Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Бородино"
Оценка 5

Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Бородино"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
06.06.2023
Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Бородино"
Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"1. Цели урока: Познакомить уч-ся со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Задачи урока: 1. Определить идейно - тематическое содержание произведения. 2.Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года. 3. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество. Отечественная война
Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова.docx

Проект учебного занятия

ФИО автора: Власова Вера Григорьевна

Название образовательной организации: ТМКОУ «Хатангская  средняя школа

Предмет: литература

Класс: 5

Тема раздела: Литература ХIХ века

Тема урока:

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"1.

Цели урока: Познакомить уч-ся со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Задачи урока:

1. Определить идейно - тематическое содержание  произведения.

2.Узнать, каково историческое значение победы России  в Отечественной войне 1812 года.

3. Воспитывать  чувства патриотизма, гордости за своё Отечество. Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

(Урок литературы в 5 классе. Первый урок из двух уроков в теме.)      

Оборудование:  аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина; компьютер, медиапроектор, презентация, интернет,  фрагмент из к/ф  «Война и мир» (Бородинское  сражение), клей, бумага.

 

Предполагаемые результаты:

Предметные:

Обоснованность и самостоятельность оценки  уч-ся  идейно- художественного содержания  произведения.

Метапредметные:

Коммуникативные:

1.      Способность свободно излагать  свои мысли  в устной и письменной форме;

2.      Способность  участвовать в  речевом общении, соблюдая  нормы речевого этикета;

3.      Умение вступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом.

Регулятивные:

1.Овладение  приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

2. Умение самостоятельно вести  поиск информации, ее анализ и отбор.

Рефлексивные:

1.      Оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностные результаты:

1.      Совершенствование духовно- нравственных качеств;

2.       Формирование устойчивого интереса к  истории своей родины.

 

Действия учителя

Действия  ученика

Приветствует уч-ся. определяет их готовность     к работе, настраивает класс на успешную деятельность

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность  к работе

Организует беседу на основе имеющихся знаний  у у-ся и подводит их к заданию проблемного характера, консультирует уч-ся по целеполаганию  урока

Участвуют в диалоге, переживают ситуацию успеха и показывают готовность к выполнению задания проблемного характера.

Ставят цель урока

Организует беседу о  жизни  М.Ю.Лермонтова и Бородинском сражении как историческом событии.

Помогает поставить учебную задачу  урока.

 

Включает фрагмент из к/ф «Война и мир» -Бородинское сражение.

Организует словарную работу (устаревшие слова.)

Организует  прослушивание фрагмента  стихотворения  в записи.

Задает вопросы на осознанное восприятие текста.

Проводит физминутку.

Организует работу уч-ся в группах, консультирует. В случае затруднения помогает  сделать выводы.

На понимание текста организует литературную игру «Вопросы из треуголки»  в  вопросно- ответной форме

 Пересказывают вступительную статью учебника о поэте.

 Учащийся представляет историческую справку о сражении (опережающее задание). Учащиеся определяют учебную задачу урока.

Акцентируют внимание на истории создания стихотворения «Бородино».

Просматривают фрагмент из к/ф «Война и мир», слушают историческую справку и дополняют ее.

Выполняют словарную работу (поясняют непонятные слова).

Прослушивают фрагмент  стихотворения в актерском  исполнении, продолжают выразительное чтение самостоятельно.

Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.

Выполняют упражнения физминутки.

 Выполняют в группах задания проблемного и исследовательского характера. Делают выводы по выполненной работе. Представляют результаты работы, заслушивают ответы уч-ся, оценивают их.

Принимают участие в литературной игре «Вопросы из треуголки»  на понимание текста

Предлагает выполнить тест по изученному  произведению с взаимопроверкой по эталону

 Выполняют тест, проверяют его по эталону (взаимопроверка)

Напоминает поставленную цель урока и учебную задачу. Предлагает сделать вывод о достижении цели и  решении учебной задачи.

Дают конкретные ответы по  учебной задаче и делают заключение о достижении цели урока.

