"Во имя жизни"
Оценка 5

"Во имя жизни"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
химия
9 кл—10 кл
07.04.2017
"Во имя жизни"
« ВО ИМЯ ЖИЗНИ» К 72 - летию Великой Победы Посвящается. Страницы истории химии : История создания и применения химического оружия. Трудовой и ратный подвиг ученых – химиков в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. В НОМЕРЕ: История создания химического оружия. Цусима –трагедия русского флота. (попытка химического расследования) Химия и война.
АЛЬМАНАХ.docx
Х  Научно- популярный  имия в школе                      Для учащихся среднего и старшего возраста Редакционная Коллегия      Главный редактор       Дрюкова Т. Б. – учитель химии.      Учащиеся 9 «А» класса      Жукова Юлия      Воронин Александр      Сидорня Максим      Поляков Илья      Карплюк Анастасия      Тимченко Андрей      Деденко Дарья      Нечаев Артем      Бондаренко Никита      Бондарев Иван      Ярославцева Юлия      Величко Екатерина      Кудермаев Филипп Адрес редакции:  Ростовская область п. Целина, МБОУ СОШ №32                          « ВО ИМЯ ЖИЗНИ»                                К 72 ­ летию  Великой Победы Посвящается.    Страницы истории химии : История создания и применения химического оружия.              Трудовой и ратный подвиг ученых – химиков  в годы                ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ. В НОМЕРЕ:                                                                                            История создания химического оружия.     3 –  6                                Цусима –трагедия русского флота.               7 ­ 11                              (попытка химического расследования)                                                    Химия и война.                                                  12 ­14 Открытия ученых в годы Великой Отечественной войны.  18­24 Стихотворение С.Щипачева     «22 июня 1941 года» «Казалось, было холодно  цветам,                                   И от росы они слегка  поблекли.                             Зарю, что шла по травам и кустам,                                   Обшарили немецкие  бинокли.                                  Цветок, в росинках весь,к   цветку приник,                       И пограничник протянул к  ним руки.                                 И немцы кончив кофе пить, в тот миг                               Влезали в танки .  закрывали люки Такою все дышало  тишиной,                                Что вся земля еще спала,  казалось,                                 Кто знал,что между  миром и войной                      Всего каких­ то пять  минут осталось.            История  создания и применения   химического       оружия                                                                                 Древность и средневековье.                                                      Боевые отравляющие вещества   начали применяться  во времена  изобретения человеком лука. И сейчас некоторые племена индейцев,  смазывают наконечники стрел  кураре, ядом, добываемым из корней молодых  побегов растений реки Амазонки. Кураре вызывает поражение двигательных  нервов, что в свою очередь ведет к полному  параличу жертвы и удушью.  Впервые отравляющие вещества в военных  целях были применены  в 600г. до  н.э.                                                                                               Афинский царь Солон приказал набросать в реку, из которой противник пил воду ­  корни  Черемицы,  которые обладали  «ветрогонным» действием.      Через несколько дней вражеских воинов одолел повальный понос, и они  потеряв всякую  боеспособность, сдались на милость победителя. Спустя 400 лет карфагенский полководец  Гамилькар Барка ( 209 г. до н.э.)  Корни Черемицы Корни  Мандрагоры                    . настоял на корнях мандрагоры запасы вина и с войском покинул лагерь.  Противник, восприняв уход карфагенян как поражение, отпраздновал свою  легкую победу отравленным вином Карфагеняне восторжествовали .                 Спартанцы в качестве боевых  средств использовали серу и смолу.                     Воины сжигали эти вещества под стенами городов  Платеи  и  Белиума, надеясь вынудить  население и гарнизон сдаться.                                    «Греческий огонь»                        В IV в.н.э. византийцы создали знаменитый «греческий огонь», который они  использовали против арабов, славян и кочевых народов.                                      В состав «греческого огня» входили сера, селитра, сернистая сурьма, смола,  растительные масла и некоторые другие компоненты неизвестные  современным химикам.Потушить его водой невозможно.                                      Лишь тряпками, пропитанные уксусом, или мокрым песком удавалось сбить  пламя. К тому же «греческий огонь» выделял удушливый сернистый газ.           В священной Римской империи Фридрих Барбаросса для отравления  воды добавляли деготь и серу. Это  сделало воду  неприятной на вкус и  непригодной для питья. Подобные методы  в средние века использовали и  крестоносцы. Они изыскивали также способы выкуривания  неприятеля из  городов и крепостей, используя мышьяк, серу, дым от горящей соломы или  дерева. Позднее над созданием дымообразующих веществ работали известные  ученые средневековья, такие как Леонардо д а Винчи, врач Аристотель  Фиораванти, химик Рудольф  Глаубер. Новое время.                                                                                              