Интегрированный урок по биологии для учазихся 10 класса с применением ИКТ-технологий с экологическим содержанием. " Вода и её роль в жизнедеятельности клетки" В уроке раскрывается роль воды для жизни на Земле и необходимости её сохранения как жизненно важного ресурса для будущих поколений.Конспект урока "Вода и её роль в жизнедеятельности клетки". Биология 10 класс
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки 10 класс.docx
ВОДА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ
Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии и экологии.
муниципального общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа поселка Возрождение"
Хвалынского района Саратовской области
Цель урока: Способствовать развитию интереса к естественным
наукам, углубить знания учащихся о воде, её свойствах и значении для живых
организмов.
Задачи урока
Образовательные: сформировать знания о роли воды, как
химического элемента в жизнедеятельности клетки.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное,
сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения,
воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за
счет добросовестного отношения к своему труду.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация по теме
урока, опорный конспект.
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на
Земле».
Леонардо да Винчи
О каком веществе идёт речь?
Человечество на протяжении всего существования пытается
разгадать тайну этой удивительной и противоречивой стихии. Как она
возникла, как попала на нашу планету? Наверное, никто так и не сможет
ответить на этот вопрос, зато каждый знает, что её значение в природе
и жизни человека невообразимо велико. Одно абсолютно верно сегодня её
запасов на Земле столько же, сколько было при рождении мироздания.
Самое привычное и самое невероятное вещество на Земле – вода.
Значение воды невозможно переоценить в жизни всего живого на планете, она
присутствует в каждом мгновении нашего существования. Являясь преобладающим элементом в составе любого организма, вода руководит и его
жизнедеятельностью.
На каких уроках вы встречаетесь с темой «Вода»?
(химия, биология, география, физики, экология, литература)
Задание 1
Заполните таблицу «Знания о воде полученные на уроках»
химия
биология
1.Роль
воды в
жизни
живых
организм
ов
1.Химиче
ские
свойства
воды
2.Строен
ие
молекул
ы воды
географи
я
Реки,
озера,
моря,
лед,
океаны,
родники.
2. Тучи,
туман,
облака
снег
физика
экология
1.Агрегат
ные
состояни
я воды.
2.Физиче
ские
свойства
воды.
1.Вода
среда
обитания
2. вода –
экологич
еский
фактор
литерату
ра
1.Описан
ие картин
природы
2. стихи
Музыка и
искусство
1.Песни
воспеваю
щие реки,
озёра…
Можно ли сказать, что водаэто самое распространённое вещество на
Земле?
Где ещё содержится вода? (В живых организмах).
Вода одно из самых распространённых веществ на Земле. В клетке она
также занимает первое место среди других химических соединений.
Подумайте!
Сколько воды содержится в организме человека или животного? (80%
от массы клетки)
В каком органе человеческого организма содержится большее
количество воды? (в головном мозге – 85%)
Где в человеческом организме меньше всего находится воды? (1015%
в клетках эмали зубов)
При потери 20% воды у человека наступает смерть.
Можно ли на основании этих данных говорить о важности содержания
воды в клетке? (Нет)
Давайте подумаем какие функции выполняет вода в клетке?
Задание 2Выпишите из теста функции воды
сохранение объёма;
упругость клетки;
растворение различных веществ; большая часть химических реакций с участием воды протекает в живых
организмах
Теперь мы можем говорить о важности содержания воды в клетке?
(ДА)
Вода обладает рядом свойств, имеющих исключительно важное
значение для живых организмов.
Давайте рассмотрим свойства воды
Задание 3 Вспомните свойства воды из курса химии и физики и
заполните таблицу
Свойства воды
химические
Вода – природный растворитель
Взаимодействие воды с неметаллами
Взаимодействие воды с металлами
жёсткость
Взаимодействие с оксидами металлов
Взаимодействие с оксидами
неметаллов
Взаимодействие с солями
Взаимодействие с основными
оксидами
физические
цвет
запах
прозрачность
Вкус
температура
Поверхностное натяжение
вязкость
теплоёмкость
Взаимодействие с кислотными
теплопроводность
оксидами
электропроводность
сжимаемость
текучесть
вязкость
Задание 4
1 вариант составить кластер значение воды для растений
2 вариант составить кластер значение воды для животных
3 вариант составить кластер значение воды для человека
Вывод: вода в живых организмах является основной средой в которой
протекает обмен веществ,выполняет транспортную функцию благодаря
высокой теплоемкости и теплопроводности вода участвует в процессах
теплорегуляции организмов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что вода имеет особое значение
для человека? Почему?
