МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»
"Вода - удивительное вещество"
Краткосрочный образовательный проект
в подготовительной группе
Автор проекта
воспитатель
Кривоногова Т.В.
Пермь, 2019г.
Паспорт проекта:
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 7-й год жизни.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель подготовительной группы
№ 7, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.
Тип проекта: исследовательский, групповой.
Продолжительность: краткосрочный ( 2 недели).
Форма защиты: презентация проекта для родителей и педагогов на сайте ДОУ
Продукты деятельности: альбом с рисунками и рассказами детей о воде и исследовании ее свойств, альбом "В мире воды", созданный детьми, родителями и воспитателем, книга сказок с иллюстрациями, сочинёнными детьми, выставки рисунков, схемы, алгоритмы проведенных опытов.
Актуальность
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации впитывает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему?» и «как?».
Разработанный проект "Вода - удивительное вещество"
познакомит детей с удивительным миром природы, приобщит к миру человеческих ценностей, ответственного отношения к природе родного края, подготовит к активным действиям по охране природы.
Этот проект значим для всех участников проекта:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Цель:
Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
3. Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.;
4. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат
· Повышенный интерес к НОД, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам
· Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
· Воспитание экологической культуры
· Бережное отношение к водным ресурсам
· Знание рек родного края
Проблема:
Что может вода?
Возможна ли жизнь без воды?
План реализации проекта:
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 неделя |
Утренняя беседа, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?" НОД "Вода в жизни человека" Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?" Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен "Русалочка"
|
НОД "Жизнь под водой" Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель) Изготовление макета "Обитатели моря" Дидактическая игра "Да-нет" |
НОД "Путешествие капельки" (Круговорот воды в природе) Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование облака" Художественное творчество: рисование "Дождик, дождик, капелька" Чтение художественной литературы: сказка народов Сибири "Живая вода" |
НОД "Разная вода" (три состояния воды, строение, свойства) - проблема: "Почему Айсберги не тонут?" Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства льда" Сюжетно-режиссерская игра "Арктическое путешествие" Дидактическая игра "Хорошо-плохо" |
Опытно-экспериментальная деятельность "Испарение воды. Откуда берется туман" Художественное творчество: аппликация "Облака - белогривые лошадки" Дидактическая игра: "Кто быстрее соберет?" Художественная литература: чтение стихотворения А.С. Пушкина "О море" |
2 неделя |
НОД "Река нашего города. Использование воды. Камская ГЭС"" Чтение художественной литературы: заучивание стихотворения по мнемотаблице "Вы слыхали о воде?" Художественное творчество: рисование "Медузы и рыбки" Опытно-экспериментальная деятельность "Наблюдение за поверхностным натяжением", "Выталкивающая сила". |
НОД "Морские чудеса", "Почему вода соленая?" Художественное творчество: лепка "Обитатели моря" Сюжетно-режиссерская игра "Отважные мореплаватели" Опытно-экспериментальная деятельность: "У воды есть сила" (исследование давления воды"
|
НОД "Водоемы нашей планеты" Опытно-экспериментальная деятельность: "Перенесем воду" (использование пипетки, соломинки, шприца) Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Художественное творчество: лепка (коллективная работа) "Морские приключения"
|
НОД "Почему мы плаваем и корабли не тонут?" (постановка проблемы) Опытно-экспериментальная деятельность: "Исследование предметов на плавучесть", "Наблюдение за поверхностной пленкой" Дидактическая игра "Назови как можно больше" Художественное творчество: рисование "Золотая рыбка" |
НОД: викторина "В мире воды" Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование мыльных пузырей", "Ослабление поверхностного натяжения" Художественное творчество: рисование "Сказка про обитателей моря или реки" (изготовление книги)
|
Наблюдения: · Скорость высыхания лужи в пасмурную и солнечную погоду; · За блеском мокрого пола, высыханием; · За высыханием земли около растений; · За тем, как сохнут мокрые вещи; · За испарением воды в блюдце. Физическая культура: подвижные игры: "Поймай рыбку", "Море волнуется", "Рыбак и рыбки" - музыкально-подвижная игра "Водяной"
|
Результат
В процессе реализации проекта у детей расширились знания и представления о воде, ее свойствах, значимости для всего живого. Большинство детей были активны в познавательной, опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности. Семь детей выступили с подготовленными совместно с родителями сообщениями на разные темы, связанные с водой. Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась детской энциклопедической литературой, детскими презентациями, настольно-печатными играми, фигурками обитателей моря для настольного макета. Продуктом стал альбом с рисунками и рассказами детей, альбом "В мире воды", созданный детьми, родителями и воспитателем, выставки рисунков, схемы, алгоритмы проведенных опытов.
Приложение.
Исследование свойств льда Опыт «Вода имеет силу»
Лепка «Морские приключения»
Рисование «Золотая рыбка» Изготовление макета «Подводный мир»
Многообразие водоёмов Рисунки для книги сказок про обитателей воды.
Литература:
1. Н. Рыжова "Вода-волшебница"
2. О. Скорлупова "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Вода""
3. "Детская энциклопедия"
4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова "Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.
5. "Мои первые научные опыты", Словакия, 2003
6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова "Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие", ТЦ "Учитель", Воронеж 2004 год.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.