Во что играть с тревожными
детьми?
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная
психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека
испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них).
Тревожность нужно отличать от тревоги и страха.
Если ваш ребенок иногда испытывает беспокойство
в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной
работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы
можем говорить о тревоге, но не о тревожности.
Тревожность - устойчивое свойство, и можно
сделать вывод, что оно характерно для вашего ребенка, если он проявляет тревогу
часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски,
выполняя домашнюю работу и др. При
этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если
же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть
объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у
тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.
В этой статье мы рассмотрим, как помочь ребенку,
которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и
развивать все свои задатки.
Ребенок, которого мы называем тревожным, как
правило, обладает большинством из следующих характеристик:
- любое задание или новое событие вызывает у
него беспокойство;
- во время выполнения заданий или при
попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение
даже в области лица и шеи);
- беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
- у него не нарушено внимание, но ему трудно
сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
- плохо переносит ситуации неопределенности или
ожидания;
- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач
в деятельности;
- старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Когда родители смотрят на своего замечательного,
любимого и способного ребенка, который изматывает себя и близких вечным
беспокойством о чем-нибудь, для чего, казалось бы, вовсе нет причин, то часто
испытывают досаду и задаются вопросом: "Ну почему он такой
тревожный?" Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли получится. Но мы
можем рассмотреть основные факторы,
которые способствуют появлению у ребенка тревожности.
Прежде всего, может играть роль наследственность: у тревожных
родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за
счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их
образа мысли и поведения. Такие наблюдения, конечно, не новость (как известно,
яблочко от яблоньки недалеко падает), но иногда родителям трудно увидеть этот
механизм действия в своей семье. При этом факт, что вы не беспокоитесь при
общении с незнакомыми людьми, а ваш ребенок от этого почти впадает в панику,
вовсе не подтверждает отсутствия у вас тревожности и ее влияния на ребенка.
Возможно, вы тревожитесь по другим поводам. Кроме того, не забывайте, что на
вашего сына или дочь может оказывать воздействие ваша тревога "за
него", за то, как он справится с какой-то ситуацией.
Так что будет полезно заняться самоанализом и
постараться понять, часто ли вы сами чувствуете тревогу за себя или близких,
как проявляете ее и как это может влиять на ребенка.
Второй главной причиной тревожности у детей
является обстановка в семье,
чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель
придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать
"диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные
требования ("Ты должен учиться только на пятерки"), то велика
вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и
предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут
воздействовать и конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между
собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой,
образом жизни.
Почти у всех детей вызывает резкое повышение
тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для
тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой и
непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с
дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если
мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей
нужно сегодня подготовиться к занятиям или сделать еще что-нибудь полезное
(вместо полноценного досуга с отцом).
Неминуемо тревожность (и другие проблемные
черты) возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам
воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Наверняка многие знают
семьи, где бывают такие случаи. Отец считает, что за совершенный ребенком
проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе
согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если
ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а
бабушка с причитаниями "чего придумали, изверги" игнорирует
полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители
отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.
Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он либо становится
тревожным (не понимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот
раз), либо начинает манипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения
между собой.
"Копилка достижений"
Это очень хорошая игра, которая должна перерасти
в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы
действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете
систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет
заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.
Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку
или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось
бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших
собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся
рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием
"успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за
мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А
теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен
вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого
он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы:
"Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный
рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей
очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике
на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в
копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог
найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само
по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах,
особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с
уважением (а не с высоты своих лет и опыта).
"Звезда квартиры № 10"
(номер должен совпадать с номером вашей
квартиры)
Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но
предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку
ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.Создайте в вашей
квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его
использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет
"звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут
следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите
фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи
(можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего
школьного возраста - в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом
его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться
надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик
ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они
заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо
заметку о себе.
"Солнышко"
Это отличная игра, которая позволяет получить от
других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому
человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому
проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для
ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого - день рождения ребенка.
Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к
общению и развлечениям.
Переключите их внимание на ребенка словами:
"Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру
"Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг
(если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте
вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните,
что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о
том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите
пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему
лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно
добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет
слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой
карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.