Предлагает оценить свою работу на уроке

Делают самооценку

Записывает домашнее задание на доске

Записывают домашнее задание в дневники

Оценивает работу, комментирует  выставленные оценки

Выставляют оценки в дневник

Предполагаемые результаты:

План урока:

1. Вступительная беседа.

2. Слово о поэте.

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

4.История создание стихотворения.

5. Словарная работа.

6.Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

7. Работа с текстом. (Исследовательская работа по группам)

8. Итоги урока, выводы, рефлексия.

9. Выставление оценок с комментированием.

10. Домашнее задание.

 

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа. (актуализация знаний)

- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

-Несомненно, многие исторические события, в которых русские люди  проявили героизм, смелость, отвагу, показали преданность своей Родине, являются предметом гордости всего русского народа.

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий – Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно изображено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.  

-Всегда ли нам удаётся сохранить память о наших предках, сражавшихся с врагами Отечества и одержавших победу? (Рассуждения учащихся)

-Как вы понимаете высказывание польского философа Т. Котарбиньского?

Эпиграф к уроку

                                                                Прошлое, хранящееся в памяти,

                                                есть часть настоящего.

Котарбиньский Т.

Стихотворение М.Лермонтова  «Бородино» рассказывает о самом крупном сражении Отечественной войны 1812 года. Благодаря литературным произведениям, произведениям других видов искусства оно останется в памяти поколений.

3.Слово о поэте

С творчеством М.Ю.Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта. Пересказ статьи будут делать несколько человек: один начнет, а продолжать будет  другой уч-ся. (Текст  статьи для  самостоятельного изучения дома.)

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской губернии. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и поэзией А.С. Пушкина,  сам рано начал писать стихи, но считал их ученическими.  

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особенно привлекало его Бородинское сражение. Его отец был в ополчении, братья бабушки участвовали в Бородинском сражении.

М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”, написанное  к 25-летней годовщине сражения.

-Посмотрите на тему урока и скажите, что нас сегодня больше всего будет интересовать при изучении стихотворения? (Отражение исторического события  в  стихотворении  «Бородино».)

Какова цель нашего урока? (понять содержание произведения, раскрыть его основную мысль)

Чтобы достичь  поставленную цель, я  предлагаю решить учебную задачу.

Учебная задача урока – определить, какими приемами (как именно) пользовался  М.Ю.Лермонтов для изображения Бородинского сражения.

-Что вы знаете о Бородинском сражении?

4.Историческая справка. (Опережающее задание было дано 1 уч-ся. Во время   рассказа  на экране показывается фрагмент из к/ф «Война и мир» -  Бородинское  сражение)

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов  решил дать армии  Наполеона   решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.

Штаб Кутузова размещался в деревне  Татариново,  а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

    Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию  П.И.Багратиона.

    В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы  флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

            Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

 О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил  Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

            "Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми ". И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...

-Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении.  Что вы запомнили из рассказа?

5.Создание стихотворения «Бородино»

-Из биографии поэта мы узнали, что он был военным. Ему приходилось встречаться с ветеранами войны 1812г., слушать их воспоминания. Так возник замысел создания стихотворения, где поэт гордился победителями и невысоко оценивал значение современного ему поколения.

                                                6.Словарная работа.

 Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то, что в нём  много слов иноязычного происхождения,  в основном  военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются. Давайте выясним, что они обозначают. (Одни уч-ся  спрашивают, другие отвечают.)

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы- люди другой веры, иноземцы,  враги

Флеши   (из исторической справки)  старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления  для прикрытия важных направлений и пунктов.

7. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фрагмента стихотворения в записи. Выразительное чтение уч-ся .

Теперь все слова нам  понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина.

Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов. Мы прослушаем лишь фрагмент  стихотворения, продолжать выразительное чтение будет один из вас.

