Внутренний аудит в коммерческих банках осуществляется специальной службой внутреннего аудита, созданной по соответствующему нормативному акту Национального банка Украины. Эта служба создается с целью оценки и совершенствования системы внутреннего контроля коммерческого банка при минимальных затратах.
Внутренний аудит банка — это независимая экспертная деятельность аудиторской службы банка для проверки и оценки адекватности и эффективности системы внутреннего контроля и качества выполнения сотрудниками банка возложенных на них обязанностей, а также предупреждения убытков банка. Осуществляется внутренний аудит способом проверки системы бухгалтерского учета, финансовой и оперативной информации по вопросам деятельности банка. При этом проверяются активы банка (ресурсы), которые в будущем принесут экономическую выгоду и приведут к увеличению капитала банка.
Проверяя эффективность действующей в банке системы внутреннего контроля, внутренний аудит, применяя определенные методические приемы и процедуры аудита, устанавливает соблюдение внутренних и внешних нормативных актов, сохранность активов банка, его клиентов, оптимальное использование ресурсов банка, управление рисками, обеспечение четкого выполнения распоряжений руководства банка в достижении цели, предусмотренной стратегическими и текущими планами банка. Одновременно проверяются конфликты интересов, т.е. любой вид отношений, которые не соответствуют интересам банка или могут помешать добросовестному выполнению обязанностей определенными должностными лицами.
Внутренний аудит координирует свою деятельность также со службой пруденционного надзора, которая занимается систематической оценкой общего финансового состояния, результатов деятельности и качества руководства банком (соблюдение действующего законодательства, нормативных актов НБУ, экономических нормативов и др.).
Организационная структура и требования в службе внутреннего аудита нормированы специальным Положением, разработанным коммерческим банком с учетом требований НБУ и специфики деятельности самого банка.
Служба внутреннего аудита банка — это самостоятельное структурное подразделение коммерческого банка, созданное по решению высшего органа банка и, как правило, подчиненное непосредственно Совету банка. НБУ рекомендует назначать на должность руководителя службы внутреннего аудита банка лиц, имеющих высшее экономическое образование и стаж работы в банковской системе на экономической работе не менее трех лет, а для работников внутреннего аудита — не менее года. Руководитель и работники службы внутреннего аудита одновременно не могут осуществлять руководство в других подразделениях банка или работать по совместительству в других банках Украины. Количество работников этой службы должно быть достаточным для эффективного достижения целей и задач, предусмотренных для этого подразделения.
Служба внутреннего аудита отчитывается перед правлением банка не менее одного раза в год, готовит докладную записку Совету банка и собранию акционеров (участников) банка.
Главными функциями службы внутреннего аудита являются следующие:
уменьшение рисков в проведении операций, связанных с рациональным и эффективным использованием ресурсов банков;
предоставление рекомендаций структурным подразделениям банка в процессе планирования, на стадии разработки и внедрения новых продуктов, процессов, систем;
проведение аудита деятельности структурных подразделений банка с целью обеспечения анализа и оценки внутреннего контроля, политики, процедур банка, касающихся адекватности, соответствия, эффективности и точности бухгалтерских данных и сохранности активов банка;
координация своей деятельности с действиями независимых аудиторских фирм при проведении внешнего аудита банка с целью обеспечения оптимальных условий, при которых аудиторские, фирмы могут доверять заключениям службы внутреннего аудита для избежания дублирования контрольных процедур;
составление и предоставление заключений и отчетов при проверке внешним аудитом.
Перед службой внутреннего аудита ставятся такие задачи:
способствование адекватности системы внутреннего контроля банка и операционных процедур;
выполнение банком требований действующего законодательства Украины, нормативных актов НБУ, устава и внутренних положений банка, проведения банком расчетно-кассовых, кредитных, депозитных, сберегательных, валютных, фондовых и других операций в объеме предоставленных НБУ лицензий;
содействие организации и методологии бухгалтерского учета;
внедрение эффективной, достоверной и полной информационной системы управления для своевременного выявления и устранения недостатков и нарушений в осуществлении банковских операций;
своевременное выявление нарушений и недостатков в деятельности структурных подразделений, разработка оптимальных, решений по их ликвидации и устранению причин возникновения этих недостатков в процессе деятельности банка;
проверка и выдача рекомендаций выполнения требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
установление и поддерживание взаимодействия с внешними аудиторами, контролирующими органами и органами пруденционного надзора;
предоставление Совету банка, правлению банка заключений о результатах проведенной работы и рекомендаций по улучшению существующей системы внутреннего контроля.
