Тема урока: «Вода в природе. Три состояния воды».
Место в общей теме: урок 3 в теме «Неживая природа»
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
I. Блок целеполагания
Общедидактическая цель Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Цели по содержанию:
1. Воспитательные Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебником, интерактивной доской.
2. Коррекционно-развивающие Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;
развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного, оформление выводов).
3. Образовательные Создать условия для формирования представлений о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе.
Предполагаемые результаты
Личностные Метапредметные (жизненная компетентность)
Предметные
познавательные Регулятивные
(Обеспечивают организацию и управление своей учебной деятельности) коммуникативные
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Самоопределение:
формирование активной позиции ребенка.
Выполнение мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач)
Поиск и выделение необходимой информации, решение задач, с помощью источников информации. Способность к мобилизации сил; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации и к преодолению препятствий. Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками
проявление интереса и потребности в общении с учителем и детьми.
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Различение состояний воды по их отличительным признакам
27281012459.docx
Предмет Природоведение
Класс 5
Технологическая карта урока
Автор учебника: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Вода в природе. Три состояния воды».
Место в общей теме: урок 3 в теме «Неживая природа»
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
I.
Блок целеполагания
Общедидактическая цель
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Цели по содержанию:
1. Воспитательные
Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной
деятельности; Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебником,
интерактивной доской.
2. Коррекционно
развивающие
Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;
развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать
обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного,
оформление выводов).
3. Образовательные
Создать условия для формирования представлений о переходе воды из одного состояния в другое, о
круговороте воды в природе.
Личностные
познавательные
Предполагаемые результаты
Метапредметные (жизненная компетентность)
Регулятивные
(Обеспечивают организацию
и управление своей учебной
деятельности)
коммуникативные
Предметные Нравственноэтическая
ориентация:
уважительное
отношение,
доброжелательность и
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Самоопределение:
формирование
позиции ребенка.
активной
Выполнение мыслительных
операций
(сравнение,
обобщение, анализ, выделение
существенных
признаков
объектов с целью решения
конкретных задач)
и
Поиск
выделение
необходимой информации,
решение задач, с помощью
источников информации.
к
Способность
мобилизации
сил;
способность к волевому
усилию к выбору в
ситуации
к
преодолению
препятствий.
и
Формирование умения
взаимодействовать
с
учителем и сверстниками
Различение
состояний
воды по их отличительным
признакам
проявление интереса и
потребности в общении с
учителем и детьми.
произвольное построение
речевого высказывания в
устной форме.
II. Инструментальный блок.
Основные понятия:
Межпредметные связи
Формы организации
познавательной деятельности
Технология
Ресурсы
предметные: вода; жидкое, твердое и газообразное состояния воды, круговорот воды
метапредметные: айсберг, условные цвета физической карты.
География, русский язык
Фронтальная, парная.
На этапах актуализации знаний, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, первичном
закреплении, итоге используется «Технология сотрудничества»
для учителя: интерактивный комплекс, учебник природоведения; ведерко с водой и снегом,
оборудование для опыта (банка с водой и крышкой, кипятильник)
для обучающихся: дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников
(круговорот воды в природе), учебник природоведения.
III. Организационно деятельностный блок.
Этапы урока
Цели этапа
№
п/
Методы и
приёмы
Содержание заданий
Формируемые УУД в
Включение
учебную
деятельность на
личностно
значимом уровне
Воспроизведение в
памяти опорных
знаний.
п
1. Орг. момент
(мотивация к
учебной
деятельности)
2. Актуализация
знаний
(Готовность
мышления
осознание
потребности
к
построению нового
способа действия)
и
3. Целеполагание и
мотивация
Выявление места и
причины
затруднения.
Определение темы
урока.
Прием – внушение «Учиться успешно!».
интервьюирование.
Фронтальная работа
Дети дают краткие ответы на вопросы
учителя, при необходимости учитель уточняет
ответы, задает дополнительные вопросы,
требующие работы с картой, более полные
доказательные ответы.
Психологиче
ский
настрой.
Девиз урока
Загадка про
географичес
кую карту;
Работа по
контурной
карте
России;
«Мозговой
штурм Что
это?».
Сравнение,
Проблемный
вопрос
Что общего между всеми рисунками? (введение нового
Регулятивные:
Организация своей учебной
деятельности
Личностные:
самоопределение – внутренняя
позиция школьника на основе
положительного отношения к
учебным занятиям
Регулятивные:
саморегуляция
волевая
Коммуникативные:
умение сотрудничать как с
учителем,
со
сверстниками, готовность вести
диалог,
искать решения,
оказывать поддержку друг
другу.
так и
Познавательные
(логические):
анализ с
целью выделения существенных
признаков
Прогнозирование результатов.
