Военно-политические союзы
Оценка 4.6

Военно-политические союзы

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
9 кл
29.12.2020
Военно-политические союзы
Военно-политические союзы.docx

Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX веков». 9 класс

Цель: Рассмотреть процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Охарактеризовать основные противоречия между великими европейскими державами в к. XIX – н. XX веков.

Задачи:

1.      Образовательная: проследить процесс формирования военно-политических блоков в Европе. Обратить внимание на европейское общественное мнение по проблеме войны и мира.

2.      Развивающая: продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации: учебник, таблицы, исторические документы, мультимедийная презентация. Умение формулировать самостоятельно тему урока и ставить перед собой задачи.

3.      Воспитательная: развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в микрогруппах. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов.

Оборудование: учебник, рабочие листы с таблицей, исторические документы, мультимедийная презентация.

Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Формирование темы и цели урока

Вводная беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся должны сформулировать самостоятельно тему и цель урока. СЛАЙД 1

Слово учителя: 1914 год – чем он печально знаменит в истории?

                           Ответ учащихся: началась Первая мировая война

Слово учителя: Что такое война?

                           Ответ учащихся: борьба противоположных сторон. Которые отстаивают  

                         свои   интересы

Слово учителя: Что необходимо для того чтобы война началась?

                           Ответ учащихся: нужны взаимные претензии государств друг к другу

Слово учителя: Мы знаем, что для достижения своих целей государства часто    

                            объединяются между собой против общего противника. Знаем ли мы с

                          вами такие военно-политические союзы начала 20 века?

                           Ответ учащихся: нет

Слово учителя: Непосредственно к изучению хода военных действий мы приступим с вами на следующем уроке. Что нам нужно знать, прежде чем перейти к изучению 1 МВ?

                          Ответ учащихся: соперничающие стороны и их интересы

Слово учителя: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока

Учащиеся формулируют тему урока

СЛАЙД 2

Слово учителя: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

Ответ учащихся: проследить формирование военно-политических блоков в Европе

3.      Повторение пройденного материала:

Учащимся в течении 2 минут (можно устно) предлагается заполнить таблицу

знаю

 

Хочу узнать

 

 

 

Акцентировать внимание детей: В начале 19 века Европа по-прежнему оставалась центром международной политики. Ведущие европейские державы соперничали между собой по 4 направлениям. Вспомните, какие это были направления?

Ответ учащихся: европейское направление, восточный вопрос, борьба за колонии, борьба за передел мира.

СЛАЙД 3

Теперь вспомните, какие конфликты относились к каждому из направлений

Ответ учащихся:

1)      Европейское: 1859 – война Пьемонта и Франции против Австрии за Ломбардию и Венецию

                        1864 – война Пруссии и Австрии против Дании за Шлезвиг и Гольдштейн

                        1866 – война Австрии и Пруссии за первенство в объединении германских                   

                  земель

                1870-1871 – Франко-прусская война за южно германские земли

2)      Восточный вопрос: 1853-1855 – крымская война

                                   1877-1878 – русско-турецкая война

3)      Борьба за колонии: 1840-1842, 1856-1860 – «опиумные войны» в Китае

                                  1878-1881 – англо-афганская война

4)      Борьба за передел мира: 1898 – испано-американская война

                                           1899- 1902 – англо-бурская война

                                           1904-1905 – русско-японская война

4.      Обострение противоречий между европейскими державами.

Слово учителя: Итак, мы с вами видим, что в н. 20 века сохранялись территориальные претензии европейских государств друг к другу. Также к борьбе за сферы влияния присоединились две неевропейские державы: США и Япония. Каждая страна проводила внешнюю политику в соответствии со своими экономическими и военными возможностями. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли великих европейских держав, для этого мы разделимся с вами на 6 групп:

Класс делится на 6 групп по странам

·         Великобритания

·         Франция

·         Россия

·         Австро-Венгрия

·         США

·         Германия

Каждой группе выдается табличка с названием страны

Задание № 1. С помощью учебника (п. 23) охарактеризуйте свою страну в 2 словах

Учащиеся, анализируют текст параграфа и находят основные факты, характеризующие положение их страны в н. XX века.

Затем каждая страна выдвигает своего представителя (президент, канцлер, император и т.д., в зависимости от стиля правления в их стране), который дает характеристику экономическому. Социальному и политическому положению страны в н. XX века.

