

После пересчета денежных билетов, монеты и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах, ревизо­ры сверяют выявленные в наличии  ценности с данными книг учета денежной наличности оборотной (операционной) кассы и других ценностей, учета денег в фондах и наличия иностранной валюты и платежных документов в иностран­ной валюте, ежедневного баланса, аналитического учета, а также проверяют, все ли изъятые для ревизии ценности возвращены в денежное хранилище.

Суммы средств, выданных по распискам и другим до­кументам, не оформленным в установленном  порядке и поэтому не принятым бухгалтерией к учету, в оправдание остатка кассы не принимают, а считают недостачей денег у кассира. Выявленные остатки денежных средств в кассе приходуются и возвращению не подлежат.

В случае выявления недостачи или излишка денежных билетов все пачки, сформированные кассиром, у которого выявлены отклонения фактического наличия денежных средств от данных учета, подлежат постраничному пересче­ту. На усмотрение руководителя ревизии такой проверке подлежит также монета при выявлении недостачи или из­лишка ее в мешке.

При выявлении недостач, излишков, связанных с резерв­ными фондами, акт ревизии отправляется также региональ­ным управлениям НБУ.

В случае ревизии, связанной со сменой должностного лица, ответственного за сохранность ценностей, подписание документов, касающихся хранения резервных фондов, де­нежной наличности операционной кассы и других ценно­стей, а также осуществление операций с ними, проводится лицом, сдающим деньги и ценности, до окончания их про­верки и подписания акта.              

Руководители учреждений банка осуществляют также текущий контроль эмиссионно-кассовой работы, инкасса­ции денежной выручки, состояния охраны и сигнализации, соблюдения пропускного режима, правильности учета, хра­нения и использования оружия, боеприпасов, ключей, печа­тей, штампов, пломбиров. Для проверки привлекают сотруд­ников учреждения банка, имеющих соответствующие зна­ния и опыт в этих участках работы. Результаты проверки оформляют актом, где указывают недостатки и возможные меры по их предупреждению.

Руководители учреждений банков обязаны в пятиднев­ный срок рассмотреть результаты проведенной ревизии, проверить, исправить выявленные недостатки и принять меры по предупреждению их повторения.

Кроме ревизий денежных билетов, монеты и других цен­ностей руководители региональных управлений НБУ про­водят не реже одного раза в квартал (кроме периодов, в которых проводится ревизия) контроль пересчета денег, находящихся в резервных фондах, лично отбирая для этого пачки денежных билетов и мешки с монетой. Контроль пересчета проводится при участии лиц, ответственных за сохранность ценностей, или специально выделенного сотруд­ника, не связанного с выполнением операций с денежными ценностями. После этого деньги упаковывают в установ­ленном порядке кассиры, их пересчитывавшие. На бандеролях, верхней накладной и ярлыках проставляется штамп «Контрольный пересчет». В тех случаях, когда контрольный пересчет связан с объединением при этом неполных пачек денежных билетов, находящихся в резервных фондах, про­водится заведующим кассой, контроль осуществляется ру­ководителем или главным бухгалтером учреждения банка.

При выявлении излишков или недостач денег составля­ется акт о результатах пересчета денег. К акту прилагают­ся объяснение сотрудников кассы, допустивших недостат­ки, а также сообщение руководителя учреждения банка о принятых профилактических мерах. Излишки денег, вы­явленные в упаковке банкнотной фабрики, зачисляют на отдельный субсчет счета «Прибыли и убытки».

Акты ревизии за последний год и специальная книга регистрации ежемесячных ревизий хранятся у главного бухгалтера учреждения банка.

Изложенная организация и методика внутрибанковского контроля утверждена НБУ для всей банковской систе­мы Украины. В процессе проведения внешнего аудитор­ского контроля в заключении аудитора освещается соблю­дение ее, состояние внутрибанковского контроля, содержа­ние выявленных недостатков и принятие мер по предуп­реждению повторения их в дальнейшей деятельности банка.