Коммуникативные:
умение сотрудничать как с
учителем,
со
сверстниками, готовность вести
диалог,
искать решения,
оказывать поддержку друг
другу.
так и Личностные
(смыслообразование):
мотивация
деятельности
учебной
понятия – айсберг. Проговаривание его вслух)
Очень сложный вопрос. Почему нам не удалось на него
ответить?
Давайте сегодня на уроке все вместе так хорошо
поработаем, чтобы в конце урока мы смогли дать ответ на
этот вопрос, и выясним, кто же из вас дал правильный
ответ.
Я вам прочитаю текст, который называется «Краса
природы». Как вы понимаете слово «краса»?
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
«Есть на нашей планете необыкновенное вещество. Это
вещество – краса природы. Эту красу мы видим повсюду:
и в тихой речке, и в глубине озера, и в синем море! Это
вещество есть даже в облаках!».
О каком необыкновенном веществе идет речь?
Действительно, именно воду назвали красой
природы. Обсудите в парах, почему воду назвали
необыкновенным веществом?
Запись темы урока в тетрадь «Вода в природе».
4 Осознание и
осмысление блока
новой учебной
Способствовать
осознанию
основного
Сравнение,
Анализ,
Обобщение
Учитель задает вопросы не только информационного,
но и смыслового содержания, опираясь на ранее
полученные знания (пропедевтическая работа).
Познавательные:
выявление
следственных
причинно
связей, информации
фактического
материала
Учитель приносит закрытое ведерко.
Ребята, в этом ведерке находится самое
необыкновенное вещество! Напомните, какое?
Открывают ведро, а там снег.
Что это? (снег)
Я ошиблась или всетаки права? Можно ли снег
назвать водой? Докажите.
Идет дискуссия: одни доказывают, что снег – это не
вода, другие, что снег – это вода).
Учитель приносит ведерко с водой. Обсуждение
некоторых
(прозрачность,
текучесть…). Демонстрация учеником свойств воды.
Делаем вывод, вода – жидкость.
Сравнение со снегом. Делаем вывод, что снег – это
вода в твердом состоянии.
При каком условии вода переходит в твердое
состояние и наоборот? (дети приводят примеры).
Работа с таблицей.
воды
свойств
составление
рассуждений; анализ, синтез
цепочки
Коммуникативные:
умение слышать и слушать друг
друга, согласованно выполнять
совместную
деятельность,
умение
договариваться,
оказывать поддержку друг
другу,
эффективно
сотрудничать с учителем.
Умение выступать перед
аудиторией.
Регулятивные: участвовать
в совместной деятельности
Дети распределяют рисунки в соответствующие
колонки. Делают вывод и акцентируют внимание, что
не знают о третьем состоянии воды. Предлагают
способы поиска информации (учебник, интернет).
Заполняют третий столбик, приводят примеры воды в газообразном состоянии.
Делаем вывод.
Заполнение динамических моделей круговорота воды в
природе в парах с использованием опорных слов и
словосочетаний.
Физкультминутка (пантомима в сочетании со
словесными методами) Составление связного рассказа о
водепутешественнице.
Опыт «Превращение воды в пар» (мини круговорот
воды).
Однажды, в одной африканской школе ребятам
читали рассказ об удивительной стране, в которой
люди ходят по воде! Как вы считаете, правдивый ли
это рассказ?
Где на нашей планете можно увидеть такую
природу? В каких состояниях вы видите воду?
5. Первичное
закрепление с
комментирование
м во внешней
речи
Применение
нового знания в
типовых заданиях
«Проблемны
й вопрос»
(Знаковосимволические):
Познавательные
моделирование
Логические:
установление
причинноследственных связей
Коммуникативные: сроить
высказывание
принятие
Регулятивные:
аргументов учителя по оценке
работы,
выполненной
исправление
с
помощью учителя.
ошибок
Коммуникативные:
находить приемлемое решение
при наличии разных точек
зрения.
Познавательные:
подведение под понятие 6. Итог урока
(знаниевая
рефлексия
учебной
деятельности)
Соотнесение целей
урока и его
результатов,
самооценка
работы на уроке
Возвращение
к
проблемном
у вопросу
7. Домашнее задание
Что общего между всеми рисунками?
Кто был прав в начале урока?
«Дождик»
Почему воду называют «вечной путешественницей»?
В моря впадает много рек. Почему моря не
переполняются и не заливают сушу?
Почему облака могут путешествовать по свету?
1. Ответить на вопросы 1. 2. в учебнике
2. Заполнить таблицу.
3. Найти загадки о воде в разных состояниях (по
желанию)
умение
Познавательные:
структурировать знания
волевая
Регулятивные:
осознание
саморегуляция,
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Слушание и понимание речи
других
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
«Вода в природе. Три состояния воды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.