Служба внутреннего аудита имеет право:
получать в устной и письменной форме от руководителя проверяемого подразделения необходимые документы, разъяснения, а также другие материалы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности этого подразделения;
определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства Украины, нормативным актам НБУ, решениям руководящих органов банка, определяющих политику и стратегию банка, процедуру принятия и реализацию решений, организацию учета и отчетности;
проверять расчетно-кассовые документы, контракты банка, финансовую и статистическую отчетность, другую документацию, а в случае необходимости — денежную наличность, другие ценности, находящиеся в банке;
отправлять запросы третьим лицам — субъектам предпринимательской деятельности по вопросам соответствия действующему законодательству Украины операций, проводимых банком;
привлекать в случае необходимости сотрудников других структурных подразделений банка для выполнения поставленных перед службой внутреннего аудита задач;
иметь беспрепятственный доступ, в проверяемое подразделение, а также в помещения, которые используются для хранения документов, денежной наличности и ценностей, получать информацию, хранящуюся на магнитных носителях;
с разрешения руководства банка снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых средств, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровывать эти записи;
при выявлении грубых нарушений действующего законодательства, случаев хищений, допущенных работниками банка, рекомендовать правлению банка отстранение их от выполнения служебных обязанностей.
Руководство банка обязано своевременно реагировать на рекомендации службы внутреннего аудита.
В пределах предоставленных полномочий деятельность службы внутреннего аудита банка считается исключительной.
Обязанности службы, внутреннего аудита включают:
анализ и контроль рисков банковской деятельности, оценку полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета, операционного и административного контроля:
постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка установленного документооборота, процедур проведения операций, функций и полномочий в соответствии с возложенными на них обязанностями;
рассмотрение фактов нарушений сотрудниками банка действующего законодательства, нормативных актов НБУ и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих и определяющих политику банка;
рекомендации руководству банка принимать решения по обеспечению недопущения действий, результатом которых может стать нарушение действующего законодательства, нормативных актов НБУ;
рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, улучшению системы внутреннего контроля и осуществление контроля за их использованием и выполнением;
обеспечение сохранности и возвратности полученных от подразделений банка документов на всех носителях;
документирование каждого факта проверки, письменное оформление заключений, где должны отображаться все вопросы, изученные в ходе проверки, и рекомендации, предоставленные руководству банка;
контроль организации работы в банке по изучению всеми сотрудниками требований действующего законодательства Украины, нормативных актов НБУ, других подзаконных и ведомственных актов, внутренних документов банка на основании перечня служебных обязанностей.
Руководитель службы внутреннего аудита банка принимает участие в заседаниях правления банка, Совета банка при обсуждении тем, прямо или косвенно касающихся внутреннего контроля и аудита, бухгалтерского учета, структуры или развития банка.
Порядок проведения внутреннего аудита и оформление результатов проверки структурных подразделений банка осуществляется службой внутреннего аудита на основании согласованного с Советом банка и утвержденного правлением банка плана (графика) проведения проверок на текущий год. Объем программы внутреннего аудита должен быть достаточным для выполнения заданий работы аудита. Частота проведения аудиторских процедур должна обусловливаться оценками рисков, присущих каждой сфере направленности аудита. По специальным поручениям Совета банка служба внутреннего аудита банка имеет право осуществлять внеплановые проверки по отдельным вопросам. Внутренний аудит может проводиться по требованию НБУ в пределах пруденционного надзора. Проведение аудита структурных подразделений банка осуществляется службой внутреннего аудита независимо от плана работы ревизионного подразделения банка. Служба внутреннего аудита — орган оперативного контроля исполнительных органов банка и в отличие от ревизионной комиссии, которая является органом контроля акционеров (участников) банка, не ставит целью комплексную проверку деятельности подразделений в статике, ретроспективно, т.е. после завершения финансово-хозяйственных процессов (квартал, год).
С целью предупреждения злоупотреблений в отношениях с сотрудниками других подразделений банка руководитель службы внутреннего аудита применяет ротацию внутренних аудиторов, т.е. один и тот же аудитор не может проводить аудит одного подразделения банка постоянно.
