Лекция на тему: Внутренняя политика России в начале XIX века
Цели занятия:
1. образовательные цели:
ü сформировать представления о личности Александра I и его воспитании;
ü обозначить причины создания «Негласного комитета»;
ü изучить внутреннюю политику императора, его первые преобразования в государстве, их цели, направлениях и последствиях;
ü дать оценку предложенных М. Сперанским проектов, по проведения преобразований внутри государства;
Изучение нового материала:
1. Начало правления Александра 1. Личность императора.
2. «Негласный комитет».
3. Первые попытки преобразований (1801-1810 гг.)
4. М.М. Сперанский и его реформы государственного управления.
Вопросы к фронтальному опросу:
1. Какая форма правления была в России начала ΧΙΧ века? Охарактеризуйте её.
2. На основе предложенных иллюстраций попробуйте сказать, одним словом, о чем идет речь?
3. В 1725 г. Петр I скончался, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником российского престола?
4. Чьё время правления позднее получило название «бироновщина»?
5. В период ее правления в России впервые не применялась смертная казнь, кто это?
6. В 1792 году она пожаловала Кубань на вечное пользование, куда они переселились, основав город. Назовите правителя и сословие?
7. Чем можно объяснить короткое правление Павла I?
8. Как вы думаете, от кого зависело дальнейшее переустройство и реформы в стране?
Ход работы:
1. Начало правления Александра I. Личность императора.
Сегодня мы совершим путешествие, которое поможет рассмотреть особенности внутренней политики Александра I в 1801 -1810 годах. Узнаем реформы высших органов власти; народного просвещения; указы. Научимся давать оценку началу деятельности императора.
Ребята, посмотрите на потрет Александра I, опишите его. Какие черты характера отражены, на Ваш взгляд, в портрете императора?
Теперь Вашему вниманию предлагается несколько отзывов современников об императоре Александре I. Прочитайте эти высказывания и выразите свои мнения о личности императора.
«Александр был задачею для современников: едва ли будет он разгадан и потомством». Николай Иванович Греч (писатель, филолог)
«Он представляет собой и либеральные стремления к просвещению и общественной жизни, и он же представлял самую упрямую реакцию». Александр николаеви. Пыпин (литературовед, этнограф)
«Дней Александровых прекрасное начало». А.С. Пушкин
«Сфинкс, не разгаданный до гроба». Петр .Андреевич. Вяземский- историк, поэт, публицист.
Александр I родился 12 декабря 1777 года. Он очень любил отца Павла I и бабку Екатерину II и постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. Он получил блестящее образование.
Среди его педагогов особое место принадлежит щвейцарцу Лагарпу, в течение 11 лет воспитывавшему будущего императора в либеральном духе.
К началу XIX века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла.
Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. Тень погибшего отца потом всю жизнь преследовала императора, он винил себя в этой трагедии.
«Когда они вошли в спальню Павла, Александр увидел обезображенное ударами сапог лицо мертвого отца. Это зрелище потрясло его. Ведь он надеялся, что отца только арестуют, а его убили, причем — жестоко, нисколько не думая о сыновьих чувствах Александра.
Еще раз, взглянув в синее, распухшее лицо покойного, Александр вскрикнул и, потеряв сознание, упал на спину… Известно, что один из организаторов заговора…, увидев Александра в истерике, чуть поморщившись, холодно сказал:
- Ступайте царствовать, государь»- Петр Алексеевич Пален, русский военный деятель, генерал от кавалерии.
Император Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года.
Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Цели царствования Александра:
- отмена крепостного права;
- ликвидация последствий правления Павла I;
- развитие образования в стране.
Первый период царствования Александра Ι с 1801по1812 год, ознаменовался целым рядом реформ.
Как Александр I вступил на престол?
Вывод: вступление Александра I произошло в результате дворцового переворота.
2. «Негласный комитет».
В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу».
Так в 1801 году он создал «Негласный комитет», состоявшего из круга преданных друзей, с которыми Александр Ι тайно встречался, обсуждать проекты будущих реформ в России, где главными были вопросы свободы личности, и отмены крепостного права.
Кто же были эти люди?
В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это – граф Павел Александрович Строганов (зам. министра внутренних дел), Николай Николаевич Новосильцев (зам. министра юстиции), князь Адам Адамович Чарторыйский (зам. министра иностранных дел), Виктор Павлович Кочубей (министр внутренних дел).
Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – ограничение самодержавия.
Скажите, если бы «Негласный комитет» стал органом государственной власти, какая форма правления возникла в России?
Вывод: Россия стала бы ограниченной монархией.
3. Первые преобразования в государстве (1801-1810 гг.)
Какие же изменения произошли в начале правления императора?
