МАОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева»
СП «Ишимовский детский сад»
Мини - проект «Вода – это жизни»
(творческий)
Участники: дети, воспитатели, родители.
По продолжительности: краткосрочный.
Автор: воспитатель Ягафарова Л.Р.
Мини - проект «Вода – источник жизни»
Актуальность проблемы:
Если посмотреть на глобус , мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек . Вода- источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Цель: Формирование знаний у детей о значении воды в нашей жизни.
Задачи:
1.Уточнить знания детей о состояниях воды, ее превращениях, роли в жизни человека, растений, животных.
2.Познакомить со свойствами воды через опыты.
3.Развивать социальные навыки.
4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
5.Активизировать и обогащать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Ожидаемые результаты:
v У детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле;
v Дети приобретут экологический опыт поведения в природе;
v У детей укрепится интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умению устанавливать причинно - следственные связи;
v Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
.
План мероприятия по реализации задач
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
|
I этап - организационный |
||
1 |
Подбор иллюстративного материала по теме проекта; |
Воспитатели |
|
2 |
Знакомство с литературными произведениями: Я. Аким «Первый снег» С. Олегов «Берегите воду» Б . Заходер « Что случилось с рекой» Т. Шорыгина « Великан и голубое озеро» |
Воспитатели |
|
3 |
Разучивание стихов о воде, водоемах; |
Воспитатели |
|
4 |
Прослушивание аудиозаписи песен о водоемах. |
Воспитатели |
|
|
II этап - внедренческий |
||
1 |
Беседа родителей с детьми на тему: «Вода нужна всем» |
Родители |
06.11.21-10.11.21 |
2 |
Плакат «Ходят капельки по кругу» |
Родители |
09.11.21-10.11.21 |
3 |
1 день – Ручей, река. «Чудо форма» Опыт №1 |
Воспитатели |
06.11.21 |
4 |
2 день – Озера, болота.«Чудо капельки» Опыт №2, №3 |
Воспитатели |
07.11.21 |
5 |
3 день – Моря, океаны. «Чудо водица» Опыт №4 |
Воспитатели |
08.11.21 |
6 |
4 день – Польза воды. «Чудо снег, чудо лед» Опыт №5 |
Воспитатели |
09.11.21 |
7 |
5 день – Животные и растения.«Чудо радуга» |
Воспитатели |
10.11.21 |
|
III этап - итоговый |
||
1 |
Организация фото-выставки «А мы проверили!!!». |
Родители Воспитатели |
10.11.21 |
2 |
Викторина «Вокруг вода». |
Родители Воспитатели Дети |
10.11.21 |
Литература
1. Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
2. Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
3. А.М. Федотова « Пермский край – мой родной край».
4. О.В. Дыбина « Опыты и эксперементы для дошкольников».
5. Н. А. Рыжова « Путешествие капельки».
Приложение 1
Стихи
Река замерзать не хотела,
она ворочалась в русле, пыхтела,
билась о берег волной,
расцветала неземной синевой...
А однажды загляделась на солнце
сквозь ледяное оконце,
и не заметила, как Мороз
её в зиму в объятьях унёс.
Морская З.
Как по быстрой речке
Плыли три дощечки:
Первая – кленовая,
А за ней – сосновая.
Та, что липовой была,
За сосновою плыла.
На кленовой – плыл утёнок,
На сосновой – лягушонок,
А на липовой дощечке
Солнце плавало по речке.
Алферова А.
"Реченька, голубушка,
Ты куда бежишь,
Реченька, лебёдушка,
Что всегда спешишь?"
"Убегаю, детушки,
В голубую даль".
Убежит, сердечная.
Как нам будет жаль!
Ирис Ревю
Как
не терпится реке
Пробежаться налегке.
А зимою подо льдом
Волны катятся с трудом.
Утром в лунку рыбака,
Как в "глазок" глядит река:
- До весны недалеко.
Скоро будет мне легко.
Симбирская Ю.
Среди
ржи, среди овса
Речка льётся, тая,
Или бронзовая вся
Или золотая.
И нырнет она под клёны,
Сразу станет вся зелёной.
Под рябины забежит –
Алой рябью зарябит.