Для надлежащего выполнения возложенных на службу внутреннего аудита задач и функций необходимо руководствоваться такими стандартами аудиторской проверки:
независимость — служба внутреннего аудита должна быть независима от деятельности подразделений банка, которые она проверяет. Независимость достигается вследствие организационного статуса службы внутреннего аудита;
профессиональное мастерство — аудиторские проверки должны выполняться на высоком профессиональном уровне, который достигается благодаря: правильному подбору кадров; необходимой квалификации; надлежащему надзору за работой внутренних аудиторов со стороны Совета банка, правления банка;
получение компетентных (бесспорных) доказательств — компетентное определение доказательств в зависимости от степени уверенности в том, что предоставленная информация является действительной, достоверной и имеет отношение. к доказываемому вопросу;
формулирование (заключение) мысли — аудиторское заключение должно быть максимально точным и кратким при оценке работы подразделений.
Службы внутреннего аудита банков имеют право разрабатывать и применять в работе собственные стандарты аудита.
При проведении внутреннего аудита подразделений банка необходимо предусмотреть наличие таких этапов проверки:
получение полной информации о проверяемом подразделении, включая средства контроля для оценки внутреннего риска;
составление и выполнение плана работы внутреннего аудита банка, в котором должны отображаться цель и процедуры проверки с учетом информации о проверяемом подразделении;
проведение проверок на существенность, оценка и отображение достоверности доказательств того, что суждения руководителей банка, указанные в бухгалтерской отчетности и финансовых документах, являются обоснованными и позволяют достичь соответствующих целей;
проведение внеплановой тематической проверки, позволяющей повысить уровень убежденности в отдельных заключениях аудиторской проверки;
составление аудитором отчета или заключения и предоставление информации о недостатках в структуре контроля соответствующего подразделения, которое проверяется.
Недостатки, выявленные в процессе проведения аудиторской проверки банка, должны найти отображение в аудиторском заключении, которое составляется с учетом стандартов и методических приемов проведения аудита и подписывается руководителем службы внутреннего аудита банка.
В заключении излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления, характеризующие проведение соответствующие банковских операций. Акцентируется внимание на позитивном опыте работы подразделения, который можно использовать на других участках в банке. Необходимо также изложить причины, особенно организационного характера, создавшие условия для осуществления нарушений и злоупотреблений, и внести предложения по принятию мер для их устранения. Одновременно необходимо представить квалифицированную оценку состояния системы внутреннего контроля соответствующего подразделения банка.
После завершения работы над отчетом рекомендуется провести итоговое совещание с руководством проверявшегося подразделения.
Для принятия организационных мер аудиторское заключение направляется Совету банка и правлению банка.
Установление взаимоотношений между внешним и внутренним аудитом является важной мерой по созданию эффективной системы внутреннего контроля в банке по поддержанию взаимоотношений и обмену информацией между внешними и внутренними аудиторами банка. Установление тесных контактов между службой внутреннего аудита и внешними аудиторами создает благоприятные условия для обмена между ними практическим опытом проведения аудита по взаимосогласованным процедурам. Правление банка проводит со службой внутреннего аудита банка встречи для ознакомления с планом аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности и деятельности банка внешними аудиторами.
Контроль НБУ за работой служб внутреннего аудита осуществляется по отчету о работе внутреннего аудита, который включается в пояснительную записку при составлении годового отчета.
Коммерческие банки представляют отчеты о работе службы внутреннего аудита в НБУ дважды в год в течение первой половины месяца, следующего за отчетным периодом (полгода), согласно табл. 12.1. В случае необходимости НБУ может затребовать у банков отчет о работе внутреннего аудита за определенный период времени его деятельности, а также другую информацию по вопросам компетенции службы внутреннего аудита банка. Отчет банка о работе службы внутреннего аудита должен содержать информацию по контролю за деятельностью всех подразделений банка.
Региональные управления НБУ по местонахождению филиала имеют право запросить у него информацию о работе и материалы проверок его внутреннего аудита.
НБУ проводит проверку деятельности службы внутреннего аудита в коммерческих банках.
По результатам анализа отчетности и материалам проверок НБУ в случае необходимости отправляет банку письмо с требованиями по приведению системы внутреннего аудита в соответствие с Положением. В случае невыполнения в установленный срок требований по устранению недостатков НБУ может применять санкции в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
Сохранность денежных билетов и монеты в банках обеспечивается прежде всего четко налаженным внутренним контролем банка, который осуществляется бухгалтерией и другими подразделениями. Организация и методика внутреннего контроля средств в банках установлены нормативными документами НБУ.