Мы на 80% состоим из воды. Вода — главный материал, из которого
построено наше тело.
Как используется вода в организме человека?
помогает преобразовать пищу в энергию,
помогает организму усваивать питательные вещества,
увлажняет кислород для дыхания,
регулирует температуру тела,
участвует в обмене веществ,
защищает жизненно важные органы,
смазывает суставы,
выводит различные отходы из организма.
Для нормальной жизнедеятельности организма его клетки и ткани
должны быть достаточно насыщены водой, так как в них активизируются
жизненные процессы.
Именно поэтому важно следить за тем, какая вода попадает в наш
организм.
Многолетние исследования крови под микроскопом доказали, что
причина большинства современных болезней – в обезвоживании организма и
последующем закислении крови. Вода необходима для очищения сосудов,
суставов, всех органов и систем.
Человек обязан заботиться о своих внутренних органах, т.к это его
жизнеобеспечение. Употребляя чистую, некипяченую воду, мы ежедневно
проводим влажную уборку в своем организме, очищая его от шлаков и
токсинов.
Регулярное потребление воды улучшает мышление и координационные
действия мозга, а так же может :
Нормализовать кровяное давление,
Уменьшить:
боли в спине, ревматические боли, мигрени,
снизить уровень холестерина в крови, уменьшая тем самым
вероятность сердечного приступа.
Потребление достаточного количества воды — это один из лучших
способов предотвратить образование камней в почках.
Как определить какую воду мы пьём?
Задание 5Работа в группах
Проделаем несколько простых опытов на определение качества
питьевой воды. Опыт
Опыт 1.Определение интенсивности
запаха воды.
Результат
Результат: обнаруживается слабый
запах.
Опыт 2.Определение прозрачности
воды.
Опыт 3.Фильтрация воды.
Опыт 4. Определение наличия в воде
растворённых солей
Опыт 5. Определение водородного
показателя (рН)
Опыт 6. Наличие в воде хлора.
Результат: вода прозрачная.
Результат: на фильтре никаких
осадков нет, значит, вода чистая.
Результат: в исследуемой воде есть
растворённые соли.
Результат: водопроводная вода имеет
нейтральную среду.
Результат: в водопроводной воде не
содержится хлор.
Вывод:
В исследуемой питьевой воде имеются отклонения от нормы:
цвет воды при отстаивании желтеет, появляется осадок;
при нагревании обнаруживается слабый запах;
Имеющиеся в питьевой воде отклонения говорят о частичном
несоответствии качества воды требованиям СанПиН
Чем чревато употребление некачественной воды организмом?
Какие органы страдают в первую очередь?
Страдают почки и мочевыделительная система органы пищеварения….
Кроме того в организм человека с водой могут попадать возбудители
ряда инфекционных заболеваний. Поэтому строго нужно следить за тем какая
вода попадает в наш организм. Что бы не нанести вред здоровью.
Итог
Безгранично многообразие жизни на нашей планете. Но жизнь есть
только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. И от того в
каком состоянии находятся водные источники нашей планеты зависит, как
долго будет сохранятся этомногообразие.
Важная роль воды заключается в том, что она является основным
элементом
в поддержании жизни человека, т.е. – непременная составляющая часть
всего живого.Только там, где есть вода, есть жизнь. Нет живого, если нет
воды. Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Домашнее задание. Проделайте дома опыты и определите качество
воды которую вы пьёте. Если результаты проверки укажут на недостаточное
качество питьевой воды в вашем доме, предложите способы очистки
водопроводной воды.
Приложение1
Опыт1
Капля воды
Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде
солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность
чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли
останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и
полезную воду.
В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую
жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.
Опыт 2
Отстаивание
Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания
исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на
34 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени
извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.
Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде
простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о
присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на
поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних
химических соединений.
Опыт 3
Кипячение В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и
доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 1015 минут,
воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно
посудины.
Присутствие накипи темносерого цвета укажет на переизбыток в
воде оксидов железа, а светложелтый осадок позволит сделать вывод о
наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.
Опыт 4
Тестирование марганцовкой
Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного
раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора
марганцовки следует брать заведомо качественную.
Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению
которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор
марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет
желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не
рекомендуется.
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.