А как рощицу покинет –
Сразу станет речка синей,
Станет синей, голубою,
В точь как небо над тобою.
Мережников Н.
Приложение 2
Загадки
Берег левый - берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода,
И течет она куда? -
Быстротечна, глубока
Вдаль бежит-течет... (река)
Бегает подруга,
А за ней два друга,
Два друга - это берега,
А кто ж подруга их? (Река)
Течет, петляет тут и там
И по полям, и по лугам,
Водой омыты берега.
Что это, знаешь ты? (Река)
Там рыбку ловят, загорают,
И это место каждый знает!
Что ж за прекрасное местечко,
Где в зной прохладно? - Это... (речка)
От зимы кто убегает,
Когда снег в сугробах тает?
Вдоль бежит и поперек
По дорожке... (ручеек)
Чей же это бережок:
Он не низок, не высок?
Может, он совсем ничей?
- Мой! - ответит нам... (ручей)
На полянке - солнцепек,
Солнце греет стебелек,
Кто ж ему несет водичку?
Наш весенний... (ручеек)
Что же это за местечко -
Есть вода, но нет там речки?
Кочки мхом давно покрылись
И в трясине притаились!
Рисковать кому охота?
Лучше обойти... (болото)
Что за странная картина
Между кочек, пней и тины? -
Закипает вдруг вода,
Что же это за беда?
Это место знает кто-то? -
Это - топкое... (болото)
Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Это... (озеро)
Что за рыбное местечко?
Но не озеро, не речка,
Там семьей бобры живут,
Дом родной им старый... (пруд)
Кто в гости реки созывает
И воды все в себя впускает? -
Бунтуя в голубом просторе,
Волною бьет о берег... (море)
Омывает шар земной
Он соленою водой,
Кто морей всех капитан?
Необъятный... (океан)
С горной кручи - воды куча
Падает, бьется, брызгает, льется!
Ну, скажи-ка наугад:
Что же это? (Водопад)
Пленницу держали,
А потом: "Беги!" - сказали.
И она, собрав все силы,
Волны сбросить вниз решила!
Одолев в пути преграды,
Стала речка... (водопадом)
Приложение 3
Песни
И всё-таки море
Слова Игоря Шаферана
Музыка Яна Френкеля
Нам скажут: не спорьте,
А мы и не спорим.
Лететь самолётом
Намного быстрей, быстрей...
И всё-таки море,
Останется морем,
И нам никогда не прожить без морей.
Легко затеряться
В солёном просторе,
Волна закипает,
Грохочет прибой, прибой...
И всё-таки море,
Останется морем,
И нам оставаться на вахте с тобой.
Тропическим солнцем
Мы лица умоем,
Полярные ночи
Увидим не раз, не раз...
И всё-таки море,
Останется морем,
И кто-то тревожиться должен за нас.
Ты смотришь печально,
Ты смотришь с укором,
Легко ль расставаться,
Всем сердцем любя, любя...
И всё-таки море,
Останется морем,
И чем-то похоже оно на тебя.
Опять плывут куда-то корабли
Слова Инны Кашежевой
Музыка Александра Колкера
Кораблям не спится в порту,
Им снятся моря, им снятся ветра.
И, как человек, тоскует корабль.
И гудят гудки: "Пора, пора!"
Опять стою на краешке земли,
Опять плывут куда-то корабли,
Опять несёт по свету лесовоз
Дурман тайги и белый снег берёз.
А в тайге стоит тишина,
Лишь эхо в тайге подобно ветрам.
Тайга велика и так зелена,
Как твои глаза по вечерам.
Опять стою на краешке земли,
Опять плывут куда-то корабли,
Опять несёт по свету лесовоз
Дурман тайги и белый снег берёз.
Я хочу присниться тебе
Далёкой землёй, зелёной тайгой…
И, как наяву, склониться к тебе,
Чтобы ты притронулся рукой.
Опять стою на краешке земли,
Опять плывут куда-то корабли,
Опять несёт по свету лесовоз
Дурман тайги и белый снег берёз.
Дурман тайги и белый снег берёз.
Приложение 4
Игры
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:
1. Дидактическая игра:
«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».
Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.
Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.
Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.
Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.
Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:
1.
а) Часто умывается, а
с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)
2.
а) Хозяина знает, с
ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)
3. а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)
б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)
4)
а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)
5)
а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)
б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)
6) а) Еду, еду - следу нету,
Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)
7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)
б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)
8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)
б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)
9)
а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)
10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(ИНЕЙ)
Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).
2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».
1.
В новой стене, в
круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(ПРОРУБЬ)
2. Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)
3.
Растёт вниз головой.
Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)
4.
С неба звёзды падают,
лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).
5.
Когда повяли все
цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)
6. На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)
7. Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)
8. Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)
9.
Он пушистый,
серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)
10. Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)
11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)
12)
По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт вода. (ТУЧИ)
13. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)
14. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)
15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)
16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)
17)
Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)
18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)
19)
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)
20)
Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.
Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
21. Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)
22. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)
23. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)
24. В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)
25)
Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)
26.
Пушистая вата плывёт
куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
(ОБЛАКО)
27. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)
28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)
29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.
В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)
3. Дидактическая игра: «О двух братцах».
Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.
Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.
Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.
Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:
1. Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)
2. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)
3.
Два братца по небу
гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)
4. Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)
5.
Два братца в одном в
одном домике живут, но один белый, а другой
прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)
6. Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)
7.
Два братца зимой
родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)
8. Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,
Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)
9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)
10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,
Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)
4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»
Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».
Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.
Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.
8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»
Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).
1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.
2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.
9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»
Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.
10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».
Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.
11. Дидактическая игра: «Определи по контуру».
Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.
Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.
11. Дидактическая игра: «Определи по тени».
Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.
Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.
11. Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1.Что такое вода? (Жидкость)
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
10. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Приложение 5
Конспекты
«Реки, речки и моря на Земле текут не зря».
(Занятие для детей подготовительной группы)
Программное содержание: Развивать представление детей о том, какое большое значение имеют реки, озера, моря, родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода.
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.
Научить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Учить понимать и правильно судить о бедах природы. Дать понятие « Круговорот воды в природе». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Ход занятия.
Ведущий: Дети, давайте возьмемся за руки, соединим их в центре круга, тихо постоим так, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.
Ведущий: Я хочу загадать вам загадку: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это.......»(Глобус).
Правильно, дети, это глобус.Давайте рассмотрим его.(Глобус- это уменьшанная модель земного шара).В какой цвет окрашен глобус?
Дети: Белый- это снег, зеленый - это лес, коричневый -земля, голубой -вода.
Ведущий: Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный- голубой.А все потому, что этой краски на нем много больше, чем краски белой, зеленой,коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря и океаны нашей планеты.
Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их глубине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана (в Марианскую впадину), можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов.С 10-го этожа дома- всего полминуты, а тут- 5 часов! Вот какая глубина!
Ведущий: Давайте послушаем шум моря.....
Входит Волшебница Вода.
Здравствуйте, дети. Я- Волшебница Вода, услышала шум моря и решила зайти в гости.
Ведущий: Дети, а почему гостью так называют- Волшебница Вода?
Дети: Потому что вода может превращаться в пар, в снег, в лед, в снежинку, сосульку и т.д.
Волшебница вода: Дети, я вас всех очень хорошо знаю, потому что мы очень часто встречаемся.
Ведущая:Дети, где вы могли встретить Волшебницу Воду?
Дети: Мы встречаем Волшебницу Воду в природе в виде дождя, в виде росы, в виде инея, мороси, града, снега, тумана и т.д.
Ведущая:Вы слыхали о воде? Говорят она везде?
1ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает.
2 Ребенок: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких строиных елей
Рушится потоком селей.
3ребёнок: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!
Волшебница Вода: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Ведущая: Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Волшебница Вода: В озере меня найдете
И в сыром, лесном болоте,
Все вместе: Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Волшебница Вода: А вы любите путешествовать?
Представьте, что вы капельки. Полетели капельки на Землю. Попрыгали, поиграли.(Звук дождя). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети делают 2 ручейка, взявшись за руки). Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в один поток, превращая ручей в речку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла- текла река и попала в большой- пребольшой океан. (Перестроились в хоровод). Плавали-плавали капельки,а тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.