Контроль денежных билетов, монеты и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах учреждений банка, а также проверка порядка их хранения осуществляются:
по распоряжению руководителя учреждения банка не реже одного раза в полугодие, а также ежегодно по состоянию на 1 января нового года;
при смене руководителя, главного бухгалтера или заведующего кассой;
в случае временной смены должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;
по распоряжению НБУ или органов соответствующих банков (общего собрания акционеров, участников и в других случаях, предусмотренных законодательством).
Таблица 12.1. Состояние внутреннего аудита АКБ "'Украина"
на "1" января 199_ г.
Ревизии ценностей, находящихся в ответственности работников кассы, имеющие переходные остатки валютных ценностей, проводятся ежемесячно. Результаты ревизии оформляют записью в отчетной справке работника кассы, а также регистрируют в специальной книге, где указывают дату, фамилию, имя и отчество кассира, ценности у которого были обревизованы.
Отчетная справка о кассовых оборотах за день и остатки ценностей составляется за операционный день заведующим кассой и кассиром. В справке указываются наименования ценностей, от кого получены ценности на начало дня, обороты за день (поступления, выдача), сколько передано ценностей, остаток на конец дня. На обороте отчетной справки указывается, какие ценности проверены сплошным и выборочным способами, кто проводил контроль и результаты (остатки, недостачи).
Ревизия денежных билетов, монеты и других ценностей проводится составом лиц, назначенных приказом руководителя учреждения банка, по распоряжению которого осуществляется контроль. К проведению ревизии привлекают сотрудников, не связанных с выполнением операций с денежными ценностями. Один из этих сотрудников назначается руководителем. Ответственность за правильную организацию и выполнение установленных правил проведения ревизий несет руководитель учреждения банка, назначившего ревизию.
Ревизия дважды в год может не проводиться тогда, когда в этом полугодии в учреждении банка осуществлена ревизия ценностей работниками вышестоящего учреждения банка или в случае смены, а также временного отсутствия материально ответственных лиц за сохранность ценностей. Интервал между ревизиями во времени не может превышать шести месяцев.
Ревизию в связи со сменой руководителя учреждения банка должен возглавлять представитель вышестоящего учреждения (Совета банка).
Лица, не работающие в этом учреждении банка, к проведению ревизии допускаются при наличии удостоверения, выданного вышестоящим учреждением (Советом) банка.
Ревизия проводится при участии лиц, ответственных за сохранность ценностей. При проведении ревизии без присутствия материально ответственного лица это отмечают в акте.
Ревизия не должна нарушать проведение операций учреждения банка. Осуществляется она внезапно, предусматривает проверку всех ценностей по состоянию на ту же дату и в последовательности, исключающей возможность сокрытия недостачи денег и ценностей.
Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает сургучной печатью все денежные хранилища, находящиеся в кассовом помещении, независимо от наличия в них ценностей на момент начала проверки. Он берет под контроль всю денежную наличность операционной кассы, резервных фондов и другие ценности, выясняет, нет ли денег, ценностей и сумок с денежной наличностью и ценностями в вечерней кассе и кассе пересчета, под ответственностью инкассаторов и при их участии проверяет наличие ценностей.
До окончания полной ревизии касс, резервных фондов и ценностей доступ должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, в денежные хранилища разрешается только в присутствии руководителя ревизии, причем вложение или изъятие денег и ценностей в этот период осуществляется под его контролем. В тех случаях, когда за один день нельзя провести ревизию всех указанных ценностей, руководитель ревизии после окончания рабочего дня вместе с лицами, ответственными за сохранность ценностей, опечатывает денежные хранилища, сейфы и сдает их под охрану в установленном порядке. Печать руководителя ревизии накладывают на дощечке выше печатей должностных лиц учреждения ревизуемого банка.
Денежные билеты, монеты и другие ценности для контрольной проверки выбирает руководитель ревизии. Пачки и мешки с поврежденной упаковкой и неправильно оформленными накладными (ярлыками) подлежат постраничному и поштучному пересчету.
В случае освобождения руководителя учреждения банка, главного бухгалтера или заведующего кассой от обязанностей, связанных с хранением ценностей, денежные билеты и монеты, находящиеся в оборотной (операционной) кассе, резервных фондах, подлежат сплошному постраничному пересчету.