Александр издает указы:
Были восстановлены «Жалованная грамота городам» и «Жалованная грамоту дворянству», которые были приняты еще при Екатерине ΙΙ и отменены Павлом Ι;
- свобода пропуска российских произведений за границу;
- улучшение содержания заключенных;
- рассмотрение всех судебных дел в Сенате.
1802 г. - реформа высших органов государственной власти- административная реформа.
Сенат превращен в высший судебный орган. Задача: контроль за деятельностью местных властей.
Создание министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции.
Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров.
1803 г.- реформа народного просвещения, образование стало более доступным для низших слоев населения.
С появлением министерства народного просвещения система образования приобрела структуру из четырех звеньев: приходская школа — уездное училище — гимназия — университет. Было открыто сразу пять университетов: в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. Принятый в 1804 году университетский устав предоставил университетам автономию, например, запрещал полиции вмешиваться в дела университетов.
Решен ли был крестьянский вопрос, и было ли отменено крепостное право? Дадим оценку деятельности императора в этом вопросе.
В чем положительные стороны указа, для дальнейшего решения этого вопроса.
20 февраля 1803 года Указ о вольных хлебопашцах (крепостные могли выкупаться на волю с землей, с согласия их владельца- 0,5 % от общего числа крепостных.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
Указы, связанные с крепостным правом:
- указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными (Монополия дворян на землю нарушена)
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках в «розницу», т.е. с разделением семьи.
Указ, запрещавший помещикам ссылать в Сибирь крестьян за маловажные проступки.
Были прекращены:
- пожалования дворянам государственных крестьян;
- право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.
- запрещена публикация объявлений о продаже крепостных крестьян без земли Сама практика продаж не запрещалась, в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой- то не продается а «Отдается в наймы»…
Примеры объявлений о продаже крепостных
«продается свора собак и при них доезжачий»,
«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».
Т.о. крестьянский вопрос был не решен, но это была яркая попытка сделать это, не нарушая дворянских устоев и ничего фактически не меняя.
4. М.М. Сперанский и его реформы государственного управления
Хотелось бы отдельно рассмотреть деятельность Михаила Сперанского. Это видный общественный и государственный деятель эпохи Александра, реформатор и законотворец, который предлагал очень интересные проекты изменения внутреннего устройства страны.
В 1808 году правительство Александра I взяло курс на реформу государственного устройства. Программу реформирования поручили составить Михаилу Михайловичу Сперанскому, выходцу из духовного сословия, зарекомендовавшему себя талантливым организатором.
В октябре 1809 г. был подготовлен проект «Введение к уложению государственных законов».
В нем содержались следующие положения:
- принцип разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению - Государственной Думе; исполнительная — министерствам; судебные функции планировалось оставить за Сенатом.
3 сословия российского общества: 1. дворянство; 2. «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3. «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
- политические права должны были принадлежать представителям «свободных» сословий (третье сословие получало общие гражданские права- «никто не может быть наказан без судебного приговора»);
- избирательное право- обладатели движимого и недвижимого имущества;
- 4-х ступенчатые выборы в государственную думу (1-выборы в волостные думы; избрание членов окружных дум; избирали депутатов губернских дум; депутаты в Гос. Думу);
- руководитель Гос. Думы- канцлер.
1 января 1810 г. манифест о создании Гос. совета. Цель: наведение порядка в подготовке и принятии законов. Задачи: - «разъяснение» смысла законов; принятие мер к их исполнению; рассматривать отчеты министерств; - вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.
1811 г. проект «Уложения Правительствующего сената»: сенат делится на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (высшая судебная инстанция и контролирующий орган всей судебной системы)- не осуществлено.
Как вы считаете, предложенные реформы М.М. Сперанского могли быть реализованы в государстве или нет?
Вывод: деятельность М.Сперанского по достоинству не была оценена, правитель побоялся проводить в государстве такие координальные изменения.
Закрепление нового материала:
Выполнить тестовые задания:
1. Период правления Александра I.
а) 1796-1801 гг.; б) 1801-1825 гг.; в) 1807-1826 гг.
2. Сколько реформаторов входило в состав «Негласного комитета»?
а) 5; б) 4; в) 6.
3. Соотнесите правильно даты и события:
а) 1802 1) указ о вольных хлебопашцах
б) 1804 2) реформа народного просвещения
в) 1803 3) реформа высших органов власти
4. Выберите, какие указы издал Александр I в 1801 году:
а) право крестьян и мещан покупать ненаселенные земли;
б) «Жалованная грамота» городам;
в) «Жалованная грамота» дворянам;
г) об открытии границ;
д) пропуск произведений за границу;
е) улучшение жизни заключенных.
5. Выберите, какие министерства не были образованы:
а) военное
б) морское
в) народного просвещения
г) иностранных дел
д) юстиции
е) коммерции
ж) внутренних дел
з) финансов
и) торговли
к) экономики
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.