СЛАЙДЫ 4-9 с портретами глав государств: Германия

                                                                   США

                                                                   Великобритания

                                                                   Франция

                                                                   Австро-Венгрия

                                                                   Россия

Слово учителя: Итак, в н. 20 века между ведущими индустриальными странами усилилась конкуренция за рынки сбыта товаров, источники сырья и сферы вложения капитала.

Для успешного экономического развития требовалось постоянное расширение рынков сбыта продукции и увеличение вывоза капитала за пределы страны.

СЛАЙД 10. Обратимся к таблице: «Изменение удельного веса ведущих стран в мировом промышленном производстве»

Страна

1860 г.

1870 г.

1900 г.

1913 г.

Англия

36 %

32 %

18 %

14%

США

17%

23%

31%

36%

Германия

16%

13%

16%

16%

Франция

12%

10%

7%

6%

Учащиеся анализируют данные таблицы и отвечают устно на поставленные вопросы:

Ответьте на вопросы: 1)Какие страны развивались наиболее динамично в н. 20 века? (США, Германия)   

  У какой страны темпы экономического развития замедлились? (Англия,Франция)

  2) У какой из представленных стран были обширные колониальные владения, а какая страна ими не обладала? (США и Германия не обладала обширными колониями, большинство колоний принадлежало Франции и Англии)

               Слово учителя: таким образом, данные таблицы свидетельствуют. Что в н.20 века выявилось несоответствие между экономическими потенциалами индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними. А поиск новых внешних рынков принимал форму борьбы за передел мира.

В 19 веке большинство европейских стран следовало принципу  поддержания равновесия сил на континенте. Против нарушителей спокойствия создавались военно-политические блоки.

5.      Формирование военно-политических блоков

Сегодня будучи в роли великих европейских держав вы попытаетесь сформировать военно-политические блоки на основе документов, которые представлены у вас на партах

Задание: проанализировать документы, назвать страну, с которой вы вступаете в союз и почему вы объединяетесь именно с ней.

Учащиеся анализируют в группе, представленные у них на партах документы, отвечают на поставленный вопрос.

Далее следует обсуждение по поставленным вопросам (высказывается каждая страна). Затем учащиеся должны взяться за руки со своими союзниками (для развития образного мышления и акцентирования внимания на том какие военно-политические блоки были созданы и какие страны в них входили)

Самостоятельное заполнение схемы в тетради

СЛАЙД 11

Военно-политические союзы в Европе

Антанта (1904-1907)

Россия

Великобритания

Франция

 

Тройственный союз (1882)

Германия

Австро-Венгрия

Италия

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


6.      Два взгляда на войну

Устное обсуждение проблемного вопроса

Вопрос: как вы думаете, как европейское общество относилось к нарастающим противоречиям и надвигающейся войне?

Слово учителя: в Европейском обществе начала 20 века существовало 2 взгляда на войну

СЛАЙД 12

Два взгляда на вону

 

пацифизм

 

милитаризм

 
 

 

 


Пацифизм – отрицание войны как средства достижения политических целей. (Жан Жорес)

Милитаризм – комплекс средств, призванных подготовить общество к войне (Ф. Ницше)

Реваншизм – стремление пересмотреть итоги проигранной войны, отомстить Германии за отнятые земли (Эльзас и Лотарингию)

Задание: учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Направление

Понятие

Чьи идеи взяты за основу

 

 

 

7.      Закрепление:

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

1)      Какова была сегодняшняя тема урока?

2)      Какова была наша цель?

3)      Как вы считаете, достигли ли мы своей цели? Почему?

4)      Какие два взгляда на войну существовали в Европе?

8.      Рефлексия

В начале урока у каждого на парте лежат три квадратика разного цвета, которые означают:

- зеленый – сегодня я работал хорошо, понял и усвоил весь материал

- розовый – я работал, но мог бы лучше

- белый – я недоволен собственной работой на уроке

Необходимо в начале урока предупредить учащихся, что у конце кабинета стоит коробка, куда они должны будут поместить тот квадратик, который подходит именно им.

9.      Д.З. – п. 23, эссе на тему: «Пацифизм или милитаризм – какую точку зрения поддерживаю я?».


 

10. 

Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже

Конспект урока по теме «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже

Восточный вопрос: 1853-1855 – крымская война 1877-1878 – русско-турецкая война 2)

Восточный вопрос: 1853-1855 – крымская война 1877-1878 – русско-турецкая война 2)

Формирование военно-политических блоков

Формирование военно-политических блоков
Скачать файл