Руководитель вышестоящего учреждения банка в приказе о принятии-передаче дел может продлить установленный срок или разрешить провести выборочный и поштучный пересчет наличности, находящейся в оборотной (операционной) кассе и резервных фондах.
Выборочному постраничному и поштучному пересчету подлежит денежная наличность также в случае смены должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, освобожденных в установленном порядке от обязанностей, связанных с хранением резервных фондов и осуществлением операций с ними.
НБУ разработана методика ревизии денежных билетов, монеты и других ценностей в учреждениях банка.
В оборотной (операционной) кассе денежные билеты прежде всего проверяют по пачкам и корешкам, монету — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам (лоткам), а подготовленные к выдаче упакованные деньги — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам. Общую сумму денег сверяют с данными книги учета денежной наличности операционной кассы и других ценностей. После указанной проверки денежные билеты и монеты операционной кассы подлежат сплошному постраничному пересчету.
Наличность, находящуюся в операционных кассах учреждений банка, при внезапных ревизиях в полугодии, на 1 января и ревизиях ценностей, связанных с временной сменой материально ответственных лиц за сохранность ценностей, пересчитывают в порядке, установленном руководителем учреждения, по распоряжению которого проводится ревизия.
Ревизор, передавая кассиру денежные билеты для постраничного пересчета, предварительно снимает с корешка бандероль и оставляет ее у себя вместе с частью денежных билетов для контроля. Кассир, пересчитав деньги, сообщает их сумму или количество билетов, к которым ревизор прилагает сумму денег или количество билетов, оставленных для контроля, и полученный результат сравнивает с данными бандероли. При совпадении общей суммы (количества билетов) оставленные на контроле денежные билеты передаются кассиру для пересчета и формирования корешка в установленном порядке. В случае несоответствия деньги пересчитываются ревизором, после чего снова пересчитанные деньги и обандероленные в установленном порядке пересчитывает кассир, пересчитывавший их первым. Бандероли, верхняя накладная и обвязка с несрезанной пломбой от раскрытой пачки должны оставаться у ревизора до полного пересчета всех денег, находящихся в пачке.
Поручать пересчет денег тем сотрудникам кассы, которые формировали их в пачки, разрешается только в отдельных случаях.
Денежные билеты и монету, находящиеся в вечерней кассе, проверяют по пачкам, корешкам и надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а деньги, упакованные в сумки для выдачи заработной платы, — по надписям на ярлыках. Общую сумму денег сравнивают с данными кассового журнала вечерней кассы или контрольной ленты, контрольного кассового аппарата, а также контрольной ведомости по пересчету выручки. Сумму приходных кассовых документов сверяют с итогом кассового журнала или контрольной ленты и контрольной ведомостью. После этого денежные билеты и монету пересчитывают полностью постранично.
Денежные билеты и монету, находящиеся в кассе пересчета, проверяют постранично в объеме, определяемом руководителем ревизии или руководителем учреждения банка, по распоряжению которого проводится ревизия.
Нераскрытые сумки с проинкассированной выручкой торговых и других организаций, денежной наличностью и ценностями касс банка при предприятиях, находящихся в кассе пересчета, в вечерней кассе и под ответственностью инкассаторов, сверяют с данными накладных (сопроводительных ведомостей), журналов учета принятых сумок и мешков с денежной наличностью и пустых сумок, регистров, пустых ведомостей и справок о пустых сумках, выданных инкассаторам при выезде их на маршруты. При выявлении сумок, имеющих повреждения, с нарушенными пломбами и печатями или не соответствующих образцам, деньги, которые в них находятся, пересчитывают постранично. В случае необходимости к участию в пересчете денег могут привлекаться представители соответствующих предприятий и организаций, а также правоохранительных органов.
В резервных фондах денежные билеты сначала проверяют по пачкам, корешкам и надписям на ярлыках к мешкам с предварительно подготовленными сумками для выдачи, а монету — по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а также постраничным пересчетом в объеме, определенном руководителем ревизии или руководителем учреждения банка, по распоряжению которого проводится ревизия. Денежные билеты и монету в поврежденной упаковке и с неправильно оформленными накладными (ярлыками) полностью пересчитывают. Неразобранные посылки с деньгами раскрывают и проверяют по пачкам и корешкам, а в неисправной упаковке — постранично.
Медали, которыми награждают учеников, упакованные в пачки, при проведении ревизий за полугодие и связанных с временной сменой материально ответственных лиц за сохранность ценностей, на усмотрение ревизоров могут проверяться по надписям на верхних накладных пачек. В других случаях проверка ученических медалей осуществляется поштучно.