Достижения химии в XIX в.привели к мысли, что химическое оружие можно  применять в тактических целях. Приоритет принадлежал Англии.                       В 1885 г. она уже имела артиллерийские снаряды, заполненные  смесью,  содержащий мышьяк с самовоспламеняющим  веществом.                          Предполагалось, что при взрыве в стане врага подобные снаряды создадут  мышьячное облако и отравят окружающий воздух.                                        Английский ученый Д.Эндональд предложил использовать против защитников Севастополя в артиллерийских снарядах диоксид серы – сильнодействующий  газ.  К счастью , этот проект остался на бумаге, и защитники крепости – героя избежали ужасов химической войны.                     Начало XX  века –развитие  химического оружия.                                                            Первой  применила  боевые отравляющие вещества (ОВ) Германия.                              Центром  производства стал г. Леверкузен. Начиненная сернокислым дианизидином  шрапнель – «снаряд № 2» в первые была применена при атаке г.Невшатель.  Но он имел слабое действие и – «снаряд № 2» был снят с производства.            Вместо него доктор Ф.Габер  (будущий лауреат Нобелевской премии по  химии) предложил применять  хлор в виде газового облака,                               что и было испытано немцами в 17 ч 22 апреля 1915г .                                         В  сражении у бельгийского города  Ипр ­ французы заметили  над  германскими позициями  зеленовато – желтое облако, которое ветер гнал в  их сторону .  Солдаты почувствовали едкий удушающий запах, раздражение  слизистой оболочки  носа, и горла.                                                                           В панике  французы бежали, без боя оставив противнику свои позиции.              31 мая 1915г немцы успешно провели газовую атаку против частей  2 –й  русской армии под Варшавой. В ночь на  13 июня 1917 г. немцы применили  артиллерийские снаряды    «желтый крест», начиненные сильнодействующим ОВ – бис (2 – хлорэтилсульфидом) и вывели из строя около 2,5 тысяч солдат  Антанты.   Англичане окрестили немецкое ОВ «горчичным  газом», а  франзузы – «ипритом». Итогом применения химических ОВ в первой мировой войне было  отравление в разной степени нескольких миллионов людей.                      Применение в первой мировой войне химического оружия так возмутила   мировую   общественность, что под ее давлением                                                   17 июня 1925г. в Женеве   представители  49 государств подписали протокол  «О запрещении применения на войне удушливых,  ядовитых  и  других  подобных газов  и  бактериологических средств». ЦУСИМА –  ТРАГЕДИЯ РУССКОГО ФЛОТА                                                             (попытка химического расследования) Бурный  XXв. для  России начинался очень неудачно.                                           Русско – Японская война ознаменовалась цепью поражений русской армии и  флота.  Японский флот наголову разбил эскадру адмирала  З.П.Рожественского.   Часть кораблей спустила андреевские флаги и сдалась в плен.                Такого позора Россия еще не испытывала.Отсталая Россия не сумела  подготовиться к войне. Более 500 лет на полях сражений безраздельно  «господствовал» дымный черный порох                                                              .Он изменил ход сражений и убрал с поля боя рыцарскую конницу.                     По меткому выражению Ф.Шиллера  « …с тех пор, как изобрели порох,  ангелы не участвуют в сражениях людей»                                                          Попытки химиков увеличить разрушительную силу черного пороха не  увенчались успехом. Только в   середине XIX в. уровень  развития химии  позволил получить нитроглицерин (итальянский  химик Асканио  Собрео,1846 г.)                                                                                                            Разрушительная сила  этой маслянистой жидкости испугала Собрео, и он в  течение года скрывал свое открытие.Но,убедившись,что из –за чрезмерной  чувствительности к ударам и сотрясениям  нитроглицерин не пригоден для  применения в артиллерийских снарядах, он обнародовал его. Другие исследователи быстро установили, что нитроглицерин подвержен  детонации.Попутно открыли бездымный порох.Поиски мощной взрывчатки  для артиллерийских снарядов по накалу научных и шпионских страстей не  уступали эпопее по созданию атомной бомбы.                                                        Тринитрофенол стали применять для снаряжения боеприпасов.                        В России проблемой взрывчатых веществ стал заниматься уникальный  самородок – Семен Васильевич Панпушко, он исследовал свойства мелинита. Мелинит– твердая органическая кислота.При  соприкосновении с железным  корпусом  снаряда  она начинает реагировать с железом, образуя крайне  опасные соединения – пикраты, которые взрываются при малейшем   сотрясении. (Из – за этого мелинит заменят на более предсказуемый тротил – тринитро толуол.) Следовательно, если исключить возможность контакта  мелинита и железа.