Вода :Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали, а теперь отдохните. (Дети садятся на стульчики).
Ведущая: А вы знаете, ребята, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.(Подводит детей к схеме и объясняет круговорот воды в природе).
Вода: Дети, а я для вас приготовила загадку.
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.(Лужа).
Ведущая: А дети тоже тебе хотят загадки загадать.
В тихую погоду Мойдодыру я родня
Нет нас нигде. Отверни, открой меня!
Ветер подует- И холодною водою
Бежим по воде.(Волны). Живо я тебя умою.(Водопроводный кран).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали .
А пошли искать их днём-
Ищем, ищем-не найдем.(Роса).
Ведущая:А еще дети знают пословицы, поговорки, народные приметы.
1.Ласточка летает низко- 2.Ласточка летает высоко-
Значит дождик близко. Значит дождик далеко.
3.Одуванчик шар сжимает, 4.Клевер листики прижал-
Дождик капать начинает. Папа зонтик с собой взял.
Вода: Капельками вы были, а теперь превратимся в снежинки.
Игра «Снежинки».
Мы- снежинки, мы-пушинки,
покружиться мы не прочь,
Мы снежинки- балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Подходят к «водоему». Игра «Ручеек».
Ведущая:Давайте присядем, отдохнем и поговорим о пользе воды.
-Кому нужна вода?
-Человеку,растениям, животным, птицам, насекомым,рыбам и т.д.
Вывод: Вода нужна всему живому на планете.
-Для чего вода нужна человеку?
-Готовить еду, для питья, для стирки, чтобы умываться, купаться, для водного транспорта, чтобы плавать по рекам, морям, океанам, на воде строят электростанции, из морской воды добывают соль.
-А животным?
-Чтобы пить, некоторые животные живут в воде,например, бобр, нутрия, выдра.
-А растениям?
-Без воды растения погибли бы от недостатка влаги.
-А кто всю жизнь проводит в воде?
-Прежде всего рыбы. Недаром говорят,что «рыбы- дети воды».
Вода:Кто живет в водоеме?
Выходит рак ( ребенок в шапочке рака).
Я- рак! Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями,ем что поподет,прячусь в норы под коряги.
Карась: Я-карась! Очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде.Ем все подряд .Когда-то на Востоке нас карасей держали в вазе с водой, для украшения дома.
Щука:Меня рыбаки прозвали речным волком.Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодно,могу утащить на дно гусенка или утенка.
Вода: Много интересного вы рассказали, а теперь я вам задам интересные вопросы.
-Кто пьет не раскрывая рта? (Земноводные: лягушки,жабы,тритоны. Они кожей впитывают воду, их тело всегда должно быть влажным).
-Как утолить жажду в пустыне? (При помощи кактуса, в его мякоти много влаги).
-Почему в океане бъют фонтаны? (Их пускают киты. Они дышат легкими. Кит-не рыба, а морское животное.
-В какую рыбу можно смотреться, как в зеркало? (Зеркальный карп).
Дети:Я не хочу,чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых.
Где пляшет резво лодка у причала,
где теплый воздух так порою тих.
Большие дяди,взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою,
А подрасту и вам я помогу,
И рыбок золотых уберегу .
Вода: Ребята,вы хотите поближе познакомиться со своиствами воды, давайте пройдем в лабораторию для проведения опытов. (Дети надевают шапочки и халаты,садятся за столы).
Опыт 1.
У воды нет вкуса.
Дети пробуют воду через соломенку.Определяют, есть ли вкус у воды? Объяснить,что если человек очень хочет пить, то когда пьет говорит «Какая вкусная вода»,хотя ее вкуса не чувствует. Для сравнения дать попить сок. Морская вода соленая- ее пить нельзя.
Вывод: У воды нет вкуса.
Опыт2.
Перед детьми 2 стаканчика,один с молоком,другой- с водой. В оба стаканчика опустить палочки. В каком стаканчике они видны? В каком- нет?
Вывод:Вода прозрачная, молоко- нет.
Подумайте, что было бы,если бы речная вода была не прозрачная?
Ответ:Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи,а без этого в реках и озерах не могут жить растения,а не будет растений, не будет рыб и других животных.