8.Вопросы для анализа стихотворения (фронтальный опрос уч-ся)

- Какие чувства вы испытали, слушая строки М.Ю.Лермонтова? (гордость за  воинов- героев)

- В чём особенность построения стихотворения? (Начало  стихотворения в форме диалога, потом  повествование переходит в монолог.)

- Кто участвует в разговоре? (старый воин, участник  Бородинской битвы и  молодой человек)

Где  находился рассказчик в момент сражения? ( Он находился в центре сражения, у орудия)

Докажите это словами из текста.

- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?  (

- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

- Кто герои рассказа ветерана войны?

- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?

Как он их называет? Зачитайте.

- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?

Найдите и зачитайте строки из текста.

- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.

- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?

- Какими вы увидели участников сражения?

- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?

Физминутка.

9.Исследовательская работа по группам.  Работа в течение 7 минут.

Цель  работы  для 1 группы – выяснить, соответствуют ли исторические факты стихотворению.

- Соотнесите исторические  данные (на бумажном носителе дается форма  таблицы, карточки с цитатами из исторической справки) с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу.  Сделайте вывод.

Форма таблицы

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве

Мы долго молча отступали…

3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

 Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денек!..

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Вот затрещали барабаны

"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»

… Изведал враг в тот день немало…

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

 

Вывод учащихся. Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Цель  работы  для второй группы – найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы: (Карточки с вопросами дети получают перед выполнением задания.  )

1 В чём  заключается правда истории  в стихотворении?  (Эпизоды Бородинского боя).

2. Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел?

3. Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

4.Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?

5.С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении  «Бородино» автор передает настроение героев.

 Цель работы для третьей группы –  определить образ рассказчика в стихотворении «Бородино».

М.Ю. Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика». (Учащиеся получают таблицы с заполненным левым столбцом)

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

ВЫВОДЫ: Главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат, остается безымянным. Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным. Он там был, он это видел, он это пережил.

           Рассказчик дважды говорит "я”, а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”. Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

Цель работ для 4 группы – найти  средства художественной выразительности в тексте и определить их значение в стихотворении.

В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. (ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДАЁТСЯ ЗАРАНЕЕ)

 Примерные ответы учащихся.

Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Синтаксические  средства (ряды однородных членов)

Глаголы двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали

Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Ассонанс

Повторение звука у

Создает образ пролетающего ядра

Инверсия

Носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало,

Подчеркивает смысловую значимость данных глаголов, меняет интонацию стихотворения, которое здесь должно читаться быстрее, динамичнее

Риторическое восклицание

(использование восклицательных предложений)

Ну ж был денек!

Вам не видать таких сражений!

Наш рукопашный бой!

Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

 

Вывод: автор использовал разнообразные средства выразительности, все они  позволяют эмоционально и правдиво показать историческое событие.

Вопросы учителя классу (фронтальная работа):

1.      Достаточно ли этих средств, чтобы решить проблемную задачу? (Художественных средств достаточно, так как при прочтении стихотворения мы можем представить себе картину боя, понять чувства рассказчика.)

2.      Можно ли убрать одно из названых средств так, чтобы произведение сохранило свою выразительность? (Произведение прекрасно с художественной точки зрения, поэтому ничего убрать нельзя, это нарушило бы его целостность или не раскрыло бы авторскую идею в ее полноте.)

3.      Как именно М.Ю.Лермонтов использовал средства? (Каждое примененное автором художественное средство имеет свое значение  в стихотворении: глаголы передают стремительность боя, сравнения - его грандиозность, риторические восклицания -эмоции рассказчика, участника событий.)

4.      Почему он использовал именно их? (Использование именно этих средств передают тяжесть боя, решимость воинов отстоять независимость Родины, восхищение героизмом участников Бородинского сражения.)

 

10. Учитель организует обсуждение учащимися изученного материала в вопросно-ответной форме (игровой прием). Ученики вытаскивают вопросы из треуголки и называют того, кто будет отвечать. Ответивший вытаскивает следующий вопрос и задает следующему ученику. Если возникает затруднение при ответе, то отвечает тот, кто задавал.