нет взрывоопасных продуктов реакции и начинка снаряда  безопасна для артиллеристов.  Как этого достичь?                                                 Для решения этого вопроса времени катастрофически не хватало…Но судьба  – злодейка, а жизнь – копейка! Роковой взрыв 28 ноября 1891г. перечеркнул  все достижения штабс – капитана Панпушко .  При взрыве погиб он сам и двое помощников; Осип Виноградов и Петр Шавров. Семен Васильевич Панпушко Третий солдат –помощник Василий Егоров прожил недолго.После гибели  Панпушко работы над мелинитом в России прекратились. В 1892г. в Киевском военном округе при стрельбе мелинитовыми снарядами разорвало сразу два  орудия. Итог: несколько убитых и полтора десятка искалеченных.                      Сняряды сняли с вооружения.У Главного артиллеристкого управления не  нашлось людей и денег для ведения дальнейших исследовании.  По линии  русской разведки в 1902 ­ 1903гг. были получены данные о зарядах к полевым  пушкам Японии – они имели двухфунтовый заряд шимозы.Оказалась, что  шимоза («шимозе») представляет собой ничто иное как мелинит. Японский  химик Шимозе, пользуясь поддержкой самурайских кругов, выполнил  программу Панпушко и сумел дать мощную взрывчатку армии и флоту: он  принял специальные меры  по изоляции заряда от металлической оболочки,  причем сам заряд был отлит в виде мелкозернистой  массы. Война  стремительно приблежалась, но мастистые генералы от артиллерии  бездействовали.Японские снаряды главного калибра (305 мм) несли 100  фунтов шимозы (45,3 кг) и давали море огня и мощную ударную волну. Всего одно попадание, и штаб контр – адмирала В.К.Витгефта почти полностью  погиб (сражение в Желтом море в 1904г.), хотя в этот момент японцы уже  хотели отойти,признав свое поражение. Эти снаряды воспламеняли все, что  могло гореть.  Русские корабли напоминали плавучие костры, горели шлюпки, парусина и  т.д. Броненосец «Ретвизан» в Порт­Артуре после ночной атаки Нет, снаряды не пробивали русскую броню, но они расшатывали броневые  плиты ,а в небронированных бортах  делали пробоины в десятки  квадратных  метров. Русские бронебойные снаряды ударного действия обладали намного  меньшей разрушительной силой. Корабли 2­й и 3­й Тихоокеанских эскадр шли на помощь Порт­Артуру через экватор, и этом влажность пироксилина,  используемого  русских снарядах в качестве взрывчатого вещества, достигала  30%. Снаряды прошивали броню японских кораблей, но не взрывались! Все  это выявилось при обстреле мятежного Свеаборга в 1906г. Позже  обнаружили, что более 40 % снарядов не взорвались.Снаряды с шимозой  давали японцам еще одно преимущество: их разрывы были. прекрасны видны  и облегчали наводку на цель ШимозаРазрывы русских снарядов плохо  различались на расстоянии  50­80 кабельтовых (1кабельтов –  приблизительно180 м) и затрудняли работу артиллеристов. На  сухопутном  фронте дела были не лучше.                          Шрапнель  прекрасно  зарекомендовала себя против больших численных масс японцев, но они стали  окапываться и ходить в атаку цепью.В этом случае шрапнель бессильна.   Шимоза обладая более мощной ударной волной, сбивала сног,  обжигала и  калечила русских солдат. Нападение японцев на Порт ­ Артур Так российская армия расплатилась за косность Главного артиллерийского  управления.После окончания войны подсчитали,что  потери русских войск  составили от 60 до 65%.Следовательно, из трехубитых русских солдат два  приходилась но долю артиллерии.                                                                            Причина русско – японской войны не в плохой армии, а в том, что «бог  войны»­ артиллерия – у России осталась без зубов.                                           Пожалели на проведение опытов 100­200 тыс.рублей, пренебрегли химией, и  расплата последовала незамедлительно. Пришлось остаться без  Балтийского  флота (четыре  новейших броненосца погибли  или попали в плен).  Проблему  мелинита (шимозы) для России с ее мощной химической школой можно  было решить за три­четыре года. Тогда не было бы позора Цусимы, сдачи  Порт­Артура и проигрыша Русско–японской войны. ВЕЛИКАЯ  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА . (1941 – 1945гг.)                             Немецкие танки рвались к Москве ,Красная Армия буквально грудью  сдерживала врага. 76-мм дивизионная пушка УСВ во время боев под Ржевом Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов,                              но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств.       В этот критический период на помощь пришли ученые – энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС                           ( Качурина – Солодовникова),или просто бутылок с горючей смесью.                 Это химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945г.­ в Берлине.                                                             Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке  прикреплялись резинкой ампулы,содержащие концентрированную серную  кислоту,бертолетову соль,сахарную пудру .В бутылку заливали  бензин,керосин и масло. бутылки КС Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню,компоненты  запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка,  и горючее воспламенялось.