Опыт 3.
Вода жидкая,может течь.
Дать детям 2 стаканчика,один с водой, другой- пустой.
Дети переливают из одного стаканчика в другой воду. Вода льется. Почему?
Потому что, она жидкая, если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.Так как вода жидкая и может течь ее называют жидкостью.
Опыт 4.
У воды нет запаха.
Дети нюхают воду,чем она пахнет? Ничем. Для сравнения понюхать духи.
Вывод:Вода не имеет запаха.
Опыт 5.
Вода бывает теплой и холодной.
На столе 2 стаканчика-с теплой и холодной водой. Дети пробуют пальцем и определяют температуру воды, можно измерить термометром. Сказать, что в реках и озерах вода бывает разной температуры. Некоторые растения улитки,рыбы могут жить в теплой воде, другие-в холодной. В холодных морях меньше растений и животных.
Ведущий: В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это-гейзеры, от них идет пар, в таком «горячем доме» жильцов очень мало, но они есть,это особенные водоросли.
Вывод: Вода в водоемах разной температуры,значит в них живут разные растения и животные.
Воспитатель: Итак, вода очень полезная. Она необходима для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений и получения электричества. Но только чистая вода! Раньше в природе живые обитатели рек, озер, морей сами справлялись с очисткой воды, теперь же, когда на берегах построили много заводов и фабрик вода с каждым годом становится все грязнее. Грязная вода приносит много вреда, поэтому воду нужно очень и очень беречь.
Мы знаем, что многие растения, животные, насекомые занесены в Красную книгу, т.е. их охраняют и берегут, так и воду надо беречь и не загрязнять.
Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, воду можно было пить прямо из речки, а сейчас даже из крана пить сырую воду не советуют, и даже стали продавать чистую питьевую воду в бутылках.
Вместе: «Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря, в каждом доме без воды и не туды, и не сюды!»
Волшебница Вода уходит, угощая детей сосульками.
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабль.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!
(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).
Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Я вижу, отгадайте кого:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть..?
Дети: Дельфин!
Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).
Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)
Физминутка
Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).
А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!
Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!
Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно...?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это..?
Дети: Краб.
Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо..?
Дети: Осьминог.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Физминутка
Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам –
Становлюсь я алым – алым.
Вот я клоун – осьминог –
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи –
Свет гаси. Спокойной ночи!
(Дети изображают осьминогов)
Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе..?
Дети: Черепаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).
Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской..?
Дети: Конек.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
А вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.
Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?
С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).
- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).
Конспект по рисованию на тему: "Деревья смотрят в воду"
Задачи:
1.Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки).
2.Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
3.Совершенствовать технические рисования акварельными красками
4.Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях.
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске или мольберте выставлено несколько зимних пейзажей.
Педагог: - Ребята давайте посмотрим на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним как называются картины на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте.
Ответы детей. (Пейзажи).
Педагог: - Многие известные художники - И.И. Шишкин, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев и другие очень любили рисовать природу. Они выбирали красивые или чем-то необычные виды природы (цветущий луг, таинственный лес, глубоководную реку, золотую рощу и пр.), любовались этими видами сами и старались поделиться своей радостью с другими, нарисовав красивые картины. Большую часть этих замечательных картин мы можем увидеть в различных музеях.
Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы. некоторые писатель и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях. Послушайте одно из таких стихотворений.
Педагог читает стихотворение И. Бунина "За окном"
Поэты и художники передают красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. А поэты создают картины природы словами. "Картины" поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем услышав поэтическую картину представить её и нарисовать, как это делают художники.
Педагог предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья будто бы "смотрят в воду"
-Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? (ответы детей).
Педагог показывает отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.
- Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой. (Показ) Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода - озеро. берем кисти и быстро рисуем дерево в верхней части мокрого листа. откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом "окунулось" в воду. Раскрываем лист.
После объяснения педагог предлагает детям приступить к работе и напоминает, что надо все делать быстро но аккуратно.
Дети самостоятельно выполняют работу.
- Посмотрите, какие необыкновенно красивые картины получились у нас. Мы сможем с вами теперь оформить выставку "Деревья смотрят в озеро"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.