Иностранную валюту, дорожные чеки в национальной и иностранной валюте, отрезные чеки проверяют по пачкам, корешкам и надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам (лоткам), а также постраничным пересчетом и по кружкам в объеме, определенном руководителем ревизии или руководителем учреждения банка, по распоряжению которого проводится ревизия.
Книжки вкладов, трудовые книжки и вкладыши в них, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяют по надписям на верхних накладных пачек и поштучным и постраничным пересчетом в объёме, определяемом руководителем ревизии или органа, назначившего ревизию.
Другие ценности проверяют по их номинальной или условной оценке.
После пересчета денежных билетов, монеты и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах, ревизоры сверяют выявленные в наличии ценности с данными книг учета денежной наличности оборотной (операционной) кассы и других ценностей, учета денег в фондах и наличия иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, ежедневного баланса, аналитического учета, а также проверяют, все ли изъятые для ревизии ценности возвращены в денежное хранилище.
Суммы средств, выданных по распискам и другим документам, не оформленным в установленном порядке и поэтому не принятым бухгалтерией к учету, в оправдание остатка кассы не принимают, а считают недостачей денег у кассира. Выявленные остатки денежных средств в кассе приходуются и возвращению не подлежат.
В случае выявления недостачи или излишка денежных билетов все пачки, сформированные кассиром, у которого выявлены отклонения фактического наличия денежных средств от данных учета, подлежат постраничному пересчету. На усмотрение руководителя ревизии такой проверке подлежит также монета при выявлении недостачи или излишка ее в мешке.
При выявлении недостач, излишков, связанных с резервными фондами, акт ревизии отправляется также региональным управлениям НБУ.
В случае ревизии, связанной со сменой должностного лица, ответственного за сохранность ценностей, подписание документов, касающихся хранения резервных фондов, денежной наличности операционной кассы и других ценностей, а также осуществление операций с ними, проводится лицом, сдающим деньги и ценности, до окончания их проверки и подписания акта.
Руководители учреждений банка осуществляют также текущий контроль эмиссионно-кассовой работы, инкассации денежной выручки, состояния охраны и сигнализации, соблюдения пропускного режима, правильности учета, хранения и использования оружия, боеприпасов, ключей, печатей, штампов, пломбиров. Для проверки привлекают сотрудников учреждения банка, имеющих соответствующие знания и опыт в этих участках работы. Результаты проверки оформляют актом, где указывают недостатки и возможные меры по их предупреждению.
Руководители учреждений банков обязаны в пятидневный срок рассмотреть результаты проведенной ревизии, проверить, исправить выявленные недостатки и принять меры по предупреждению их повторения.
Кроме ревизий денежных билетов, монеты и других ценностей руководители региональных управлений НБУ проводят не реже одного раза в квартал (кроме периодов, в которых проводится ревизия) контроль пересчета денег, находящихся в резервных фондах, лично отбирая для этого пачки денежных билетов и мешки с монетой. Контроль пересчета проводится при участии лиц, ответственных за сохранность ценностей, или специально выделенного сотрудника, не связанного с выполнением операций с денежными ценностями. После этого деньги упаковывают в установленном порядке кассиры, их пересчитывавшие. На бандеролях, верхней накладной и ярлыках проставляется штамп «Контрольный пересчет». В тех случаях, когда контрольный пересчет связан с объединением при этом неполных пачек денежных билетов, находящихся в резервных фондах, проводится заведующим кассой, контроль осуществляется руководителем или главным бухгалтером учреждения банка.
При выявлении излишков или недостач денег составляется акт о результатах пересчета денег. К акту прилагаются объяснение сотрудников кассы, допустивших недостатки, а также сообщение руководителя учреждения банка о принятых профилактических мерах. Излишки денег, выявленные в упаковке банкнотной фабрики, зачисляют на отдельный субсчет счета «Прибыли и убытки».
Акты ревизии за последний год и специальная книга регистрации ежемесячных ревизий хранятся у главного бухгалтера учреждения банка.
Изложенная организация и методика внутрибанковского контроля утверждена НБУ для всей банковской системы Украины. В процессе проведения внешнего аудиторского контроля в заключении аудитора освещается соблюдение ее, состояние внутрибанковского контроля, содержание выявленных недостатков и принятие мер по предупреждению повторения их в дальнейшей деятельности банка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.