Три  компонента запала  берутся в  отдельности, их нельзя смешивать заранее, т.к. получается  взрывоопасная смесь.                                                                                       Многие наши сверстники в в военные годы во время налетов дежурили  на крышах домов,тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб  была месть порошков  алюминия,  магния и железа,детонатором  служила гремучая ртуть.При  ударе бомбы о крышу срабатывал  детонатор,воспламенявший  зажигательный состав,и все вокруг  начинает гореть.                                                                                                Уравнения реакций происходящих при взрыве бомбы:                          4AL + 3O2=2AL2O3  ,                                                                                      2Mg + O2 =2MgO ,                                                                                           3Fe 3O4 + 8AL = 9Fe + 4AL2O3 .                                                                     Горящий зажигательный снаряд нельзя потушить водой, т.к.  раскаленный магний реагирует с водой:                                                         Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.                                                                          Алюминий  использовали не только в зажигательных бомбах но и  для«активной»  защиты самолетов.  Так, при отражении налетов  авиации на Гамбург операторы немецких  радиолокационных станций   обнаружили  на экранах  индикаторов  неожиданные помехи,  которые  делали  невозможным  распознавание  сигналов   от  приближающихся  самолетов.Помехи  были  вызваны лентами из алюминиевой  фольги,  сбрасываемыми  самолетами  союзников.                                                      При  налетах  на  Германию было  сброшено  примерно 20000 т  алюминиевой  фольги.                                                                                      Во время ночных налетов для освещения цели  бомбардировщики  сбрасывали на парашютах осветительные ракеты.                                 В состав такой работы входили порошок магния, спрессованный особыми составами, и запал угля ,бертолетовой соли и солей кальция.     При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым  ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно  делался боле ровным, ярким и белым – это загорался магний.             Основным потребителем магния была военная авиация , его требовалось так много ,что его добывали из морской воды.               Порох .Во время  войны в основном использовался порох нитроцеллюлозной(бездымный)  и реже черный(дымный).                     «катюши» и знаменитый  штурмовик ИЛ – 2 были вооружены реактивными снарядами, топливом  для которых служили  баллиститные  (бездымные) пороха  ­ одна из  разновидностей  нитроцеллюлозных порохов.   Грозные боевые , Взрывчатое  вещество кордит, использовали     в   «Знаменитые Катюши». 1938 ­1942гг. для начинки гранат и разрывных пуль, содержит  приблизительно 30% нитроглицерина и  65% пироксилина  (пироксилин представляет собой тринитрат целлюлозы U – 80,  работавшую на пероксиде водорода высокой концентрации.                      Всего же немцы построили 11 подводных  лодок с такой начинкой.          Такие же энергитические установки были установлены для ракет             Фау ­1 и Фау ­2.                                                                                                В отличии от U    – 80 двигатели более  поздних подводных лодок  работали по «горячему процессу»: пероксид водорода разлагался на  водяной пар и кислород.В кислороде сжигалось жидкое топливо.  Водяной пар смешивался с газами, разующимися от сгорания  топлива.Полученная смесь приводила вдвижению турбину силовые  установки.                                                                                                          В  наши дни подводный флот приобрел стратегическое  значение.  Атомные силовые установки  во много раз увеличили дальность   действия подводных лодок.                                                                             Непрерывный  контроль  за составом воздуха, которым дышат  подводники, его очистка и кондиционирование стали важны                      как никогда. Роль химических средств очистки и регенерации воздуха  по – прежнему первостепенна.                                                                        Поэтому подводники с полным правом могут сказать:                    «Химия– это жизнь».                                                                                      Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. Так, помимо зенитных орудий небо  над городами  защищали  наполненные  водородом  шары, которые мешали пикированию  немецких бомбардировщиков.                                                                         Во время ночных  налетов пилотов  ослепляли специально  выбрасываемыми  составами, содержащими соли стронция и кальция.  Ионы  Са 2+  окрашивали пламя в кирпично – красный цвет,                      Sn     2+   ­ в малиновый.                                                                                      