1. Какие чувства испытывает молодой человек, задающий  вопрос ветерану? (Интерес к историческому событию. «Племяннику» известно о драматических страницах войны и героизме  защитников, но он хочет послушать оценку очевидца.)

2. Как называет рассказчик участников Бородинского сражения? (Он называет их богатырями.)

3. В какое время суток началось сражение? «Лишь утро осветило пушки и леса  синие  макушки…»

4. Каковы причины сдачи Москвы французам? (Сдача города неприятелю была вызвана как  объективными причинами, так и «Божьей волей»)

11Подведение итога урока и рефлексия. Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Мы справились с задачей?

Обращаемся к  учебной задаче урока (определить,  какими приемами  пользовался  М.Ю.Лермонтов для изображения Бородинского сражения)

·         Для изображения Бородинского сражения поэт использовал рассказ участника  событий. Это  придает произведению достоверность. (Прием использования монолога героя-участника событий)

·         В  произведении  соблюдена историческая точность  событий. (Реалистичность в изображении событий)

·         Использованы средства выразительности, передающие  динамизм, грандиозность и драматизм событий. (Прием языкового анализа)

·         Правдиво переданы чувства героев. (Психологическая достоверность)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

12. Контроль полученных знаний. Выполнение теста:

1.Историческое событие, о котором говорится в стихотворении «Бородино» произошло во время:

А) Отечественной войны 1812 года;

Б) Великой Отечественной  войны;

В) Первой мировой  войны.

2. Военная специальность героя стихотворения «Бородино», рассказывающего о сражении:

А) кавалерист;

Б) артиллерист;

В) пехотинец.

3.Персонаж стихотворения «Бородино», которому принадлежат слова:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой…»

А) старый солдат;

Б) полковник;

В) драгун.

4.В строках:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!..»  автор использовал:

А) аллегорию;

Б) метафору;

В) антитезу.

5. Изображение боя представляет собой:

А) повествование;

Б) рассуждение;

В) описание.

6.Фраза: «Гора кровавых тел»- содержит:

А) аллегорию;

Б) антитезу;

В) метафору.

7. Стиль речи, к которому можно отнести  фразы «у наших ушки на макушке», «ломить стеною»,  «постой-ка, брат мусью»:

А) разговорный;

Б) художественный;

В) научный.

8.  Повествование ведется от лица:

А) автора;

Б) молодого  солдата;

В) старого солдата.

9. Где находится Бородино?

А) под Парижем;

Б) под Киевом;

В) под Москвой.

10. Что русские солдаты  построили на Бородинском  поле?

А) замок;

Б) редут;

В) шалаш.

13.Оценивая свою работу на  уроке, продолжите фразу.

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Критерии решения учебной задачи: заполнение таблиц  в исследовательской работе, выполнение тестового задания.

14. Заключительное слово  учителя.

Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Свобода и независимость стран являются гарантией  их успешного развития.

 Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю. Лермонтова и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

15. Домашнее задание

1.Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

2.Подготовить иллюстрации к стихотворению или написать отзыв на стихотворение (мини-сочинение) (по желанию).


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект учебного занятия ФИО автора:

Проект учебного занятия ФИО автора:

Организует беседу о жизни

Организует беседу о жизни

Вступительная беседа. (актуализация знаний) -

Вступительная беседа. (актуализация знаний) -

Историческая справка. (Опережающее задание было дано 1 уч-ся

Историческая справка. (Опережающее задание было дано 1 уч-ся

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

Цитаты из исторической справки

Цитаты из исторической справки

Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел? 3

Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел? 3

Синтаксические средства (ряды однородных членов)

Синтаксические средства (ряды однородных членов)

Какие чувства испытывает молодой человек, задающий вопрос ветерану? (Интерес к историческому событию

Какие чувства испытывает молодой человек, задающий вопрос ветерану? (Интерес к историческому событию

Фраза: «Гора кровавых тел»- содержит:

Фраза: «Гора кровавых тел»- содержит:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023