Для заполнения шаров водородом, в военном деле  использовался   силиконовый  способ ,  основанный на взаимодействии кремния с  раствором гидроксида натрия.                                                                 Реакция идет  по уравнению:  Si+2NaOH+H2O=Na2SiO+2H2.               Искусственно  созданные дымовые  завесы  помогли сохранить жизни   тысяч советских  бойцов.                                                                 Прикрытие переправ через Волгу  у  Сталинграда и при  форсировании   Днепра, задымление  Кронштадта  и Севастополя, широкое  применение  дымовых  завес  в берлинской  операции.                                                       Одним из первых  дымообразующих веществ был белый фосфор.Дымовая зывеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов (Р2О5, Р2О3) и капель фосфорной кислоты. . Расул Гамзатов стих журавли  Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый - Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый - Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Открытия ученых в годы Великой Отечественной войны. Данное исследование посвящено вкладу ученых­химиков в Победу. Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали  самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в  годы Великой Отечественной войны. Ученые­химики должны были создавать  новые способы производства самых разных материалов, чаще всего на основе  еще не освоенных, нетрадиционных сырьевых источников. Безотлагательно  требовались взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для  реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук,  легирующие материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей... Не менее  важными, чем в довоенный период, оказались задачи производства  строительных материалов, волокон, удобрений, красителей, кислот и  щелочей. Имена таких учёных, как А.Е. Арбузов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов,  А.Е.Ферсман, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко,  Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в  историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода  Великой Отечественной войны. Значение химии определялось её участием в развитии следующих основных  направлений, по которым проводились научно­исследовательские разработки  для нужд фронта: 1. Содействие развитию металлургической, машиностроительной и  оборонной промышленности в создании металлов и сплавов  специального назначения, продуктов органического синтеза  спецназначения (прочная броня, пластмассы и др.); 2. Создание боеприпасов и других составов специального назначения  (зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и т.п.); 3. Создание специальных пищевых, медицинских и технических  препаратов, обеспечивающих решение специфических задач, постоянно  выдвигаемых в условиях войны; 4. Поиск новых видов сырья и энергии; резкое увеличение производства  отдельных видов чёрной и цветной металлургии, нефтяной, химической  и электротехнической промышленности, строительных материалов. За выдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы  войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных  премий: Алексей Евграфович Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов,  Николай Дмитриевич Зелинский, Николай Николаевич Семенов, Александр  Евгеньевич Ферсман и многие другие ученые.  А.Е.Фаворский (1860­1945) Герой Социалистического труда академик Алексей Евграфович Фаворский  принадлежит к числу тех самородков, которыми всегда была богата русская  земля. Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее  трудолюбие ­ таковы черты А.Е.Фаворского. Значение научных работ  А.Е.Фаворского очень велико. Он изучил химические свойства и превращения  интереснейшего и легко добываемого сырья ­ ацетилена. Вместе со своими  учениками разработал важнейший метод получения виниловых эфиров,  необходимых для производства целого ряда продуктов. Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в  оборонной отрасли промышленности. Ученый предложил оригинальные  способы получения изопренового синтетического каучука на основе угля и  воды. Заслуги Фаворского были высоко оценены правительством. Лауреат  Государственной премии, он был награжден тремя орденами Ленина и  орденом Трудового Красного Знамени. В 1945 г. Фаворский был награжден  четвертым орденом Ленина и ему было присуждено звание Героя Социалистического труда за выдающиеся научные достижения в области  органической химии и подготовку высококвалифицированных.  А.Н.Несмеянов (1899­1980) Александр Николаевич Несмеянов ­ один из создателей нового научного  направления ­ химии металлорганических соединений. Он синтезировал  органические соединения ртути, олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута и  др. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов,  лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов.  Кроме того, им были разработаны методы ароматизации органических  соединений, которые нашли применение во многих областях оборонной  химии. Признанием заслуг Несмеянова в науке было избрание его в 1943 г.  действительным членом Академии наук СССР и присуждение в том же году  Государственной премии. Несмеянов награжден тремя орденами Ленина,  орденом Красного Знамени, медалями, избирался членом академий наук  многих стран. В 1961 г. ему была присуждена Ленинская премия.    Н.Д.Зелинский (1861­1953) Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым­химиком и  большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он  предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный  уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех  известных средств защиты. В начале второй мировой войны он  усовершенствовал свой противогаз. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем  риформинга ­ ароматизации нефти: Новый бензин дал возможность резко  увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с  меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.  Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую  помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии  нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому  в 1946 г. была присуждена Государственная премия.  Н.Н.Семенов (1896­1986) Разнообразные проблемы, актуальные для фронта и тыла, разрабатывали  ученые под руководством академика Николая Николаевича Семенова. Их  исследования помогали решать проблемы транспорта и повышения  эффективности взрывчатых веществ, улучшения огнезащитной пропитки  шпал. Ими был усовершенствован метод обработки деталей самолетов,  достигнута экономия дефицитных хрома и серной кислоты. Трудолюбие  Семенова, его юношеская увлеченность своей отраслью науки, умение  сконцентрировать вокруг своих идей талантливых сотрудников достойны  восхищения. Семенов во время Великой Отечественной войны работал в Ленинграде, а с  1943 г., когда его институт был переведен в столицу, ­ в Москве. Он  награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в  Великой Отечественной войне», четырьмя орденами Ленина. Семенов ­  дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Нобелевской премии, почетный  иностранный член многих академий наук.  А.Е.Ферсман (1883­1945)  Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный  возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального  сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных  нужд страны. По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю  1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». В 1943 г. за выдающиеся заслуги в области развития геологических наук и в связи с  60­ летием со дня рождения и 40­летием научной деятельности Ферсман был  награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке  мероприятий по обеспечению развития добычи угля и нового шахтного  строительства в Печорском угольном бассейне. В том же году Академия наук  СССР получила поручение советского правительства заняться проблемой  Череповецкого металлургического комбината. Академик А.Е. Ферсман создал из сотрудников руководимого им Института  геологических наук АН СССР небольшие отряды и разослал их в разные  районы страны для поисков минерального сырья, необходимого для  выполнения военных заказов.Трудовой подвиг, который совершили  металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали,  специальных сплавов и других композиционных материалов. В организации  советского металлургического производства огромная роль принадлежит П.П. Бардину, А.А. Байкову, М.А. Павлову, А.А. Бочвару, Э.В. Бридске и другим  учёным старшего поколения советских химиков, усилиями которых была  разработана теория металлургических процессов, создана новая  металлургическая база на северо­западе нашей страны (Череповецкий  металлургический завод на основе железорудных месторождений Кольского  полуострова), а также Кузнецкий металлургический комбинат. Химики создавали защитные краски, маскирующие дымы разных цветов,  горизонтальные и вертикальные дымовые завесы, позволяющие скрыть  аэродромы, склады, самолёты в воздухе и корабли на море. Всё это  непрерывно совершенствовалось и производилось в больших масштабах.  Широкое применение на фронте и партизанской войне получили  зажигательные вещества (ЗВ) твёрдые и жидкие. Кроме известных термитных,  электронных, щелочно­металлических, комбинированных с гуттаперчей  листов и т.п., война выдвинула применение гранат, бутылок и мин,  начинённых горючими и самовоспламеняющимися продуктами, содержащими  фосфор, металлорганические и другие вещества. Значительный вклад в  разработку и производство зажигательных веществ во время Великой  Отечественной войны внесли преподаватели кафедры химии Ярославского  пединститута ­ доценты О.А. Косякина, А.С. Шевалёва и другие сотрудники. 9 мая 1945 г. в 21.00 из тысяч репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, зачитавшего  последний приказ войны: «Приказ № 369... произвести салют... тридцатью  артиллерийскими залпами из тысячи орудий...» В 22 ч. пурпурная заря встала над Москвой. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь Заключение Эта работа помогла намузнать о достойном вкладе ученых ­ химиков нашей  страны в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, о значении  химии в восстановлении и росте благосостояние страны в послевоенные годы.

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"

"Во имя жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017